Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«БОКСЕР»
(Bokser)

Польша, 1967, 93 мин., ч/б, «P.P. Film Polski»
Режиссер Юлиан Дзедзина, сценаристы Ежи Сушко и Богдан Томашевски
В ролях Даниэль Ольбрыхски, Тадеущ Калиновски, Мацей Дамецки, Ян Энглерт

Молодой боксер учится у доброго, знающего менеджера, готовящего его к Олимпиаде. Он дерется с ведущим боксером, имеет короткий роман с девушкой и попадает в тюрьму за избиение группы подонков, которые смеялись над ним во время пьяного веселья. Но наш герой реабилитирован и получает путевку на Олимпиаду, где побеждает…
Из журнала «Искусство кино». Александр Яцкевич и Зыгмунт Калужиньский принадлежат, бесспорно, к числу наиболее влиятельных и известных польских кинокритиков. Их точки зрения на новый фильм режиссера Юлиана Дзедзины диаметрально противоположны. «Боксер»-удача»-утверждает в самом начале своей рецензии в «Политике» Калужиньский. «Боксер»-скверный фильм»-также в начале рецензии уведомляет читателей Яцкевич в еженедельнике «Жице литерацке». Оба критика но ограничиваются, конечно, тем, что просто высказывают свою точку зрения-они ее аргументируют (и каждый по-своему убедительно). Калужиньский ставит в заслугу режиссеру то, что он «удачно пользуется языком современного кино. Стиль этот-продолжает автор-разумеется не нов, это язык «новой волны», практикуемый уже повсеместно, во всем мире. У нас он однако все еще редкость». Критик подробно анализирует работу режиссера, высоко отзывается он также о мастерстве исполнителя главной роли Даниэля Ольбрыхского, создавшего «психологический портрет спортсмена, одержимого желанием победы». Основное действие фильма происходит в течение нескольких часов перед международным поединком, во время Олимпиады в какой-то неназванной, видимо, латиноамериканской стране. «О прошлом героя-пишет тот же Калужиньский-мы узнаем из «нововолновых» воспоминаний-наплывов. Оказывается, что он в некотором роде хулиган, отсидевший срок в тюрьме и дисквалифицированный. Однако его тренер поручился за него, его послали на Олимпиаду, и молодой человек выигрывает бой с советским партнером, бой, который является финальной кульминацией фильма». Калужиньский пишет, что авторы фильма показали героя, как существо по сути примитивное, лишенное духовной жизни. «Как мы оценим такого рода портрет?-спрашивает критик-В какой степени он воплощает правду о характере спортсмена? Это уже вопрос другой: но если речь идет об убедительности, об ощущении аутентичности. «Боксер» представляет собою одно из лучших достижений нашего кино». Прямо противоположного, как мы уже сказали, мнения придерживается Александр Яцкевич. «Иллюстративность и снобизм»-вот качества, которые он усматривает в «Боксере». Яцкевич тоже пишет о «современном способе повествования», но рассматривает это, как дань моде. Он полагает, что ретроспекции и наплывы используются режиссером без нужды. «Чтобы эта ретроспекция, однако-пишет критик-не выглядела как в давних фильмах, где в подобных случаях было ясно, о чем идет речь, ретроспекции перемешаны и нашинкованы. До такой степени, что зрителю нужно хорошенько помучиться, чтобы сложить все снова».