Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«ПСИХБОЛЬНИЦА»
(Asylum)

Великобритания, 1972, 88 мин., «Amicus Productions»
Режиссер Рой Уорд Бейкер, композитор Дуглас Геймли, продюсер Милтон Суботски, сценарист Роберт Блох
В ролях Патрик Маги, Барбара Паркинс, Шарлотта Рэмплинг, Герберт Лом, Сильвия Симс, Ричард Тодд, Питер Кашинг, Роберт Пауэлл, Барри Морс

Молодой психиатр доктор Мартин, полный радужных надежд, приезжает в психбольницу Дансмора, где надеется быть принятым на работу. Главный врач клиники, доктор Стар, был помещен к своим бывшим пациентам из-за умственного расстройства. Его ассистент, доктор Рутерфорд, чтобы проверить компетенцию прибывшего, показывает доктору Мартину четырех пациентов, среди которых находится и доктор Стар. Доктор должен выслушать их, идентифицировать и обнаружить безумного главного врача. Первая история называется «Замороженный страх». Уолтер задумал вместе со своей любовницей Бонни убить жену, которая недавно побывала в духовной школе в Африке, где обучалась ритуалам обряда вуду. Уолтер убивает ее, расчленяет тело, заворачивает куски в коричневую бумагу и кладет их в холодильник, сопровождая словами «Rest in peaces» (игра слов «peace»-мир, «peaces»-кусочки; выражение «Покойся с миром» американцы высекают на надгробиях; в данном случае это звучит, как «Покойся в кусочках»). Но дело в том, что женщина не умерла. На кухне Уолтер видит галлюцинацию: катящуюся голову своей супруги. Он в испуге спускается в погреб, где его душит одна из рук жены. Когда приезжает любовница Уолтера, его дома уже нет. Бонни спускается в погреб и видит его мертвое тело в холодильнике. Она видит голову, дышащую внутри коричневой бумаги. Другие части тела приближаются к ней, а рука хватает девушку за волосы. Бонни теряет сознание и сходит с ума. Вскоре ее обнаруживает полиция. Вторая история под названием «Странный Тэйлор». Портному Бруно Тэйлору нужны деньги, чтобы заплатить арендную плату. Он шьет костюм для мертвого сына мистера Смита, в надежде, что тот хорошо заплатит. Мистер Смит собирается с помощью магической книги и костюма, сшитого из особенного материала, возвратить сына к жизни. После того, как костюм сшит, мистер Смит говорит, что у него нет денег и требует костюм. Тэйлор убивает его из ружья, возвращается в мастерскую и собирается сжечь костюм. Он одевает его на манекен, но тот неожиданно оживает и убивает жену Тэйлора, а тот в свою очередь сходит с ума. Третья история называется «Люси намерена остаться». Барбара возвращается в семейный дом своего брата Джорджа после пребывания в психиатрической лечебнице после нервного срыва. Она очень недовольна тем обстоятельством, что Джордж нанял для нее сиделку. Но она просто приходит в бешенство, когда появляется ее подруга Люси и намекает, что Джордж предлагал ей уехать вместе с ним, когда унаследует все состояние. Вместе девушки начинают планировать свое спасение. Они перерезают телефонный провод, подсыпают яд в чай Джорджа, и, в конце концов, Барбара закалывает ножницами и брата и сиделку. После этого она смотрит в зеркало и видит…Люси. Оказывается, у нее элементарное раздвоение личности и запущенная форма шизофрении. Четвертая история имеет название «Ужасные манекены». Доктор Байрон нейрохирург, но в психбольнице у него появилось другое хобби. Он делает маленькие куклы, которые имеют лица коллег. Однажды он делает куклу со своим собственным лицом и заявляет, что концентрацией воли сможет приказать ей отомстить доктору Рутенфорду. Кукла действительно оживает. Доктор Мартин говорит Рутенфорду, что именно Байрон был безумным главврачом и отправляется в его кабинет звонить в полицию. Рутенфорд пытается остановить его, но подоспевшая кукла вонзает скальпель в его шею. Доктор Мартин раздавливает куклу ногой, обнаруживая человеческие останки в игрушке. После чего он обнаруживает мертвеца в кабинете главного врача. Оказывается, это настоящий Рутенфорд, а доктор Байрон-быший главврач психбольницы! Но эта мысль приходит к доктору Мартину слишком поздно. Доктор Стар душит доктора. Фильм заканчивается тем, что доктор Стар сидит в кресле и приглашает другого кандидата для собеседования…
Среди всех английских фильмов ужасов, состоящих из скетчей, за исключением классической картины «Глухая полночь» (1945), этот-самый лучший. С одной стороны, каждый эпизод по качественному содержанию не уступает другим, что придает ему однородность, чего нет у большинства фильмов этого жанра. А с другой стороны, он избежал произвольной последовательности. Каждый эпизод-есть часть головоломки и участвует в построении цельной структуры фильма. Практически нельзя определить, где мы находимся: в фантазиях или реальном мире. Рой Уорд Бейкер начал снимать картины для студий «Amicus» и «Hammer», благодаря которым его и запомнили, только в возрасте 51 года. Компания «Amicus» создала еще шесть антологии, содержащих короткие рассказы: «Дом кошмаров доктора ужаса» (1965), «Сад пыток» (1967), сценарий к которому также написал Блох, «Дом, где падает кровь» (1970), «Байки из склепа» (1972), «Склеп ужасов» (1973), «Из могилы» (1973). В картине использована музыка Мусоргского из произведений «Ночь на лысой горе» и «Картинки с выставки». Герберт Лом снимался всего полдня, а получил гонорар как за полный день съемок. Питер Кашинг снимался всего два дня. Актер Ричард Тодд позднее признавался, что сожалеет о том, что снялся в этом фильме. На Берлинском международном кинофестивале картина получила свпециальный приз.