Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«КЛУБ ЗАВТРАК»
(The Breakfast Club)

США, 1985, 97 мин., «Universal Pictures/A/M Films/Channel Productions»
Режиссер и сценарист Джон Хьюз
В ролях Эмилио Эстевес, Пол Глисон, Энтони Майкл Хэлл, Джадд Нельсон, Рон Дин, Джон Капелос, Перри Кроуфорд, Тим Гэмбл

Действие фильма начинается 24 марта 1984 года в 7:00, в школе вымышленного городка Шермер. Главные герои-Эллисон Рейнольдс, Эндрю Кларк, Джон Бендер, Брайан Джонсон и Клэр Стендиш-ученики старших классов, наказаны администрацией школы и потому проводят субботу в школьной библиотеке. Они должны под наблюдением помощника директора Ричарда Вернона написать эссе в 1000 слов на тему «как вы думаете, кто вы». После того, как Вернон отправляется в свой кабинет, Бендер начинает высмеивать Брайана и Эндрю и сексуально домогаться Клэр. Затем он оскорбляет вернувшегося Вернона и получает еще семь посещений школы в выходные. Эндрю требует от Джона прекратить домогательства к Клэр, и они выясняют отношения на повышенных тонах. Джон продолжает вести себя вызывающе, портит библиотечное имущество и спорит с другими школьниками. Наступает время обеда. Вернон не отпускает ребят в столовую, и они обедают прямо в библиотеке, тем, что принесли из дому. Постепенно, от взаимных нападок и пикировки, они переходят к нормальному общению. Сначала Бендер признается, что он жертва домашнего насилия. Нарушив правила, ребята покидают читальный зал и отправляются к шкафчику Бендера, где он спрятал порцию марихуаны. Ребятам удается скрыть этот проступок, Вернон ловит только отвлекшего его внимание Бендера. В их разговоре выясняется причина наказания Бендера-тот, шутки ради, включил пожарную сигнализацию. Вернон сажает парня в чулан под замок. Когда они остаются один на один, помощник директора угрожает ученику физической расправой, тем, что жаловаться будет бесполезно, так как хулигану все равно никто не поверит. Остальные ребята незамеченными возвращаются назад. Вскоре Бендер по вентиляции сбегает из чулана и присоединяется к остальным. Раскурив марихуану, ребята постепенно открываются друг другу. Выясняется, что Эллисон-обманщица с дефицитом внимания, она не совершала никаких проступков. В школу в субботу она попала просто потому, что она не такая, как все. Эндрю ненавидит своего отца-именно отец довел его придирками и требованиями стать известным спортсменом до того, что он начал издеваться над одноклассником. Клэр поймали за прогуливанием уроков. Отличник Брайан настолько расстроился из-за оценки F по труду, что собрался свести счеты с жизнью-в его шкафчике нашли ракетницу. Брайан и Клэр стесняются своей девственности. Ребята спорят о том, как вернутся к своей привычной жизни в понедельник и не смогут признаться в школе, кто их новые друзья. Клэр предлагает Эллисон расстаться с ее мешковатой одеждой и делает ей макияж. Эндрю, удивленный преображением девушки, предлагает ей встречаться. Клэр заходит в чулан, куда вернулся Бендер и целует его. После она дарит Джону свою сережку. День заканчивается. Ребята покидают школу и расходятся. Словами эссе, которое за всех написал Брайан, начинается и заканчивается картина…
Вторая часть трилогии, состоящей из фильмов: «Шестнадцать свечей», «Клуб Завтрак», «Феррис Бьюллер берет выходной». Это вторая картина Джона Хьюза в качестве режиссера, признаваемая большинством критиков его лучшей работой. При скромном бюджете в 1 млн. долларов картина собрала около 51 млн., принеся известность режиссеру и исполнителям. Картина повествует о нескольких часах жизни пятерых школьников. В порядке наказания каждого за свой проступок, они вынуждены провести выходной день в стенах школы. Будучи в разных социальных школьных группах, в обычных обстоятельствах они не общаются. После проведенного вместе дня споров и откровений подростки сближаются друг с другом. Критика встретила картину неоднозначно, отметив, тем не менее, после долгих лет застоя фильм, ставший новым словом в жанре молодежного кино, а также зрелый почерк начинающего режиссера: умение работать с юными актерами и точный монтаж. Отрицательные отзывы получили концовка и не вполне оправданное по сюжету негативное отношение к родителям, ставшим антигероями. Актерская игра, в частности работы Джадда Нельсона и Элли Шиди, также не нашли понимания у критики.
«Клуб Завтрак» стал событием, приобретшим культовый статус в среде подростков, породив многочисленные подражания. Картина во многом определила развитие жанра англоязычного молодежного кино на десятилетия. Благодаря успеху картины, исполнители вошли в команду ведущих молодых американских актеров, получившую название «Brat Pack». Популярность также приобрела главная музыкальная тема, Don't You (Forget About Me) в исполнении группы Simple Minds, написанная специально для фильма. В 1979 году сотрудник агентства Leo-Burnett Джон Хьюз бросил работу в рекламном бизнесе и решил полностью посвятить себя кино. До этого он уже несколько лет писал скетчи для журнала National Lampoon и тексты юмористических шоу. Дебютные фильмы Хьюза-сценариста «Каникулы» и «Мистер мама» получили хорошие отзывы в прессе и имели кассовый успех. Коллеги даже в шутку прозвали его «Мидасом» за коммерческое чутье. Несмотря на достигнутое, Джон остался разочарован реализацией своих сценариев. Он захотел сам стать режиссером, хотя не имел никакого профессионального опыта. Шанс занять режиссерское кресло появился еще в фильме «Мистер мама», но Джон отказался переезжать в Калифорнию, как того требовали продюсеры. Хьюз считал, что снимать фильмы можно не только в Голливуде. Он родился и вырос в Мичигане, в семье со скромным достатком, и полагал, что Средний Запад, «сердце Америки», вполне для этого подходит. Как вспоминал Хьюз, камерная, минималистическая структура постановки «Клуба Завтрак» была продиктована и тем, что он еще не имел режиссерского опыта и слабо представлял себе, как ставить камеру в сложных декорациях или на открытом воздухе. Название будущей картины появилось после того, как Хьюз случайно услышал слова сына своего друга. В школе New Trier High School клубом «Завтрак» среди учеников называлась принятая в американской системе образования процедура наказания проштрафившихся школьников detention, когда их оставляли на целый выходной день в помещении школы для осознания вины. Возможно, это название возникло по мотивам одноименной радиопередачи, весьма популярной в США в 1930-60 годы. Сценарий картины частично создавался на основе школьных воспоминаний режиссера. Образ помощника директора Вернона имел много общего с тренером по борьбе из его школы. Имя персонажа, Ричард Вернон, как считается, возникло от имени британского актера Ричарда Вернона, который играл в эпизодической роли в «Вечере трудного дня»-любимом фильме битломана Хьюза. Будущий фильм продюсировали небольшие компании A/M Films и Channel Production. Дистрибьютером стала студия Universal Pictures. В 1982 году Нед Тэнен покинул пост вице-президента студии Universal и организовал независимую продюсерскую компанию Channel Production. В 1970-е годы с именем Тэнена ассоциировали зарождение новой волны молодежных фильмов: «Американские граффити» и «Зверинец». Работа над молодежной трилогией Хьюза началась примерно в одно время-в 1982 году. По утверждениям Хьюза, первый вариант сценария «Клуба Завтрак», как и другие ранние сценарии, он написал за один уикенд. Все, кому Джон показывал свой материал под рабочим названием Detention, говорили, что это прекрасная пьеса, но никак не фильм. Только Нед Тэнен решил дать шанс Хьюзу и помочь с реализацией. Впоследствии Джон с теплотой вспоминал о том, что именно Нед не отдал его «на растерзание» студийной системы, когда боссы Universal говорили, что сценарий несмешной и непроходной. Он же помог с опытными кадрами для новой картины и привлек специалиста по подбору актеров Джекки Берч, монтажера Диди Аллен, костюмера Мэрилин Вэнс. Картину создавали на производственной базе компании A/M Films, для которой «Клуб Завтрак» был всего лишь вторым проектом. Сценарий фильма «Каникулы» попался на глаза представителю продюсерской компании A/M Эндрю Мейеру и произвел благоприятное впечатление. Он встретился с Джоном Хьюзом и спросил, нет ли у него чего-либо подобного. Джон показал последние работы, но заявил, что хочет самостоятельно режиссировать картины. Эти слова Мейер (который сам тогда делал первые шаги как продюсер) воспринял скептически. «Парень даже не знает, какой стороной камеры снимают фильмы»-отметил он про себя. Однако незаурядная личность Джона, умение «продать» идею, его сценарии, производили впечатление. A/M решила дать шанс, выделив бюджет около 1 млн. долларов и договорившись о дистрибуции картин с Universal. Оба дебютных фильма режиссера снимались одной командой продюсеров. Представители студии Universal решили, что «Шестнадцать свечей» более перспективны и они были запущены в производство первыми. Комедия вышла на экраны в мае 1984 года, в то время, когда фильм «Клуб Завтрак» был на этапе постпроизводства. «Шестнадцать свечей» оказались достаточно успешными в прокате и получили хорошую прессу. Хьюз начал подбирать актеров еще когда писал сценарий. Первоначально он планировал на ключевые роли Бендера и Клэр Джона Кьюсака и Вирджинию Мэдсен. Затем в планы были внесены коррективы. Выбор исполнительницы главной роли предыдущей картины, которую называли музой Джона, Молли Рингуолд, был предопределен успехом ее предыдущего фильма. 15-летнюю рыжеволосую девушку режиссер заметил в ее дебютном фильме «Буря». Она произвела такое впечатление на Хьюза, что он постоянно держал ее фото над своим рабочим столом. Среди других кандидатов на роль Клэр рассматривались Лора Дерн и Робин Райт, но пробы они не прошли. Энтони Майкл Холл также пришел из предыдущей совместной работы. Эллисон Шиди пробовалась на роль старшей сестры главной героини «Шестнадцать свечей», но тогда не прошла отбор. В тот момент, когда проводился подбор актеров, она снималась в Великобритании, в картине «Команда Оксфорда». Хьюз связался с ней по телефону, выслал сценарий и заранее предупредил, что в первой половине картины у ее героини нет слов. Актриса согласилась на все условия. Все юные актеры уже были относительно известны, картина не была для них дебютной, но звездами первой величины они еще не были. Представитель известной творческой династии Эмилио Эстевес к тому моменту имел в активе успешные роли в картинах «Конфискатор» и «Изгои». Поначалу он пробовался на роль Бендера. Хьюз решил, что Эмилио наилучшим образом подходит на роль «спортсмена». По сценарию он был футболистом, но Эмилио не соответствовал комплекцией и его роль изменили на борца. Как раз для Эмилио съемки в другом городе были сложным испытанием. Он уже был семейным человеком и оставил беременную жену ради карьеры. В своем образе-длинном плаще, шарфе и ботинках-Джад Нельсон появился уже на пробах. На роль Бендера пробовались Николас Кейдж и Джон Кьюсак. Кейдж имел в творческих кругах солидную репутацию, и студия хотела видеть имена погромче, однако Хьюз настоял на кандидатуре Джада Нельсона, замеченного по фильму «Фанданго». Джад был самым возрастным среди «школьников»-к моменту съемок ему исполнилось уже 24 года. Роль помощника директора Вернона досталась актеру Полу Глисону, известному, в основном, по ролям в криминальных сериалах. Персонаж уборщика Карла возник после начала съемок. На него пробовался комедийный актер Рик Моранис. Проявив инициативу, он предложил сыграть роль с сильным русским акцентом и появился на пробах с фальшивыми золотыми зубами. Такие вольности вызвали резко негативную реакцию продюсеров. Пробы Мораниса не устроили, хотя, первоначально, на его кандидатуре настаивал Нед Танен. Хьюз отстоял необходимость роли уборщика, и в итоге она была отдана Джону Капелосу. Перед съемками режиссер выделил исполнителям три недели на подготовку. Такой подход случался в 1980-х, хотя по современным стандартам Голливуда считается непозволительной тратой времени. Подготовка шла, как обычно идут репетиции спектакля. Актеры собирались в кружок, вычитывали диалоги и обсуждали свои реплики. Перед началом производства и в его время Хьюз проводил много времени с юными актерами вне площадки, приглашал их к себе домой. Особое внимание он уделял Молли и Энтони, в 16 лет получившим главную роль в картине. Он посещал с Молли джазовые концерты в Чикаго, беседовал о чувствах, о музыке и кино. Они нашли много общего, в частности, любовь к британской поп-культуре. Энтони, родители которого развелись, нередко ночевал дома у Хьюза. Кроме того, актеры-подростки на съемках по законам не могли работать дольше 4-х часов в день. Далее их по возможности заменяли дублеры. Предупреждая актеров о том, что картина не совсем обычная, вовсе не проходная молодежная комедия, режиссер наставлял: «Вам нечего стыдиться, даже если картина провалится в прокате. Мы сделали моментальный снимок жизни». Недавний собственный школьный опыт не особенно помогал вжиться в образ, как вспоминала Шиди: «Я тогда ощущала желание стать невидимой. Никаких приятных воспоминаний о школе у меня не было…Ощутить все это снова было ужасно». Троим из исполнителей главных ролей было уже за двадцать, и они давно покинули школу. Поэтому Хьюз договорился о том, чтобы все они «под прикрытием» были зачислены как школьники в настоящие выпускные классы. Впрочем, актеры все же были достаточно известны и быстро оказались «раскрыты». Производство картины началось в марте 1984 года. Съемочный период занял 32 дня. Как и в предыдущей картине, основной съемочной площадкой стало учебное заведение Maine North в городке Дес-Плейнс (Иллинойс). Заброшенную школу, использовавшуюся в качестве запасного спортзала местной футбольной команды, сняли за 48 тыс. долларов. Декорации были стилизованы под большой двухэтажный читальный зал библиотеки. Оператор картины Томас Де Рут вспоминал, что все было возведено всего за сутки. Книги взяли из фонда на списание публичной библиотеки Чикаго. В центре установили абстрактную скульптуру, похожую на ту, что стояла в лобби офиса Universal, для некоторого оживления общих планов. Съемки сцен фильма прошли в той последовательности, как они происходят по сюжету. Такое редко случается в кинопроизводстве, но особенности сценария и полная доступность всех актеров на все время позволили это организовать. Последовательная съемка благотворно сказалась на возможности лучше раскрыть роли, поскольку актеры сохраняли ощущения происходившего в предыдущем эпизоде. Хьюз не относился к сценарию как к догме, в ходе съемок он значительно изменился. Рингволд отмечала, что сценариев было несколько, и режиссер выбирал между ними. Непосредственно перед началом съемок, увидев, как именно были возведены декорации картины, режиссер еще раз переписал сценарий. Случалось, исполнители сами подсказывали режиссеру, что подходящая сцена была в одном из многочисленных предыдущих вариантов, о чем сценарист успевал забыть. Супервайзер сценариев Боб Форрест, утомившись делать пометки об изменении текста ручкой, перешел на диктофон. Памятуя подход Мартина Скорсезе, Хьюз не экономил на пленке. Несмотря на то, что фильм снимался в жестких бюджетных рамках, он потратил около трехсот километров пленки, что достаточно много для 100-минутной картины. В некоторых сценах Хьюз не давал команды «Снято!». Джад Нельсон вспоминал, что стандартная кассета заправлялась 457 м. кинопленки и актерам нередко случалось слышать характерные щелчки, издаваемые опустевшей кассетой. Только так они догадывались об окончании дубля. Режиссер не давал никакого послабления юным актерам, требуя от них полной отдачи. С другой стороны, он прислушивался к их мнению и всячески поощрял инициативу. Так, именно Эли Шиди предложила в качестве эпиграфа к картине слова из песни Дэвида Боуи «Changes». И эти дети, на которых вам плевать, пытаясь изменить свои миры, защищены от ваших поучений. Они представляют себе, что с ними происходит. Эпизод, в котором персонаж Ричарда Вернона пытается подпереть стулом тугую дверь, но дверь все равно захлопывается, чрезвычайно веселил Эллисон. Она не могла удержаться и испортила два дубля. Ее спонтанное фырканье и голова, быстро спрятавшаяся в капюшоне-это все, чего она и режиссер, решивший больше не тратить время на дубли, смогли добиться. Сцену со странным сэндвичем героини (хлеб, посыпанный хлопьями), который она поедает с громким хрустом, придумала сама Эллисон. Некоторые сцены создавались сложным и долгим методом проб и ошибок. В первой версии сцены, в которой Клэр делает макияж Эллисон, она накладывала много туши. Макияж получился слишком «тяжелым». После нескольких дублей съемочная группа решила все изменить, так как происходящее не соответствует атмосфере и настроению, слишком копируя схожий эпизод из «Бриолина». Последовательность событий переработали так, что Клэр не наносит, а убирает лишнее. Затем и этот вариант изменили. Клэр аккуратно наносит легкие мазки туши на ресницы и зрители видят только конечный результат. Эллисон Шиди вспоминала, что в целом съемки прошли очень легко, но для нее сложности возникли именно со сценой преображения. Ей она показалась очередным клише из школьных фильмов, а неожиданная смена облика героини не соответствующей психологическому образу. В итоге они пришли к консенсусу с режиссером, что данная сцена и становится моментом истины (который был у каждого героя в картине) для Эллисон Рейнолдс. Первоначально режиссер собирался включить в картину поворот сюжета с эротическим подтекстом, с участием Клэр и Брайана. Юные актеры наотрез отказались сниматься даже в намеке на откровенную сцену. Тогда Хьюз изменил ее. Школьники, убегая по школе от Вернона, попадали в помещение смежное с женской раздевалкой и подглядывали за обнаженной преподавательницей физкультуры. Для сцены даже был проведен полноценный кастинг и ассистенты подобрали актрису Карен Ли Хопкинс. Позже режиссер, решив, что эпизод не соответствует духу картины, полностью поменял ход событий и ввел нового героя-уборщика. Хьюз старался находиться насколько возможно близко к исполнителям, он никогда не понимал тех режиссеров, которые управляют съемочным процессом производства издалека, сидя за мониторами. Стараясь быть среди ребят, Джон пытался вести себя, как подросток и соответственно одевался: носил яркую спортивную форму и кроссовки. На съемочной площадке постоянно звучала молодежная поп-музыка. Самой сложной стала центральная сцена откровения героев, ближе к концовке, когда они сидят и лежат на полу. Ее большая длительность, статичная съемка в стиле «говорящих голов», вызывали опасения потери внимания зрителей. Хьюз пытался создать нужный накал, сам входя в положение героев. Он лежал рядом с актерами на полу и принимал участие в разговорах, разогревая исполнителей. В сцене режиссер также позволил значительную импровизацию актерам, сильно отклонившимся от сценария. Основные сложности были с Джадом Нельсоном, иногда создававшим нерабочую атмосферу на площадке. Будучи истинным последователем Метода, он не выходил из роли даже при выключенной камере. С такой манерой поведения Хьюз никак не мог свыкнуться, и между ним и актером в течение всего производства картины были трения. По природе очень эмоционального Нельсона пришлось терпеть всем. Нельсон перенял от своего героя чувства к Молли Рингуолд в жизни, что актриса расценила как домогательство. В результате сопродюсеру Мишель Мэннинг пришлось поставить его на место. Тем не менее, самоотдача, проявившаяся в такой форме, помогала творческому процессу, заставляла всех собраться и Нельсон во многом был творческим лидером в команде. Перед окончанием съемок в той же школе Maine North состоялась фотосессия для постера и промофотографий Энни Лейбовиц, тогда только начинавшей свою карьеру. Постер картины был создан в стиле обложки для музыкального альбома. Хьюзу предоставили ограниченный бюджет и постоянно торопили по поводу сдачи проекта. После окончания съемок «Клуба Завтрак», Джон без промедления начал подготовку к фильму «Ох уж эта наука!». «Я был вынужден заниматься этой укуренной комедией, а не тем, что действительно люблю»-сокрушался он. Редактор Диди Аллен, опытный специалист, имевшая отношение к таким лентам, как «Мошенник» и «Бонни и Клайд», обычно занималась монтажом сама. Она уже тогда была ветераном цеха и считалась специалистом по авторскому кино и европейскому стилю монтажа. Успех картины, как считают специалисты, в значительной мере связан с ней. Отсмотрев предварительные материалы, представители студии остались недовольными. «Кому пришло в голову снять картину о групповой психотерапии для подростков?»-недоуменно обменивались мнениями после пробного просмотра руководители студии. Если «Шестнадцать свечей» был романтической подростковой комедией, то второй фильм начинающего режиссера оказался совершенно не таким. Он не был комедией, имел явный социальный посыл, герои картины постоянно переходили на ненормативную лексику. Развлекательный потенциал картины был также под большим вопросом. Предыдущую картину Хьюз создавал полностью в Чикаго или его пригородах, там, где ему было привычно и удобно. Представители Universal не дали закончить «Клуб Завтрак» в Чикаго и добились переноса монтажа в Калифорнию, поближе к офису кинокомпании. Понимая, что процесс монтирования может занять продолжительное время, Хьюз был вынужден перевезти туда и семью. Картина вышла на экраны 15 февраля 1985 года. В это же время съемочная группа фильма инкогнито посетила один из сеансов в Уэствуде в штате Лос-Анджелес, пройдя в зал после того как погасили свет. Они уже тогда ощутили, как тепло публика принимает фильм. Продюсер Мишель Мэннинг вспоминала непередаваемое ощущение единения с аудиторией: «Это нельзя сравнить с тестовыми просмотрами. Боже мой, они поняли картину!». По мнению режиссера, прокат картины пострадал от не совсем грамотного продвижения на рынке. Заглавная композиция из саундтрека «Don’t You (Forget About Me)» вовремя не попала на полки музыкальных магазинов, опоздав на две недели. Считаясь совершенно проходным, зимой 1985 года «Клуб Завтрак» стал неожиданным хитом. Картина получила хорошую кассу не только в крупных городах, но в американской глубинке, где, правда, ее сняли с проката всего через три недели. Картина получила рейтинг R за обсценную лексику героев, и для подростков, ее основной аудитории, доступ на сеансы был ограничен. Несмотря на это, она собрала около 5 млн. долларов в стартовый уикенд (1106 кинотеатров в США), что было заметным показателем для такого числа экранов. Общие сборы в прокате США и Канады составили 46 млн. долларов долларов, что в таких условиях было несомненным успехом малобюджетной картины. Впоследствии, после выхода на VHS/DVD и продажи прав для телевидения, картина принесла значительную прибыль .Трудности, испытываемые героями фильма, имели социальную подоплеку. Брак родителей Клэр, давший трещину, отражает увеличившееся количество разводов в начале и середине 1980-х. Одной из причин распада семей была возможность получения доходов обоими родителями, типичная ситуация для рейганомики. Попытка свести счеты с жизнью Брайана отражает увеличившийся втрое процент самоубийств среди подростков по сравнению с 1950-ми годами. Поколение X в 1980-х годах росло в другой среде. В 1960-е годы дети первого послевоенного поколения «бэби бума» чаще имели братьев и сестер. Через двадцать лет подростки росли в условиях изменившейся системы воспитания, они регулярно зарабатывали на работе после учебы и вели себя более самостоятельно. Подростки 1980-х годов в известной мере остались в тени яркого поколения молодежи 1960-х, потрясшего устои общества в многочисленных социальных конфликтах, столкнувшегося с войной во Вьетнаме и студенческими бунтами. Современные подростки оказались потерянным поколением, не озабоченным политикой и экономикой в стабильных 1980-х. Подрастающее поколение отныне больше волновали вопросы самосознания и поиска своего места в обществе. «У нас выросло целое поколение, которое не знает, куда употребить свои силы»-вспоминал Нед Танен. Продемонстрированное в картине отстранение от взрослых, разрыв между поколениями вполне соответствовали реальности. Главный герой картины «Бунтарь без причины» Джим Старк, с которым часто сравнивали Бендера-настоящий мятежник, бросающий вызов истеблишменту. Между тем, Бендер-корее агрессивный подросток из неблагополучной семьи, вымещающий свой гнев и нерастраченную энергию на близких. Герои не остаются нонконформистами до конца. Характерна концовка картины, в которой ребята все-таки делают то, что от них требуют взрослые-Брайан зачитывает то самое эссе, которое было предписано сочинить. Быть подростком в этом мире-это оказаться между невинностью и опытом. Когда ты ребенок, ты защищен-родителями и своим воображением. Когда ты взрослый, то всем окружающим социальным порядком и опытом того, как справляться с проблемами. А когда ты подросток-ты ничем не защищен. Ты незрел, открыт всем ветрам самым странным и кошмарным образом, и это великолепно передает «Клуб Завтрак»
Реальные проблемы соотносились с проблемами в искусстве. По мнению специалистов, до середины 1980-х фильмы, ориентированные на подрастающее поколение, несколько десятилетий пребывали в застое. Типичными молодежными картинами были, например, фильмы серии «Пляжная вечеринка» или серии «Свиньи»-из тех, что не обременены смыслом и откровенно эксплуатировали сексуальную подростковую привлекательность. Молодежные фильмы Джона Хьюза стали родоначальниками возрожденного жанра, почти не связанного с предыдущей историей, возникшего на традициях «новой волны». Хьюз пояснял в интервью, почему его привлекла такая тематика. Он считал, что странным образом в современном кино образ подростка искажен и представлен далеким от реальности вымышленным существом. Он выглядит на экране нигилистически настроенным, недалеким, да еще и озабоченным сексуально. В жизни все очень неоднозначно. В своем облике и языке подростки разнообразны и изменчивы. В том же, что касается секса, они, как правило, консервативнее взрослых, хотя в фильмах принято изображать противоположное. Зрелая сексуальность в молодежных фильмах-порочная идея в самой сути, считал режиссер. Картина стала еще одной трактовкой популярного сюжета в американской культуре: разделения на инсайдеров и аутсайдеров. Тема противопоставления была начата еще в романе «Изгои» (1967) Сьюзан Хинтон, разделившем школьников на два лагеря. Развитие последовало в экранизации «Изгои». В картине 1985 года происходит постепенная смена акцентов. Подросткам приходится искать взаимопонимание, хотя, даже внутри группы из пяти подростков, они сильно разобщены. Бендер и Эллисон ведут себя вызывающе и асоциально, бросая вызов традиционной морали. Тем не менее, они не отделяются от группы, становясь ее лидерами. Инсайдерами становятся все юные герои картины, весь «Клуб Завтрак», как они себя называют в концовке. Аутсайдеры «по Хьюзу»-это взрослые, те, кто старше 25. Несколько позже, с середины 90-х, разделение на инсайдеров и аутсайдеров стало частью эксплуатационного молодежного кино-последователей картин Хьюза. Королевы выпускных, спортсмены, чирлидеры, «золотые дети» из преуспевающих семей. Им противопоставлены аутсайдеры, те, кто вне школьной иерархии: чудаки, маргиналы, изгои. В фильмах 90-х соединение этих двух полюсов возможно легким изменением облика и костюма героя (яркий пример-картина «Это все она»). При этом герою не обязательно изменяться внутренне. Маргинальное поведение стало напускным. В фильмах Хьюза сегрегация преодолима, но для этого достаточно начать общение и внутренне измениться. В тринадцать я думала, что мое сердце тоже умрет, скорее раньше, чем позже. Сейчас это стыдно признать, но фильм тогда говорил со мной. Конечно, он несколько переигран и фальшив, как любительская театральная постановка. Но в нем есть настроение записи в дневнике, той жизни, которая начинается тогда, когда родители или учителя покидают комнату. Сражаясь против школьных клик и иерархии, фильм выступает с соблазнительным сентиментальным предложением. Все школьные группы должны выступить против двух совместных врагов: родителей и будущего бездушия. Картину в момент выхода в рекламных материалах и во многих обзорах называли комедией. В более поздних аналитических работах ее чаще относят к драме или трагикомедии. Биограф Хьюза Сюзан Гора квалифицировала картину как новую творческую форму. Идея запереть разных персонажей и заставить их поневоле общаться, не нова и восходит к старинной аллегории «Корабля дураков». Джанет Маслин провела параллели с картиной «12 разгневанных мужчин». Так же, как и у Сидни Люмета, события происходят в замкнутом пространстве, имена героев не столь важны, они скорее представляют психологические портреты представителей современного социума. Много общего у картины Хьюза с классической «Спасательной шлюпкой» Хичкока. Особенно это заметно в ключевой сцене-откровение и раскрытие секретов в концовке. Ограничения сюжета в строгих временных и пространственных рамках, предопределили четкую внутреннюю структуру с линейно развивающимся сюжетом. Только в самом начале картины и в концовке действие происходит на улице, основная часть картины-в помещении. В картине есть герой-рассказчик, но он повествует рассказ от третьего лица, отстраненно, не пытаясь заглянуть в мысли персонажей. Действие хорошо выстроено, настолько, что картину неоднократно разбирали, фактически, как готовое учебное пособие по психологии поведения подростков. Вступительные кадры показывают пустое в выходной день помещение типичной американской школы. Столовая, доска почета известных учеников, шкафчики со следами вандализма, библиотека. Все начинается со стереотипов. Пятеро главных героев, появившиеся в стенах Shermer High School, как их называют: «умник», «спортсмен», «безнадежный случай», «принцесса», «преступник» (brain, athlete, basket case, princess, criminal), суть представители наиболее распространенных школьных каст. В условиях стратификации герои не знакомы друг с другом. Они начинают общение только вынужденные исключительными обстоятельствами. В картине нет проходных сцен, и все подчинено постепенному раскрытию сюжета. Общение героев начинается с разговоров на «детские» темы, близкие школьникам, споры друг с другом и пикировку с представителем «взрослого мира»-заместителем директора Верноном. Поведение некоторых героев неадекватное. Постепенно темы становятся все более «взрослыми» и атмосфера накаляется. Эпизод обеда-мостик между двумя частями картины-и, одновременно, эмоциональный пик в середине картины. Бендер объясняет причины своего поведения насилием в его семье, показав шрамы от зажженной сигары на своем теле. Катализатором поиска общего языка внутри группы становится эпизод с раскуриванием марихуаны. Ребята пытаются понять друг друга, разрушают барьеры предубеждений между школьными «сословиями». Общение несколько сумбурное, и в помещении библиотеки на некоторое время воцаряется анархия. Взаимопонимание налаживается после того, как герои, один за другим, рассказывают о причинах отбывания наказания. Они оказываются смешными и абсурдными (как у Эллисон, которая «вообще ничего не делала») или серьезными (попытка самоубийства Брайана). Картина начинается с клише, но разрешается отказом от них. Так, персонаж Энтони Майкла Холла не остается стереотипным «ботаником», каким он выглядит в дебюте картины, а меняется, раскрываясь как драматический герой. Из всей пятерки, он-персонаж, наиболее подверженный конформизму. В концовке именно он пишет за всех героев эссе, показывая, что герои отбыли положенное наказание и остаются членами социума. В развязке картины поцелуями обмениваются все, кроме Брайана. Он на прощание символически целует лист бумаги с эссе, демонстрируя асексуальность и приверженность истине, а не чувствам. Сбавляя накал повествования перед эмоциональной концовкой, создатели вставили музыкальный и танцевальный номер-своеобразную разрядку, или регрессию. Впрочем, романтическая «предварительная» концовка, вполне характерная для низкопробных молодежных комедий, в «Клубе Завтрак» выглядит искусственной и немотивированной. Сцена с преображением Эллисон осталась одной из самых критикуемых специалистами в фильме. Развязка, в которой рассказчик зачитывает эссе, резюмирует моральную победу детей над взрослыми, победу над системой, пытавшейся разделить их. Родители чужды для детей и становятся силой, мотивирующей их к изменениям. Эссе, которое несмотря ни на что написали герои, объединяет подростков. Финал картины можно назвать открытым. Трудный путь к идентичности, поиск молодыми людьми самих себя, оставляет много вопросов. Примут ли новых друзей героев в их уже сложившиеся школьные отношения? Бендер принимает в подарок сережку Клэр, что становится символом социального примирения и того, что и он отныне становится частью коллектива. Слова героини о том, что «став взрослым, твое сердце умирает», обрывают связи подростков с родителями и с прошлым. Раскрытие образа главных героев начинается с их прибытия к школе. Машины родителей примерно соответствуют социальному статусу каждого из них. Клэр подвозят на дорогом BMW. Остальные приезжают на машинах попроще. Джон Бендер-из самой неблагополучной семьи-приходит пешком. Эллисон, которая страдает от недостатка внимания в семье, единственная не общается со своими родителями перед выходом и даже не сидит с ними рядом на переднем сидении. Эпизод обеда, который ребята принесли из дома, добавляет новые штрихи к образу и статусу. Клэр приносит суши в изысканной деревянной коробочке, и ест при помощи палочек. Эндрю Кларк заправляется здоровой пищей для спортсмена. Эллисон употребляет странные сэндвичи из хлопьев. Бендер остается без обеда. Внешний вид героев, одежда и аксессуары-предмет детального подхода к образу режиссера и костюмера Мэрилин Вэнс. Точный подбор был особенно важен из-за того, что костюмы героев не меняются весь фильм. Одежду для представительницы среднего класса Клэр режиссер вместе с Молли подобрал в чикагском бутике Ralph Lauren: розовая блузка, длинная юбка и элегантные коричневые сапоги. Не сразу заметно, но одежда дорогая. «Диссидент» Бендер одет в плащ с шарфом, под ним рубашка-ковбойка навыпуск, свободные штаны и армейские ботинки. На руках перчатки без пальцев-символ свободолюбивого духа. Типичный подход для юноши, безразличного к своему внешнему виду, который во второй половине 80-х Марк Джейкобс превратит в высокую моду. Одежда Брайана-форма школьника-отличника-свитер, брюки цвета хаки, кроссовки. Он носит электронные часы-калькулятор, что для 80-х один из типичных признаков полудурка. На спортсмене Эндрю-джинсы и майка без рукавов. Костюму изгоя Эллисон в первой части картины трудно дать определение. В начале она одета в черную бесформенную верхнюю накидку с капюшоном-плащ или пальто, и мешковатую юбку, дополненную ботинками. Если бы события происходили в 90-е годы, ее можно было бы отнести к готам. Рассказывая о себе, раскрываясь, герои постепенно раздеваются, словно расставаясь с защитой от внешнего мира. Бендер неохотно снимает свой плащ и шарф. Раздевается Эндрю. Эллисон в концовке избавляется от уродливого облачения, превращаясь в привлекательную девушку. Преображение Эллисон, по мнению Алисии Квартruen, особенно интересно тем, что создало тему и настроение для целого поджанра молодежных фильмов. Это так называемые «makeover» («смена имиджа») картины. Схожие сцены с преображением героини есть в более поздних картинах 1990-х: «Бестолковые», «Это все она» и других. Две группы героев принадлежат разным мирам. Героев сложно разделить на традиционных положительных или отрицательных персонажей. По мнению Кристофера Воглера, квинтет школьников в картине-один обобщенный герой. Родители, c которыми без сожаления порывают дети, также представлены нечетко обозначенными фигурами. Более всего роли отрицательного героя соответствует мистер Вернон, но он, скорее, представляет безликую школьную систему и мир взрослых. Персонажи картины, по мнению специалистов, получились настолько цельными, что исследователи отметили гиперреализм в изображении школьной системы, а героев картины можно назвать симулякрами. Образы школьников оказались выпуклыми, благодаря придуманному Хьюзом и присущему только ему разговорному стилю героев. Современному и, в то же время, не совсем молодежному сленгу, так, чтобы шутки не оказались привязаны к сиюминутным реалиям дня и не устарели уже завтра. Острые фразы героев-их оружие в словесных поединках. Роджер Эберт отмечал, что у создателей картины поразительно натренированные на диалоги ухо и вкус. Фразы Бендера «Где моя травка, чувак», Ну ты и ботаник» стали цитатами. Яркая, эмоционально окрашенная речь героев во многом объединяет их с героями 1960-х в исполнении Марлона Брандо и Джеймса Дина. Личность режиссера, его фильмы, нерядовой замысел привлекли внимание критики к картине задолго до ее выхода. В апреле 1984 года съемочную площадку посетил Роджер Эберт, отметив, что фильм, в котором подростки похожи на нормальных подростков, уже событие, и предрек картине большое будущее. Практически все специалисты после выхода ленты на экраны обратили внимание на смелый отход от стереотипов, нерядовую режиссуру, монтаж, диалоги героев с живым языком настоящих подростков с улиц. Оценка картины оказалась противоречивой. С одной стороны, критики отметили свежий взгляд на молодежное кино, хорошо выстроенную внутреннюю структуру картины и умение режиссера минимальными средствами донести свою мысль, способность работать с актерами, незаурядный сценарий. Также среди достоинств критики выделили глубокую психологическую составляющую, которая ставит фильм в один ряд с образцами жанра. Джин Сискел назвал картину подростковой версией «Кто боится Вирджинии Вульф?». Ричард Корлисс сравнил режиссерскую манеру с работами Бергмана. Он отметил, что режиссер смог прочитать мысли подростка и рассказать его языком о проблемах, мучающих поколение. Леонард Малтин написал о том, что фильм осмелился говорить о том, о чем раньше с экрана не говорили, выделив подбор актеров и замечательный сценарий. В то же время, Давид Эдельштейнruen и Ричард Корлисс заметили, что «в стране слепых-кривой король», имея в виду то, что при общем достаточно слабом художественном уровне молодежных фильмов никаких сверхусилий от режиссера и не требовалось. «Что-то не так с молодежным кино, если такая чертова уйма фильмов толкует об одном том же»-писали критики. Разгромную рецензию опубликовал авторитетный Variety, отметив необоснованный негатив создателей картины по отношению к родителям. «Это ошибка родителей, может быть…вы так подумаете, только если у вас начали разлагаться мозги от подобных фильмов». Другим недостатком была названа излишняя мелодраматичность, в целом свойственная творчеству Хьюза. The Hollywood Reporter довольно сдержанно отметил, что одним только отходом от клише нельзя добиться настоящей философской глубины. Следуя сюжету о школьном наказании, сам фильм становится испытанием терпения зрителей, отметил критик Дуэйн Бердж. Развитие событий в пределах практически одной сцены-скорее недостаток картины, чем ее достоинство. Полин Кейл (The New Yorker) заметила, что картина о «сборище стереотипов, которые жалуются на то, что они представляются стереотипами». Она осталась под глубоким впечатлением от первой половины картины, но затем картина испугалась собственной остроты, а диалоги утратили легкость. Многие критики негативно отозвались о сцене с преображением Элиссон, назвав ее выпадающей из целостной сюжетной канвы и портящей все впечатление. Подобное преображение в растиражированный образ красавицы с модной обложки привычно в мелодраме, но не соответствует основной сюжетной линии и образу героини. К достоинствам фильма критики отнесли интересные актерские работы юных исполнителей, пусть и не весь квинтет центральных персонажей оказался равноценен. В целом игра юных исполнителей заметно любительская, но подкупает искренностью. Большинство негативных оценок было адресовано персонажу Джада Нельсона, хотя, по мнению Джанет Маслин, ему и Эли Шиди достались роли, которые было невозможно сыграть достоверно. Сложнейшее внешнее и внутреннее преображение героини было не под силу даже опытным актерам. Персонажи Рингуолд и Холла по развитию сюжета оттенены персонажем Нельсона, но именно они заслужили самые высокие оценки за раскрытие образов. 1980-е-время очередной волны в медиа-бизнесе-синергии. Крупнейшие кинокомпании заинтересовались лейблами звукозаписи (приобретение Sony CBS Records Group) и, наоборот, медиа-конгломераты приобретали подразделения для продюсирования и производства фильмов (New Corporation Руперта Мердока приобрела 20th Century Fox в 1985). Считалось, что синергия кино и звукозаписи выгодны. В рамках этого процесса в компании A/M Records появилось подразделение A/M Films. Хьюз всегда считал, что музыка в картине имеет ключевое значение и помогает донести интеллектуальную сторону диалогов. Будучи большим поклонником британского рока, поп-музыки и британской новой волны, образцом он считал картины «Американские граффити» и «Зверинец». Продюсер картины Энди Мейер настоятельно рекомендовал сотрудничать с известными именами: Стингом или Брайаном Адамсом, но режиссер остался при своем мнении. Кита Форси, успевшего проявить себя в картине «Танец-вспышка», получившей «Оскар», предложил Дэвид Андерле, один из руководителей A/M Records. Форси написал титульную композицию картины «Don’t You (Forget About Me)» после посещения съемочной площадки и бесед с актерами, проникнувшись замыслом картины. Джон Хьюз объяснял, что ему нужно британское и «немейнстримовое» звучание. Нечто похожее на инди-поп. Композиция создавалась «под» британского исполнителя Брайана Ферри, но тот отказался из-за скоропостижной кончины отца. Создатели картины оказались в затруднении, и тогда музыкант Кен Лоуи подсказал, что голос вокалиста шотландской группы Simple Minds Джима Керра очень похож на Ферри. Переговоры с Simple Minds оказались непростыми, так как музыканты группы поначалу отказывались играть материал. Они исполняли только собственные песни и считали, что предложенная баллада не соответствует их стилю. Форси проявил настойчивость и даже пригласил группу на рабочий просмотр предыдущего фильма Хьюза, и, в итоге, добился своего. Сингл «Don’t You (Forget About Me)» и альбом с саундтреком к картине вышли 23 февраля 1985 года. Сингл 22 недели удерживался в чартах Billboard и 18 мая достиг первой позиции. Всего он провел 31 неделю в чартах и сингл стал золотым. Клип на музыку сингла, включавший нарезку кадров из фильма, прошел успешную ротацию на MTV. Композиция стала самой успешной работой группы на американском рынке. Тем не менее, музыканты недолюбливают песню, не играют на своих концертах, а Керр в интервью заявлял, что его тошнит, когда он вынужден ее исполнять. Группа так и не выпустила этот сингл в Европе. Музыку в фильме можно противопоставить другой этапной картине, «Школьные джунгли», символизирующей настроения 1950-х. Если в старой картине звучит бунтарский Rock Around the Clock, то в картине 1984 года иронически звучащая композиция «Don’t You». Обозреватель портала Allmusic назвал композицию гимном всего поколения 80-х. Впрочем баллада, по мнению критиков, единственная запоминающаяся музыкальная тема в картине. Остальные композиции оказались не столь интересны. Профессор Джулианна Бэгготruen разделила американскую кинематографию на эпоху до и после «Клуба Завтрак». Подростки стали составлять заметную часть зрительской аудитории, начиная с 1950-х годов. Тогда же стали появляться на экранах ориентированные на них картины. Если, например, в музыке юные исполнители сами сочиняли песни для сверстников и исполняли их, то в кинематографе ситуация была иной. Именно с фильма Хьюза молодежная аудитория стала целевой группой для киноиндустрии. В 1984-85 годах на экраны вышло сразу несколько знаковых для молодежного кинематографа лент: «Шестнадцать свечей», «Балбесы», «Назад в будущее» и «Клуб Завтрак». После 1985 года число выходящих на экраны картин на молодежную тематику уменьшилось, и второй пик популярности произошел примерно десять лет спустя, с появлением комедии «Бестолковые». Впрочем, сказалось и то, что в 1984 году была анонсирована сетка рейтингов MPAA с новым рейтингом PG-13, внесшим новые правила в разделение на детские и взрослые фильмы. Картина оказала большое влияние на молодежное кино и эстетику американского кинематографа, значительно подняв планку качества в своем жанре. Волна юношеских комедий и мелодрам, начавшаяся в середине 1980-х, многое позаимствовала у картин Джона Хьюза и «Клуба Завтрак», в частности. Как отмечал киновед Тимоти Шери, школьные «классы» Хьюза можно найти практически во всех молодежных фильмах, вышедших после 1985 года: от изгоев-нердов из «Лукаса» до героинь «Смертельного влечения» и героев-спортсменов из «Студенческой команды». Диабло Коди вспоминала, какое впечатление произвела на нее картина: именно ей посвящена ее первая опубликованная рецензия. Критик Алисия Кварт благодаря работе Хьюза поняла, каким должен быть фильм для подростков. Популярность картины принесла известность юным исполнителям, их стали ассоциировать с целым поколением молодежной актерской волны 1980-х. Пятерка актеров стала основой группы, которую с легкой руки журналистов New York Magazine, прозвали «Brat Pack». В эту команду вошли также Деми Мур, Роб Лоу, Эндрю Маккарти. В конце 1980-х члены команды снялись в ряде известных картин. Многие популярные фильмы и сериалы содержат отсылки и цитаты из «Клуба „Завтрак“». Эпизод «Detention» сериала «Бухта Доусона» является близким ремейком фильма Хьюза. Также второй эпизод 3 сезона сериала «Виктория-победительница» полностью поставлен по мотивам фильма. Сцена преображения героини в стиле Эллисон встречается во многих фильмах и книгах, в частности в одном из романов серии «Сплетница». В сериале «Как я встретил вашу маму» все герои одеваются на маскарад в «костюм Джона Бендера». Сериал «Футурама» содержит несколько цитат из фильма. Один из главных персонажей, антигерой, сквернослов и циник робот Бендер создан по мотивам одноименного героя из фильма Хьюза. Популярность вышла за пределы масс-культуры. Линия одежды торговой сети J. C. Penney 2008 года и рекламный ролик были созданы под влиянием фильма. Фильм представляет собой иллюстрацию типичной реакции при столкновении разных социальных групп и использовался в качестве основы для учебных заданий. Студентам предлагалось, в частности, разобрать ситуацию в рамках «вселенной» фильма: придумать шестого персонажа, его группу, внешность, модель поведения и затем ввести его в сюжетную канву. Картина стала предметом многочисленных исследований в социальной и культурной сфере. Так, опрос нескольких контрольных групп американских старшеклассников проведенный в 2001 году учеными Университета Аризоны, показал четкую самоидентификацию подростков по групповым социальным шаблонам описанным в фильме: 28 % старшеклассников отнесли себя к «Спортсмену», 40 %-к «Принцессе», 12 %-к «Умнику», 11 % -к «Психу» и 9 %-к «Преступнику». Сценарий картины был адаптирован для пьесы и пользуется популярностью во всем мире. Цитаты из фильма вошли в современный американский английский. Язык героев дал толчок появления нового хипстерского жаргона молодежи. В 2015 году создатели отметили 30-летие со дня выхода картины на экраны, в рамках которого прошел повторный прокат. Восстановленная версия картины шла в прокате примерно в 400 кинотеатрах США.