Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«ЛЮДИ-КОШКИ»
(Cat People)

США, 1942, 73 мин., ч/б, «RKO»
Режиссер Жак Турнер, композитор Рой Уэбб, продюсер Вэл Льютон
В ролях Симона Симон, Джейн Рэндольф, Алан Напье, Джек Холт, Кент Смит, Том Конвей

В Нью-Йорке живет молодая художница-сербка Ирина Дубровна. В зоопарке она знакомится с морским инженером Оливером Ридом, который моментально влюбляется в нее. Она говорит ему, что живет одна, редко встречается с людьми, и он ее единственный друг в городе. Квартира Ирины расположена рядом с зоопарком, и она любит слушать по ночам рев львов, который ее возбуждает. А крики пантеры наоборот действуют на нее раздражающе. Также она очень любит ночь. Ирина рассказывает Оливеру, что в ее деревне занимались колдовством, и ее предки превращались в пантер под воздействием злобы, гнева или ревности. Она думает, что у нее тоже есть такая наследственная особенность. Оливер не верит в эти религиозные предрассудки прошлого. «Кошки не любят меня»-как-то признается Ирина. Молодые люди собираются пожениться. Ирина говорит Оливеру, что завидует простым женщинам, которые могут спокойно гулять по улицам. Он отводит ее к психиатру. Тот под гипнозом находит источник беспокойств Ирины: она думает, что может превращаться в пантеру. В последующие дни Ирина встревожена дружбой Оливера с его коллегой по работе Алисой. Та давно тайно влюблена в Оливера и, наконец, признается в своих чувствах. В зоопарке Ирина хочет выпустить пантеру на волю. Психиатр, следивший за ней, едва успевает помешать осуществлению ее желаний. Ночью Ирина следит за Алисой, которая встречается с Оливером в кафе. Алиса смутно чувствует, что ее кто-то преследует. Ирина возвращается к мужу и плачет. Ночью ее мучает кошмар, и она вспоминает слова психиатра. Вечером Ирина встречается с Алисой в пустом в такой поздний час бассейне. Тень животного скользит по стене. Алиса, терзаемая смутными сомнениями, кричит. Ирина включает свет и успокаивает ее. Она говорит, что искала Оливера, после чего уходит. Алиса замечает, что одежда Ирины порвана. Психиатр снова разговаривает с Ириной. Она жалуется, что когда к ней прикасается муж, ей хочется превратиться в пантеру. Вскоре Оливер признается, что любит Алису и хотел бы развестись с Ириной. Однажды вечером Оливер и Алиса собираются покинуть свой офис, но замечают, что заперты в нем. Они видят тень пантеры и пытаются позвать на помощь. «Оставь нас в покое, Ирина»-кричит Оливер. Им удается убежать. Психиатр снова встречается с Ириной, но та принимает обличие пантеры. Психиатр вынужден защищаться тростью. Ему удается пронзить пантеру. Смертельно раненная, Ирина возвращается в зоопарк, открывает клетку пантеры, которая убегает из клетки на свободу. Пришедшие Оливер и Алиса видят окровавленный труп Ирины. «Она мне не лгала»-произносит Оливер…
Этот фильм является одним из самых значительных не только в карьере двух его создателей, Вэла Льютона и Жака Турнера, но вообще в истории жанра ужасов. Чарльз Кернер, владелец компании «RKO» как-то попросил Вэла Льютона подготовить материал для фильма, отталкиваясь от названия «Люди-кошки», которое показалось ему привлекательным. Продюсер считал, что довоенные монстры (вампиры, оборотни) исчерпали себя и нужно найти что-то новое и необычное. Сначала Льютон хотел экранизировать роман Алжернона Блэквуда, но затем решил рассказать современную историю, навеянную серией французских рисунков, где изображались модели с головами кошек. Снятый за 21 день при бюджете в 130 тысяч долларов (в том году в прокате он принес 4 миллиона и еще 4 миллиона выручил за право демонстрироваться в других странах мира), фильм стал первым из четырнадцати картин, продюсированных Вэлом Льютоном (из них 11 для «RKO»). Владельцы студии скептически отнеслись к картине и отдали ее для демонстрации в гавайский кинотеатр Лос-Анджелеса, где только что закончили показ фильма Орсона Уэллса «Гражданин Кейн» (1941). Неожиданно, прием у фильма оказался куда лучше, чем у его предшественника, что позволило «RKO» твердо стать на ноги, по сравнению с очень тяжелым для компании 1941 годом. Деньги, полученные от картины, позволили Вэлу Льютону в период с 1942 по 1946 год выпустить целую серию картин, которые стали знаковыми в истории жанра ужасов. Также это был первый серьезный успех Жака Турнера, который сделал еще два фильма в том же ключе («Я гулял с зомби» и «Человек-леопард»), после чего обратился к новым для себя кинематографическим жанрам. Картина шла в прокате столь долгое время (так как ее успех был ошеломительным, то прокат следующих двух вышеупомянутых фильмов Льютона просто был отложен на поздний срок), что кинокритикам пришлось ее пересматривать несколько раз, с каждым разом выдавая все более положительные рецензии. Продюсеры картины хотели заменить Турнера уже спустя 4 дня после начала съемок, но Льютону удалось его отстоять. Из-за ограниченного бюджета для съемок использовались декорации другого фильма Орсона Уэллса «Великолепные Амберсоны» (1942). В 1993 году картина была внесена на хранение в медиатеку при конгрессе США.