Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«АФРИКАНСКАЯ КОРОЛЕВА»
(The African Queen)

Великобритания, 1951, 105 мин., «United Artists»
Режиссер и сценарист Джон Хьюстон, композитор Алан Грей
В ролях Хамфри Богарт, Кэтрин Хепберн, Роберт Морли, Питер Балл

В сентябре 1914 года до миссионерского поселения в восточной Африке доходит информация, что Германия вступила в Первую мировую войну, и теперь английский священник Самюэль Сойер является их врагом. Немецкий отряд, высадившийся неподалеку, сжигает поселение, а Сойер сходит с ума от горя и вскоре умирает. В живых остается сестра священника по имени Роза, которой теперь нечего делать в сожженной деревне, и она решает покинуть его. Но единственный транспорт, способный вывезти ее из африканских джунглей, это небольшой старенький пароходик под названием «Африканская королева», которым владеет уже давно живущий в этих местах соотечественник Розы, много пьющий и не любящий женщин, Чарли Олнат. Роза просит его отвезти ее по реке до близлежащего порта, откуда она вернется в Англию. Полное опасностей путешествие по реке среди диких джунглей вместе с полным сарказма и пренебрежения к женщинам вообще и миссии, которую выполняла Роза среди африканцев в частности, Олнатом, не заканчивается с достижением океана. Оказывается, устье реки контролируются немецким патрульным судном «Луиза», поэтому «Африканской королеве» невозможно выйти в открытый океан и добраться до порта…
Один из лучших приключенческих фильмов в истории и лучший фильм Хамфри Богарта. Первыми кандидатами на главные роли были Джон Миллс («Вокруг света за 80 дней», 1956; «Большой сон», 1978; «39 ступеней», 1978; «Ганди», 1982; «Франкенштейн», 1992) и Бэтт Дэвис. Первый раз Дэвис предложили роль в 1938 году, когда ее партнером мог стать Дэвид Нивен, но актриса отказалась. Второй раз Дэвис предложили роль в 1947 году с партнером Джеймсом Мейсоном, но теперь она была беременна. Когда Бэтт сама захотела получить эту роль в 1949 году, планы студии изменились. Сцены в тростниковых речных зарослях снимались в Турции. Лодка, в честь которой назван фильм, была на службе более 50 лет (1912-1968), а теперь пришвартована возле отеля «Holiday Inn» на рифе Ларго во Флориде. Уолт Дисней использовал сюжет этого фильма для своего аттракциона «Jungle Cruise» в Диснейленде. Чтобы продемонстрировать свое отвращение к тому количеству алкоголя, которое потребляли Джон Хьюстон и Хамфри Богарт во время съемок, Кэтрин Хепберн пила только воду. В результате она сильно заболела дизентерией, а Хьюстон и Богарт ни разу не заболели во время пребывания в Африке. Богарт впоследствии хвастался, что ел только консервированную спаржу, бобы и пил скотч. Во время съемок сцены в церкви Хепберн было так плохо, что ее рвало каждый раз между дублями. Съемки проходили в Африке, сопровождались малярией, дизентерией, отравлениями водой, встречами с дикими зверями и ядовитыми змеями. Большая часть членов съемочной группы проболела почти весь съемочный период. Джон Хьюстон в 1952 году рассказывал в интервью, что он нанял местных аборигенов помогать съемочной группе, но многие из них так и не появились на съемочной площадке, посчитав киношников каннибалами. Студия «Columbia» первой купила права на роман для семейной четы Чарльза Лафтона и Эльзы Ланчестер, но вместо этого сняла картину «Vessel of Wrath» (1938) с аналогичным сюжетом, но она провалилась в прокате. Джон Хьюстон разместил съемочную группу в Биондо, рядом с городком Stanleyville, где были бар, ресторан (в первую очередь), а также несколько одноместных бунгало. Так как лодка, на которой путешествовали герои, была слишком мала для размещения камер и оборудования, то ее часть была воспроизведена на отдельном плоте. Сцены же внутри каюты снимались в Лондоне, как и большинство сцен с второстепенными персонажами. Роберт Морли, сыгравший священника Сойера, вообще все свои сцены отснял в Лондоне. На съемочной площадке Хамфри Богарта постоянно сопровождала его жена Лорен Баколл, наводившая в лагере съемочной группы уют и готовившая ей обед. Именно тогда началась ее многолетняя крепкая дружба с Кэтрин Хепберн. Союз кинематографистов Берлина потребовал изъять картину из числа участников Берлинского кинофестиваля, как анти-германскую. Джон Хьюстон очень любил охотиться и однажды уговорил Хепберн присоединиться к нему. Случайно он завел ее в самое логово диких животных, откуда им едва удалось уйти живыми. Для сцены, где тело Богарта покрыто пиявками, актер требовал использовать резиновые модели, но Хьюстон выписал с лондонской студии разводчика настоящих пиявок. Хамфри Богарт так сильно нервничал, что его действительно пришлось снимать с резиновыми пиявками, а крупный план с пиявками на груди сняли на самом разводчике. Это первый цветной фильм Кэтрин Хепберн. Саму лодку дважды топили во время съемок и потом поднимали. Местные аборигены видели только затопление лодки, после чего убегали, а когда на следующий день возвращались и вновь видели ее плывущей, очень пугались. Хамфри Богарт получил свой единственный «Оскар» как лучший актер, а картина номинировалась за лучшую режиссуру, сценарий и актрису (Хепберн). Британская киноакадемия номинировала Богарта на свой приз «BAFTA» как лучшего иностранного актера. В 1994 году картина была внесена на хранение в медиатеку при конгрессе США. Только за право использования фильма на территории США картина выручила 4, 3 миллиона долларов.