Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«БЕЗУМИЕ»
(Amok)

Греция, 1963, 85 мин., ч/б, «Finos Film»
Режиссер и сценарист Динос Димопулос, сценарист Лазарос Монтанарис
В ролях Флоретта Зана, Лефтерис Вурнас, Анна Венети, Такис Эммануэль, Зета Апостолу

Десять женщин, сбежавшие из тюрьмы, прячутся на пустынном острове в Эгейском море. В это же время на остров для поисков клада прибывают несколько мужчин во главе с бывшим нацистом…
Едва ли не первый греческий фильм, который я смотрел-и пример оказался на диво удачным. Признаться, я уже и подзабыл, что такие фильмы бывают: честная приключенческая драма, на редкость неглупая и эмоциональная. Парадоксальным образом, этот фильм, действие которого происходит через пять лет после второй мировой, на мой взгляд, говорит о войне и ее воздействии на людей гораздо больше, чем многие эпические полотна, живописующие боевые столкновения во всей красе. В дальнейшем обсуждении будет некоторое количество спойлеров. Более того: в отличие от большинства приключенческих фильмов, здесь нет ни правых, ни виноватых. Главные героини? Как ни крути, но они сидели в тюрьме, без надежды на освобождение-а значит, за достаточно серьезные преступления. Да, пару раз проскальзывают оправдательные нотки: меня пытались изнасиловать и плеснула ему кислотой в лицо. А я вообще стала бродягой, после того, как всю семью угнали в концлагерь. Может быть, но глядя, с какой готовностью во время побега девушки бьют охрану и водителя камнями по голове-начинаешь сомневаться в их невинности. Удары-то мало похожи на чисто оглушающие. Но самое интересное начинается на острове: по началу девушки хотят лишь переждать недельку, пока пыль уляжется-а потом бежать куда глаза глядят, радуясь свободе. Но как только речь заходит о сокровищах-интонация меняется: а куда мы пойдем, без золота пропадем. В общем, золото нам тоже нужно. Словом, нормальные, приземленные бабенки, весьма реалистично выписанные-и далекие от стандартов романтических героев приключенческого кино. Нацист? Плохой парень, солдафон-однозначно, ага. Но он любит сына-настолько, что поддался на шантаж, показал слабину. Да, он фашист-но не лишенный человеческих качеств. Смешной и печальный одновременно, очень запоминающийся кадр-тот, где он радостно улыбается, заслышав сделанные сыном выстрелы. Словом, здесь нет ни героев, ни злодеев-нормальные, правдоподобно выписанные люди. К слову сказать, в роли еврейки Сары, которая незаметно оказывается главной героиней фильма-супруга режиссера, Флоретта Зана. Правда, ее линия в фильме на меня и произвела наименьшее впечатление: как раз Сара и забежала на экран из обычных приключенческих фильмов. Главных достоинств у фильма два, на мой взгляд: во-первых, он просто и красиво снят и сыгран, ни режиссер, ни актеры не пытались судорожно изобретать велосипед, дабы ублажить критиков. Они рассказывали историю, интересную саму по себе. Причем рассказывали вдумчиво: к примеру, единственная сцена фильма, в которой два персонажа занимаются любовью, показана в тенях и без подробностей-потому что они не важны. Для сюжета важнее не эмоции этих персонажей, а реакция других девушек на происходящее в этих тенях. Второе достоинство вытекает из первого: это умный фильм, но его глубоко содержание-не самоцель, не напыщенная попытка режиссера высказать вечные истины. Большинство поступков персонажей логично вытекают из их характеров и столкновений между ними-а в качестве побочного явления возникают и умные мысли. Потому и фильм ощущаешь как целительный глоток после мутного артхауса, где история-побочный продукт невнятных и неглубоких авторских измышлений. Хороший фильм.