Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«ДЕЛО МАТТЕИ»
(Il caso Mattei)

Италия, 1972, 116 мин., «Vides Cinematografica/Verona Produzione»
Режиссер и сценарист Франческо Рози, сценарист Тонино Гуэрра
В ролях Джан Мария Волонте, Луиджи Скварзина, Питер Болдуин, Ренато Романо, Франко Грациози, Джанфранко Омбуен

Энрико Маттеи помог изменить будущее Италии, сначала как борец за освобождение от нацистов, затем как инвестор газовую компанию, и в конечном счете как голова ENI, государственной компании для развития нефтяных ресурсов. 27 октября 1962 он погиб, когда его частный самолет потерпел крах за одну минуту до приземления в Миланском аэропорту. Официально, он умер от авиационной катастрофы. Фактически, много журналистов исследовали другие вероятные причины для несвоевременного приземления…
Энрико Маттеи (1906-1962)-глава итальянской нефтяной компании ENI. Энрико Маттеи сразу после Второй мировой войны получил распоряжение от государства реорганизовать испытывающую кризис нефтяную компанию Agip, созданную в 1926 году фашистским режимом. В 1953 году на ее основе была создана компания ENI. Под его руководством ENI договорилась о значительных уступках по нефти на Ближнем Востоке, а также заключила значительное торговое соглашение с Советским Союзом, которое помогло разорвать олигополию «Семи сестер», которые доминировали в середине XX века в нефтяной промышленности. Он также ввел принцип, согласно которому страна, которая владела разведанными запасами нефти, получала 75 % от прибыли (а не 50 % и менее, как было ранее принято). Маттеи, который стал влиятельной фигурой в Италии, был левым христианским демократом и членом парламента с 1948 по 1953 год. Маттеи сделал ENI настолько сильной компанией, что итальянцы называют ее «государство в государстве». Погиб в таинственной авиакатастрофе в 1962 году. В 1995 году тело Маттеи эксгумировали и провели судебно-медицинскую экспертизу с использованием последних технологий. Было выяснено, что на борту личного самолета Маттеи «Morane-Saulnier MS.760 Paris» произошел взрыв, то есть самолет рухнул из-за диверсии, а не по причине плохих погодных условий, как считалось ранее. Считается, что в убийстве было замешано ЦРУ. Энрико Маттеи был седьмым ребенком в семье, работал с 14 лет. В годы Второй мировой войны участвовал в Сопротивлении, был одним из партизанских командиров (демохристианские «Народные бригады»). В 1945 году был назначен руководителем переживавшей кризис итальянской государственной нефтяной компании AGIP. Смог наладить ее работу, вместо планировавшейся до того приватизации развернул активную разведку, благодаря которой в долине реки По (север Италии) был обнаружен ряд нефтяных месторождений. Их разработка позволила Италии сохранить энергетическую независимость и направить средства не на оплату нефтяных поставок из-за рубежа, а на развитие собственной экономики. Возглавив созданный в 1953 году полуавтономный государственный энергетический холдинг ENI, создал в Италии развитую нефтеперерабатывающую промышленность, систему трубопроводов и сеть автозаправок. На выгодных для себя условиях концерн ENI под руководством Маттеи заключил договора на разработку недр с правительствами Ирана, Египта, Индии, Марокко, Туниса, Судана. В 1960 году в Москве подписал соглашение о поставках советской нефти. Утверждают, что именно Энрико Маттеи ввел в обиход словосочетание «Семь сестер» (картель американских-«Стандарт Ойл оф Нью-Джерси» («Эксон»), «Соконай-Вакуум Ойл» («Мобил»), «Стандарт Ойл оф Калифорния» («Шеврон»), «Тексако» и «Галф Ойл»-и британских-«Англо-персидская нефтяная компания» («Бритиш Петролеум») и «Роял Датч Шелл»-нефтяных компаний).