Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«СВЯЖИ МЕНЯ»
(Atame)

Испания, 1990, 111 мин., «El Deseo S.A.»
Режиссер, сценарист и продюсер Педро Альмодовар, композитор Эннио Морриконе
В ролях Мария Барранко, Виктория Авриль, Антонио Бандерас, Франсиско Рабаль

Молодой парень Рикки выписывается из психиатрической клиники и начинает преследовать Марину-актрису, порнозвезду и наркоманку, с которой имел случайную связь год назад во время одного из побегов. Герой похищает Марину и держит связанной, пока сам спит или вынужден отлучаться по делам. Постепенно у похищенной развивается стокгольмский синдром, и она влюбляется в Рикки. Однажды Марине выпадает шанс спастись, однако вместо этого она отправляется на поиски Рикки в деревню, которую тот мечтал посетить…
Хороший фильм. Стокгольмский синдром-термин, популярный в психологии, описывающий защитно-бессознательную травматическую связь, взаимную или одностороннюю симпатию, возникающую между жертвой и агрессором в процессе захвата, похищения и применения угрозы или насилия. Под воздействием сильного переживания заложники начинают сочувствовать своим захватчикам, оправдывать их действия и, в конечном счете, отождествлять себя с ними, перенимая их идеи и считая свою жертву необходимой для достижения общей цели. Вследствие видимой парадоксальности психологического феномена термин «стокгольмский синдром» стал широко популярен и приобрел много синонимов. Авторство термина «стокгольмский синдром» приписывают криминалисту Нильсу Бейероту, который ввел его во время анализа ситуации, возникшей в Стокгольме во время захвата заложников в августе 1973 года. Заложники защищали своих похитителей после освобождения и не соглашались давать показания против них в суде. Механизм психологической защиты, лежащий в основе стокгольмского синдрома, был впервые описан Анной Фрейд в 1936 году, когда и получил название «идентификация с агрессором». Исследователи полагают, что стокгольмский синдром является не психологическим парадоксом, не расстройством или синдромом, а скорее нормальной реакцией человека на сильно травмирующее психику событие. Так, стокгольмский синдром не включен ни в одну классификацию психических расстройств. Согласно данным ФБР о более чем 1200 случаев захвата заложников с баррикадированием захвативших в здании, стокгольмский синдром отмечен всего в 8% случаев. 23 августа 1973 года освобожденный из тюрьмы Ян-Эрик Олссон в одиночку захватил банк «Kreditbanken» (Стокгольм), ранив одного полицейского и взяв в заложники четверых работников банка: трех женщин (Биргитту Лундблад, Кристин Энмарк, Элисабет Ольдгрен) и мужчину (Свена Сефстрема). По требованию Олссона полиция доставила в банк его сокамерника Кларка Улофссона. Заложники звонили премьер-министру Улофу Пальме и требовали выполнить все условия преступников. 26 августа полицейские просверлили отверстие в потолке и сфотографировали заложников и Улофссона, однако Олссон заметил приготовления, начал стрелять и пообещал убить заложников в случае газовой атаки. 28 августа газовая атака все-таки состоялась. Через полчаса захватчики сдались, а заложников вывели целыми и невредимыми. Бывшие заложники заявили, что боялись не захватчиков, которые ничего плохого им не сделали, а полиции. По некоторым данным, они за свои деньги наняли адвокатов Олссону и Улофссону. Психиатр Нильс Бейерут, который консультировал полицию во время инцидента, и решения которого критиковались заложниками, для объяснения их поведения придумал термин Норрмальмсторгский синдром, впоследствии трансформировавшийся в понятие «стокгольмский синдром». В ходе судебного разбирательства Улофссону удалось доказать, что он не помогал Олссону, а, напротив, пытался спасти заложников. С него сняли все обвинения и отпустили. На свободе он встретился с Кристин Энмарк, и они стали дружить семьями. Олссон был приговорен к 10 годам тюремного заключения, где впоследствии получал много восхищенных писем от женщин. Опасность стокгольмского синдрома заключается в действиях заложника против собственных интересов, как, например, воспрепятствование своему освобождению. Известны случаи, когда во время антитеррористической операции заложники предупреждали террористов о появлении спецназовца, и даже заслоняли террориста своим телом[. В других случаях террорист прятался среди заложников и никто его не разоблачал. Как правило, стокгольмский синдром проходит после того, как террористы убивают первого заложника. Сцена секса главных героев потребовала 9 дублей и девять часов съемок. Режиссер выбрал последний дубль. Знаменитый режиссер Элиа Казан позднее заметил, что это одна из лучших сцен секса, которую он видел в кинематографе. На Берлинском кинофестивале картина номинировалась на «Золотого медведя». На кинофестивале в Картахене Антонио Бандерас был назван лучшим актером. Французская киноакадемия номинировала картину на свой приз «Сезар» за лучший иностранный фильм. Испанская киноакадемия номинировала картину на свой приз «Гойя» за лучшую операторскую работу, актера (Антонио Бандерас), актрису (Виктория Абриль), костюмы¸ режиссуру, монтаж, грим, музыку, художественное оформление, сценарий, звук, актера и актрису второго плана (Франсиско Рабаль и Лолес Леон) и как лучший фильм года. В прокате США картина собрала 4 миллиона долларов.