Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«РОЖДЕНИЕ НАЦИИ»
(The Birth of a Nation)

США, 1915, 195 мин., «David W. Griffith Corp./Epoch Producing Corporation»
Режиссер Дэвид Уарк Гриффит по Томасу Диксону
В ролях Маэ Марш, Лилиан Гиш, Генри Уолтхолл, Уолтер Лонг, Мириам Купер, Ральф Льюис

Фильм Д. У. Гриффита «Рождение нации»-один из наиболее почитаемых и, вместе с тем, наиболее критикуемых в истории кинематографа. Он примечателен тем, что имеет все основания вызывать подчас кардинально противоположные отклики. Несмотря на то что фильм был снят по пьесе с явным оттенком расизма-«Тайное общество: исторический роман о ку-клукс-клане» Томаса Диксона, Гриффит, по большому счету, оставался индифферентным этой теме. Однако данный факт сыграл с ним злую шутку, превратив ее в объект постоянных споров, не прекращающихся на протяжении практически ста лет. Но за все эти годы ни техническая сторона картины, ни игра актеров не подвергались критике. В очередной раз Гриффит оказался более интересен своими визуальными эффектами чем глубиной идеи, и в этом отношении заложил стандарты современного Голливуда. Откровенно говоря, «Рождение нации»-первая историческая эпопея, доказавшая, что даже в полной тишине зрители могут выдержать трехчасовую драму. Наряду с бесчисленными художественными инновациями Гриффит, по существу, создал современный язык кинематографа, и, хотя некоторые элементы «Рождения нации» могут показаться старомодными, практически в каждой современной киноленте можно заметить схожие с ней черты как образов, так и композиции. Гриффит открыл для кинематографа эффектные крупные планы, стоп-кадры и другие возможности кинокамеры, параллельный монтаж, нарезку кадров, комбинированные съемки и иные способы монтажа. Также впервые для фильма была специально написана музыка. Первая часть фильма рассказывает о жизни рабов в Америке до Гражданской войны. Зрители знакомятся с двумя семьями: северянами Стоунменами и южанами Кэмеронами. Сюжет подан через истории этих семей и их слуг, демонстрируя наихудшие стереотипы расизма. Когда нация раздроблена войной, рабы и сторонники отмены рабства рассматриваются как разрушительная сила. Расизм фильма плавно растет во второй части, где речь идет о реконструкции Юга после Гражданской войны и расцвете движения ку-клукс-клана, члены которого представлены настоящими героями. Будет опрометчиво заявлять, что Гриффит излишне перегружает сюжет историей любви на фоне расовой войны. Но именно она заставляет переживать человеческие эмоции. Несомненно, «Рождение нации»-сильнейший инструмент пропаганды. Кажется, можно сделать единственный вывод: что лишь ку-клукс-клан может сохранить единство нации, поэтому неудивительно, что с момента выхода фильм вызывал бури эмоций. Возражения поступили со стороны Национальной ассоциации защиты цветного населения, подняв настоящий бум, и Гриффит дал свой ответ на критику в новом и более претенциозном фильме «Нетерпимость» (1916). Тем не менее, и по сей день «Рождение нации», несмотря на свое содержание, остается почитаемой и интересной кинолентой.