Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«ГОРБАТАЯ ГОРА»
(Brokeback Mountain)

Канада-США, 2005, 134 мин., «Focus Features/River Road Entertainment/Alberta Film Entertainment»
Режиссер Эндж Ли, сценаристы Энни Прулкс и Ларри МакМартри
В ролях Хит Леджер, Джейк Гилленхал, Рэнди Куэйд, Дейв Тримбл, Виктор Рейес, Мишель Уилльямс, Марти Антонини, Дэн МакДауэлл

1960-е годы. Молодые парни Эннис Дел Мар и Джек Твист, выросшие на бедных ранчо в разных концах штата, знакомятся при устройстве на сезонную работу: их нанимают пасти овец на высокогорных летних пастбищах у Горбатой горы, вдали от обжитых мест. Однажды ночью после немалого количества выпитого виски, укрывшись от холода в одной палатке, они занимаются сексом. Так начинается их роман. По окончании летней работы они расстаются. Осенью Дел Мар женится на Альме, с которой был помолвлен, у них рождаются две дочери. Твист переезжает в Техас, чтобы исполнить мечту о родео, где знакомится с Лурин Ньюсам, женится на ней, у них рождается сын. Родители Лурин недовольны этим браком, отец откровенно презирает Джека, постоянно унижает его. Джек тяготится семейной жизнью, но думает о любимом Эннисе. После четырех лет вдали друг от друга Эннис получает открытку от Джека, который предлагает встретиться снова. После почти моментального ответа Энниса Джек немедленно приезжает. Они встречаются и обнаруживают, что их взаимная любовь не менее сильна, чем прежде. Джек мечтает о совместной жизни с Эннисом на уединенном ранчо и предлагает ему жить вместе. Дел Мар, объясняя невозможность этого, вспоминает свое детство, когда при активном участии отца Энниса крайне жестоко убили мужчину, их соседа, который жил с другим мужчиной. Дел Мар говорит, что подобное решение может закончиться трагедией. Он любит своих маленьких дочерей и в этой сложной ситуации не видит выхода, предлагая пока оставить все как есть. Разрываясь между любовью к Джеку и семейными обязанностями, он однажды не выдерживает и предлагает Альме развод. Альма соглашается, но даже после того как брак расторгнут, Эннис отказывается покинуть город, где живут его дети. Лишенные возможности жить вместе или объявить о своих отношениях, Эннис и Джек вынуждены довольствоваться редкими вылазками в горы, чтобы насладиться свободой чувств. Эти встречи во многом основаны на воспоминании их первого «свидания». Их нечастые встречи продолжаются в течение двадцати лет. Глубина чувств не иссякает, и Джек живет надеждой, что наступит момент, когда они смогут жить вместе. Спустя несколько месяцев после их последней, очень трогательной и вместе с тем напряженной встречи, Эннис узнает о смерти Джека: открытка, которую он послал Джеку с предложением новой встречи, возвращается с пометкой «Получатель умер». В напряженном телефонном разговоре жена Джека, Лурин, рассказывает Эннису официальную версию гибели Джека (несчастный случай). Однако он видит свою версию событий-Джек был убит гомофобами. Он также узнает от Лурин, что Джек пожелал, чтобы его прах был развеян на Горбатой горе. Эннис посещает родителей Джека. Его отец отказывает Эннису в исполнении последней воли сына. Вместо этого он настаивает на захоронении останков на семейном кладбище. В стенном шкафу в спальне Джека (его мать хранит комнату в том состоянии, в каком она была, когда Джек жил там) Эннис обнаруживает две старые рубашки на проволочной вешалке, одна поверх другой, рукава нижней вправлены в рукава верхней. Те самые рубашки, в которые были одеты Джек и Эннис в их последний день на Горбатой горе, со следами крови на рукавах после потасовки между друзьями в августе 1963 года. С разрешения родителей Эннис берет эти рубашки с собой. Они связывают его память со счастливыми днями юности и всепоглощающей их любви с Джеком на Горбатой горе. Проходит несколько лет. К Эннису, уединенно живущему в трейлере, приезжает дочь Альма и сообщает о своей помолвке. Пригласив его на предстоящую свадьбу, Альма также просит благословения. Эннис спрашивает, любит ли ее жених, и после утвердительного ответа благословляет брак и обещает присутствовать на свадьбе. После того, как Альма уходит, Эннис открывает свой шкаф, где хранит джинсовую рубашку Джека, заправленную в его собственную, и прикрепленную открытку с изображением Горбатой горы. Он смотрит на вещи со слезами на глазах и прежде чем закрыть шкаф, говорит: «Джек, я клянусь»…
Молодые ковбои Эннис и Джек становятся напарниками во время летнего сезона 1963 года-они подрядились пасти овец на вершине Горбатой горы. Эннис неразговорчив, но они с Джеком все же находят общий язык, а однажды ночью у них случается секс. Время летит незаметно, и с окончанием сезона они расстаются. Проходят годы, Джек и Эннис женятся, а потом понимают, что не могут жить друг без друга.
Фильм о мужской любви не может быть похож на обычные мелодрамы. Если вы хотите поплакать в платочек или хотя бы повсхлипывать под сентиментальную музыку, проходите дальше-Энг Ли снимал свое кино не для вас. Бурей чувств и эмоций в «Горбатой горе» даже не пахнет–это лента о том, что происходит внутри, а не снаружи. На ваши глаза не навернутся слезы-скорее, заноет и защемит сердце, как во время расставания с кем-то близким и родным. Персонажи Леджера и Гилленхаала не из разговорчивых-особенно когда находятся наедине, и их чувства друг к другу не всегда очевидны. Постановщик не собирается лезть своим героям в душу и заставлять их пылко признаваться в любви-они просто хотят быть вместе, стараясь не думать o том, как правильно подступиться к этой ситуации. Они могут жить как все, но попытки построить «нормальные» семьи оборачиваются тоскливым взглядом в окно в ожидании следующей встречи с тем, кто по-настоящему дорог. Для того чтобы в полной мере прочувствовать ленту, не обязательно принадлежать к сексуальным меньшинствам. Если вы помните, как пусто, холодно и одиноко в бессрочной разлуке, вы примете «Горбатую гору» как старую знакомую. Джека и Энниса разделяют пространство (они даже живут в разных штатах), упущенное время, обязательства перед родными, предрассудки окружающих-в конце концов, страх признаться самим себе в своих же чувствах. Здесь то, что остается за кадром, не менее, а то и более важно, чем те эпизодические отрывки из судеб героев, которые Ли выбирает для того, чтобы показать нам: свадьба, дети, совместная «рыбалка», прозревшая жена, развод, вот уже и дети совсем взрослые. Действие перескакивает через годы, но фильм сохраняет спокойствие и непоколебимость – эта мирская суета никак не способна повлиять на чувства Энниса и Джека. Сердце «Горбатой горы» безупречно красиво и чисто, но оболочка, увы, не так уж идеальна-Энг Ли не знает меры в меланхолии и временами «заваливает» действие, уводя картину в откровенное занудство. Актеркие работы ярки и сильны, но при этом отнюдь не «оскароносны», а операторская работа и музыка все же не дотягивают до пленительно-сдержанной красоты того же «Крадущегося тигра», одного из предыдущих творений Энга Ли. Конечно, сравнивать трепетную романтику и разъедающую душу тоску не совсем честно, но от ленты с таким количеством наград и номинаций все же ждешь чего-то более…пожалуй, вдохновенного. Прочитав сценарий в первый раз, Леджер отказался от роли Энниса, но его тогдашняя девушка, актриса Наоми Уоттс уговорила его принять предложение Энга Ли. На свою голову, ибо на съемках Леджер встретил Мишель Уилльямс. Глубокая и грустная история любви (наплюйте вы на эти гомофобские предрассудки!), чуть перехваленная, но все равно очень хорошая.
Мелодрама режиссера Энга Ли о любовной связи двух ковбоев, считающаяся «первым в истории кино гей-вестерном». В основу сценария Дайаны Оссаны и Ларри Макмертри лег одноименный рассказ американской писательницы Энни Пру. Премьера картины состоялась 2 сентября 2005 года на Венецианском кинофестивале, где она получила главную награду-«Золотой лев». Картина получила четыре награды Британской академии BAFTA в категориях «Лучшая картина», «Лучший актер второго плана», «Лучшая режиссура» и «Лучший адаптированный сценарий», а также три премии Американской академии «Оскар» в категориях «Лучшая режиссура», «Лучший адаптированный сценарий» и «Лучший оригинальный саундтрек».
О рассказе Энни Пру «Горбатая гора» сценаристка Дайана Оссана узнала в октябре 1997 года, через несколько дней после его публикации, и попросила соавтора Ларри Макмертри прочитать его. Пара спросила Пру, могут ли они адаптировать ее произведение в киносценарий. Писательница не представляла, как можно экранизировать рассказ, но она тем не менее дала Оссане и Макмерти разрешение. В 1999 году в интервью газете The Missouri Review Пру похвалила их сценарий. Оссана признавалась, что убедить режиссера и киностудию снять фильм было непросто. Гас Ван Сент хотел стать режиссером фильма и пригласить Мэтта Деймона и Хоакина Феникса на главные роли. Деймон, который ранее работал с Ван Сентом над картиной «Умница Уилл Хантинг», сказал ему: «Гас, я снимался в гейском фильме («Талантливый мистер Рипли»), а затем в ковбойском («Неукротимые сердца»). Я не могу продолжить дело фильмом про геев-ковбоев». Вместо этого Ван Сент предпочел снять биографический фильм «Харви Милк», рассказывающий о жизни политика и борца за права геев. Также над фильмом работал Джоэл Шумахер. В 2001 году глава Focus Features Джеймс Шеймус приобрел опцион на экранизацию рассказа, но счел ее реализацию рискованным делом. По просьбе Оссаны продюсер прислал сценарий Энгу Ли, но постановщик решил заняться «Халком». После съемок «Халка» и «Крадущегося тигра, затаившегося дракона» Ли чувствовал себя истощенным и планировал закончить карьеру режиссера, но «Горбатая гора» дала о себе знать и подтолкнула его вернуться к профессии. Продюсер Билл Полад из River Road Entertainment, который два года сотрудничал с Focus Features, помог профинансировать фильм. В 2003 году Оссана и Макмертри предложили роль Хиту Леджеру после того, как были впечатлены его игрой в «Бале монстров». Но студия сочла актера недостаточно мужественным для роли. Несмотря на это, кастинг-директор Эйви Кауфман прислала Леджеру сценарий, вскоре актер заинтересовался участием. Джейк Джилленхол не хотел упускать возможность поработать с Ли и Леджером. Джилленхол восхищался актером и считал, что он «старше своих лет по человеческим качествам». На главные роли рассматривались другие актеры, но Ли считал, что они слишком боятся играть эти роли. Изначально Леджер хотел сыграть роль Энниса, а не Джека. Актер считал Энниса сложным, мужественным и гомофобным персонажем. Леджер исследовал характер персонажа и научился говорить с вайомингским и техасским акцентом. Ли попросил Леджера и Джилленхола прочитать книги про геев-ковбоев. Также актеры посетили ранчо на окраине Лос-Анджелеса и научились ездить на лошадях. На роли Альмы и Лурин Ли рассматривал 20-30 актрис. Мишель Уилльямс была одной из первых, кто пробовался на роль Альмы, и Ли одобрил ее кандидатуру. Энн Хэтэуэй пришла на прислушивание во время обеденного перерыва на съемках картины «Дневники принцессы 2: Как стать королевой». Актриса была в бальном платье и носила шиньон, что, по ее словам, было чересчур, но во время проб Хэтэуэй чувствовала себя более сосредоточенной. Изначально Ли сомневался по поводу ее участия, но после прослушивания режиссер утвердил актрису на роль Лурин. Чтобы получить роль, Хэтэуэй пришлось соврать об умении ездить верхом. Премьера фильма состоялась на Венецианском кинофестивале, где он был удостоен главной награды-«Золотого льва». Лента была запрещена к прокату в континентальном Китае, в отличие от Гонконга и Тайваня, где она вышла на экраны. На церемонии вручения премии «Оскар» работа Энга Ли считалась фаворитом в номинации «Лучший фильм года», однако неожиданно уступила пальму первенства ленте «Столкновение», что наблюдатели поспешили объяснить консерватизмом и скрытой гомофобией киноакадемиков. Члены киноакадемии Тони Кертис и Эрнест Боргнайн публично высказали свои претензии к картине. Боргнайн прямо заявил: «Джон Уэйн в гробу перевернулся». Один из «столпов» кантри-музыки Вилли Нельсон откликнулся на фильм песней «Cowboys Are Frequently Secretly Fond of Each Other» («Ковбои зачастую тайно влюблены друг в друга»). В списке, составленном Ассоциацией кинокритиков Лос-Анджелеса с целью выявить десять лучших фильмов первого десятилетия XXI века, фильм «Горбатая гора» занял четвертое место. Фильм был разрекламирован как первый гей-вестерн в истории Голливуда. Тем не менее в американском независимом кино тема «голубых ковбоев» эксплуатировалась уже давно. Энди Уорхол еще в 1969 году обратился к ней в своей картине Lonesome Cowboys. Из классических голливудских вестернов скрытый гомоэротический текст присутствует в фильме Говарда Хоукса «Красная река» (1948). Его называют «гомоэротическим вестерном на все времена». Во многих вестернах отношения главных героев напоминают «брак без секса». Это особенно заметно в «Искателях», лучшем вестерне всех времен по версии Американского института киноискусства.