
















В сентябре 1914 года до миссионерского поселения в восточной Африке доходит
информация, что Германия вступила в Первую мировую войну, и теперь английский
священник Самюэль Сойер является их врагом. Немецкий отряд, высадившийся
неподалеку, сжигает поселение, а Сойер сходит с ума от горя и вскоре умирает.
В живых остается сестра священника по имени Роза, которой теперь нечего
делать в сожженной деревне, и она решает покинуть его. Но единственный
транспорт, способный вывезти ее из африканских джунглей, это небольшой
старенький пароходик под названием «Африканская королева», которым владеет
уже давно живущий в этих местах соотечественник Розы, много пьющий и не
любящий женщин, Чарли Олнат. Роза просит его отвезти ее по реке до близлежащего
порта, откуда она вернется в Англию. Полное опасностей путешествие по
реке среди диких джунглей вместе с полным сарказма и пренебрежения к женщинам
вообще и миссии, которую выполняла Роза среди африканцев в частности,
Олнатом, не заканчивается с достижением океана. Оказывается, устье реки
контролируются немецким патрульным судном «Луиза», поэтому «Африканской
королеве» невозможно выйти в открытый океан и добраться до порта…
Один из лучших приключенческих фильмов в истории и лучший фильм Хамфри
Богарта. Первыми кандидатами на главные роли были Джон Миллс («Вокруг
света за 80 дней», 1956; «Большой сон»,
1978; «39 ступеней», 1978; «Ганди», 1982; «Франкенштейн»,
1992) и Бэтт Дэвис. Первый
раз Дэвис предложили роль в 1938 году, когда ее партнером мог стать Дэвид
Нивен, но актриса отказалась. Второй раз Дэвис предложили роль в 1947
году с партнером Джеймсом Мейсоном, но теперь она была беременна. Когда
Бэтт сама захотела получить эту роль в 1949 году, планы студии изменились.
Сцены в тростниковых речных зарослях снимались в Турции. Лодка, в честь
которой назван фильм, была на службе более 50 лет (1912-1968), а теперь
пришвартована возле отеля «Holiday Inn» на рифе Ларго во Флориде. Уолт
Дисней использовал сюжет этого фильма для своего аттракциона «Jungle Cruise»
в Диснейленде. Чтобы продемонстрировать свое отвращение к тому количеству
алкоголя, которое потребляли Джон Хьюстон и Хамфри Богарт во время съемок,
Кэтрин Хепберн пила только воду. В результате она сильно заболела дизентерией,
а Хьюстон и Богарт ни разу не заболели во время пребывания в Африке. Богарт
впоследствии хвастался, что ел только консервированную спаржу, бобы и
пил скотч. Во время съемок сцены в церкви Хепберн было так плохо, что
ее рвало каждый раз между дублями. Съемки проходили в Африке, сопровождались
малярией, дизентерией, отравлениями водой, встречами с дикими зверями
и ядовитыми змеями. Большая часть членов съемочной группы проболела почти
весь съемочный период. Джон Хьюстон в 1952 году рассказывал в интервью,
что он нанял местных аборигенов помогать съемочной группе, но многие из
них так и не появились на съемочной площадке, посчитав киношников каннибалами.
Студия «Columbia» первой купила права на роман для семейной четы Чарльза
Лафтона и Эльзы Ланчестер, но вместо этого сняла картину «Vessel of Wrath»
(1938) с аналогичным сюжетом, но она провалилась в прокате. Джон Хьюстон
разместил съемочную группу в Биондо, рядом с городком Stanleyville, где
были бар, ресторан (в первую очередь), а также несколько одноместных бунгало.
Так как лодка, на которой путешествовали герои, была слишком мала для
размещения камер и оборудования, то ее часть была воспроизведена на отдельном
плоте. Сцены же внутри каюты снимались в Лондоне, как и большинство сцен
с второстепенными персонажами. Роберт Морли, сыгравший священника Сойера,
вообще все свои сцены отснял в Лондоне. На съемочной площадке Хамфри Богарта
постоянно сопровождала его жена Лорен Баколл, наводившая в лагере съемочной
группы уют и готовившая ей обед. Именно тогда началась ее многолетняя
крепкая дружба с Кэтрин Хепберн. Союз кинематографистов Берлина потребовал
изъять картину из числа участников Берлинского кинофестиваля, как анти-германскую.
Джон Хьюстон очень любил охотиться и однажды уговорил Хепберн присоединиться
к нему. Случайно он завел ее в самое логово диких животных, откуда им
едва удалось уйти живыми. Для сцены, где тело Богарта покрыто пиявками,
актер требовал использовать резиновые модели, но Хьюстон выписал с лондонской
студии разводчика настоящих пиявок. Хамфри Богарт так сильно нервничал,
что его действительно пришлось снимать с резиновыми пиявками, а крупный
план с пиявками на груди сняли на самом разводчике. Это первый цветной
фильм Кэтрин Хепберн. Саму лодку дважды топили во время съемок и потом
поднимали. Местные аборигены видели только затопление лодки, после чего
убегали, а когда на следующий день возвращались и вновь видели ее плывущей,
очень пугались. Хамфри Богарт получил свой единственный «Оскар» как лучший
актер, а картина номинировалась за лучшую режиссуру, сценарий и актрису
(Хепберн). Британская киноакадемия номинировала Богарта на свой приз «BAFTA»
как лучшего иностранного актера. В 1994 году картина была внесена на хранение
в медиатеку при конгрессе США. Только за право использования фильма на
территории США картина выручила 4, 3 миллиона долларов.