Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«ВОСКРЕСНИ, ЛЮБОВЬ МОЯ»
(Arise, My Love)

США, 1940, 110 мин., ч/б, «Paramount»
Режиссер Митчелл Лейзен, сценаристы Билли Уайлдер и Чарльз Брекетт
В ролях Клодетт Колбер, Деннис О'Киф, Рэй Милланд, Уолтер Абель, Джоздж Зукко, Дик Пурселл

Испания. Лето 1939 года. Гражданская война закончилась. Американский летчик Том Мартин, воевавший добровольцем, попал в плен к франкистам и приговорен к смертной казни. Уже стоящий перед расстрельной командой, Том внезапно освобожден. Как выяснилось-из-за вмешательства представившейся его женой американской журналистки Августы «Густы» Нэш, которая искала хороший сюжет для репортажа и случайно узнала о нем. Обманув начальника тюрьмы Густа организует побег Тома. Преследуемые полицией, угнав вначале такси, а затем самолет, они бегут через границу во Францию. В Париже Том безуспешно пытается ухаживать за Августой, а когда она отправляется корреспондентом в Берлин-он следует за ней. Том и Густа понимают, что любят друг друга, и собираются пожениться, но с вторжением Гитлера в Польшу и началом Второй мировой войны они вынуждены бежать из Германии. Они берут билеты на злополучный лайнер «Атения», который торпедируется немецкой подводной лодкой. Спасенная британскими моряками пара оказываться в Англии. Они решают отложить свадьбу и драться с врагом до конца: Том идет служить в ВВС Великобритании, а Августа отправляется военным корреспондентом во Францию. Осенью в Париже влюбленные воссоединяется, но немецкие танки уже во Франции, и пара возвращается домой в США, чтобы мобилизовать американцев на борьбу с фашизмом. Густа решает в своих репортажах «сказать то, что она хочет сказать», а Том-«сделать десятки тысяч пилотов для десятков тысяч самолетов»…
Американская романтическая комедия. Сценарий написан Чарльзом Брэкеттом и Билли Уайлдером по мотивам оригинальной истории Бенджамина Глейзера и Ханса Секея. Снятый в начале Второй мировой войны в Европе и основанный на реальных событиях, фильм повлиял на отношение американцев к войне и вступление США в битву с нацистской Германией: «Сценарий был пророческим в 1940 году». В 1941 году фильм получил премию «Оскар» за лучший литературный первоисточник. В основе фильма история американского пилота Гарольда Даля, который во время Гражданской войны в Испании добровольцем сражался в составе испанских республиканских ВВС под именем Эрнандо Диас. На его счету было пять подтвержденных сбитых самолетов противника. 13 июня 1937 года он был сбит и попал в плен. Приговоренный к смертной казни, он три года содержался в тюремной камере, пока дипломатические службы предпринимали усилия для его освобождения. Летом 1940 года Даль был освобожден и вернулся в США. Ходили слухи, что его первая жена Эдит Роджерс, известная певица впечатляющей красоты, посетила Франсиско Франко, чтобы умолять его сохранить мужу жизнь. Прототипом Августы Нэш является, по общему мнению, Марта Геллхорн-одна из величайших военных корреспондентов 20-столетия, жена писателя Эрнеста Хемингуэя. Фильм «является удивительным отражением восприятия Голливудом меняющегося отношения американцев к угрозе, исходящей от нацистского режима», и содержит, например, насмешки над Адольфом Гитлером. Так, когда Том, выходя из тюрьмы, просит франкистов позаботиться об Адольфе и поясняет: «Крыса. Я научил его держать лапу вот так (делает нацистское приветствие)». В сцене в поезде, когда Том собирается спать, а Густа усаживается ознакомится с «Майн Кампф» Гитлера, Том произносит фразу: «Разбуди меня, когда доберешься до той части, где он претендует на Милуоки», после чего книга летит в окно. Также лента содержит косвенную критику изоляционистов, например, в сцене, где один из добровольцев демонстративно отвечает, что не знает Линдберга. В то время одни считали фильм попыткой привлечь внимание к войне в Европе-это один из первых кинофильмов, сюжет которых непосредственно связан с политическими событиями в Европе-и предупредить о надвигающейся опасности: «Сценарий был пророческим в 1940 году, утверждая, что это был лишь вопрос времени, когда Америка будет вовлечена во Вторую мировую войну». Другие же считали фильм пропагандистским: лента была обвинена «в разжигании войны и попытке втянуть Америку в войну» газетой «The Kansas City Star», пользовавшейся в то время влиянием в американской политике. Газета из столицы штата Миссури представляла интересы сенатора от этого штата, бывшего президента США Герберта Гувера, выступавшего за то, чтобы не вмешиваться во Вторую мировую войну и предоставить всю Европу Гитлеру, и критиковавшего политику действующего президента США Франклина Рузвельта. Название фильма происходит от фразы из Ветхого Завета: «любимый мой сказал мне: встань, любимая моя, прекрасная моя». С названием связано и прозвище героини-Густа. О запуске фильма в производство было объявлено 8 апреля 1940 года в газете «The Hollywood Reporter». Над фильмом работала та же команда, что перед этим сняла в 1939 году фильм «Полночь», который был назван «самой веселой, остроумной и озорной комедией», а в 2013 внесен в Национальный реестр фильмов. Главную роль там также сыграла Клодетт Кольбер-одна из самых высокооплачиваемых голливудских звезд 1930-40-х годов (в 1938-42 годах самая высокооплачиваемая). В 1999 году Американским институтом киноискусства она названа 12-ой в списке 100 величайших звезд кино за 100 лет. Первоначально на роль Тома планировался Джоэл Маккри, но он в это время снимался в фильме «Иностранный корреспондент», продюсер которого не захотел отпускать актера. В итоге режиссер по просьбе Кольбер назначил на эту роль Рэя Милланда. Сценарий постоянно изменялся и включал в себя реальные события, такие как недавнее потопление фашистами лайнера «Атения» и случившиеся уже в последние дни съемок падение Парижа и подписание перемирия между Францией и Германией в Компьенском лесу. Как заметила Кольбер, фильм «начинался как эксцентрическая комедия, а в итоге оказался Битвой за Британию». Режиссер и продюсер знали, что фильм стоит на тонком льду политики, поскольку США еще не вступили в войну, и любой фильм, касающийся войны, безусловно, оскорбит какую-то часть общественности, а также повлияет на внешний рынок. Чтобы защитить себя насколько это возможно, все сцены с антинацистскими диалогами имели альтернативные дубли, которые были смягчены, и режиссер откладывал съемки концовки до последнего дня, чтобы финал фильма был продиктован заголовками утренних газет. Кроме того, режиссер старался обойти Кодекс Хейса: иногда специально «для прикрытия» вводил в сцены очевидно нарушающие его фразы, а затем по указанию цензора вырезал их из фильма. Благодаря этому задуманные им ходы цензура не заметила. Съемки картины велись с 24 июня до середины августа 1940 года. Примечательно, что 17 августа 1940 года, через два дня после завершения съемок, нацисты запретили показ в Германии всех американских фильмов. Фильм полностью снят на студии в Голливуде, за исключением нескольких сцен-побережья Калифорнии и окрестностей испанского города Бургос. В качестве испанского самолета в фильме задействован американский самолет SM-6000 Airliner, полеты выполнял известный пилот Поль Манц. В сцене, где Том пытается напоить Августу, актеры пили настоящий алкоголь-коктейль из мятного сиропа и шампанского. На этом для реалистичности настаивал режиссер фильма. В итоге после нескольких дублей актеров отвезла домой скорая. Клодетт Кольбер однажды сказала, что этот фильм был лично для нее любимым фильмом из всех, в которых она снималась: «Это такая картина, которая редко случается». Известно, что актриса, несмотря на возможность по условиям контракта уйти в 18:00, оставалась на съемочной площадке допоздна, считая, что фильм заслуживает того: режиссер вспоминал, что одну сцену она исполняла дубль за дублем и только почти за полночь окончила работу. Считая сценарий Чарльза Брэкетта его лучшей работой, после многократных попыток сыграть одну сцену она расплакалась: «Я просто не могу передать красоту этого поворота сюжета Чарли». Звучащая в фильме песня «Dream Lover» (музыка Виктора Шерзингера, стихи Клиффорда Грея) впервые прозвучала в фильме 1929 года «Парад любви». В 1942 году по фильму была сделана радиопостановка. Тома озвучил игравший его в фильме Рэй Милланд, роль Августы озвучивала Лоретта Янг. Многие смешные фразы из фильма стали крылатыми, но наибольшую известность получила фраза начальника Густы-издерганного редактора газеты Филлипса: «Я не счастлив. Я совсем не счастлив». Эта фраза стала в США национальной поговоркой 1940 года, и является крылатой до настоящего времени. При этом отмечается, что для того чтобы оценить фразу и «получить полный восхитительный эффект», нужно увидеть сцену с этим самым редактором. В 1941 году фильм получил премию «Оскар» за лучший литературный первоисточник (Бенджамин Глейзер и Ханс Секей), и был трижды номинирован: за лучшую музыку к фильму (Виктор Янг), за лучшую операторскую работу (Чарльз Лэнг) и за лучшую работу художника-постановщика (Ханс Дрейер и Роберт Ушер). В 1989 году историк кино Стивен Шойер назвал фильм «важной, почти забытой комедей-мелодрамой». Студия «Paramount» выпустила фильм увлекательно романтичный, доказывающий, что любовь найдет путь через опасности воздушных налетов, торпедных атак и вражеского вторжения. Вчера мы были поставлены лицом к реальности, ибо «Воскресни, любовь моя», которая была принята с таким большим восторгом в кинотеатре «Парамаунт», оказалась не безоблачной, легкомысленной любовной интрижкой, а отрезвляющей работой на тему романтики и войны. Фильм сурово вызывает на битву таких двух самых очаровательных представителей легкомыслия как Клодетт Кольбер и Рэй Милланд. Он героически выпрямляет спины этих двух случайных и очевидно циничных обывателей. Не так давно фильмы показывали последнюю мировую войну, как отправную точку для потерянного поколения. «Вокресни, любовь моя» переворачивает отношение к нынешней войне. Клодетт Кольбер и Рэй Милланд восхитительны…в искрометной, умной и важной для культуры комедии-драме 1940 года режиссера Митчелла Лейзена…Фильм доносит сильный призыв прийти на помощь и столь же актуален в отношении мировой ситуации, как и сейчас.