Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«ПРОКЛЯТИЕ ФРАНКЕНШТЕЙНА»
(The Curse Of Frankenstein)

Великобритания, 1957, 83 мин., «Hammer»
Режиссер Теренс Фишер по Мэри Шелли, сценарист Джимми Сангстер, композитор Джеймс Бернар, продюсеры Энтони Хиндс и Майкл Каррерас
В ролях Питер Кашинг, Кристофер Ли, Хазель Курт, Валери Гон, Пол Хардмут

Приговоренный к смерти, барон Франкенштейн настойчиво требует священника и рассказывает ему свою историю. После смерти своей матери, когда он был еще юношей, так как отца он потерял в десятилетнем возрасте, он унаследовал состояние своих родителей и обосновался в швейцарской деревушке, устроившись работать к профессору Полу Крумпу, чтобы тот передал ему свои знания в области биологии. Вместе они проводили многочисленные эксперименты, и однажды им удалось оживить мертвую собаку. Став взрослым, Франкенштейн уже знал, что его жизнь будет посвящена науке. У него появилась амбициозная идея создать живое существо из членов и органов, взятых у трупов. Профессор Крумп посчитал этот проект безумным, но, тем не менее, помог Франкенштейну ночью снять покойника с виселицы, у которого барон отрезал голову. Кузина Франкенштейна Элизабет, ставшая сиротой, поселилась у барона с намерением выйти за него замуж. Франкенштейн приносит руки недавно умершего великого скульптора Банделло. Профессор Крумп решает прекратить эксперименты и советует Элизабет бежать из дома. Франкенштейн зовет к себе домой старого ученого Бернштейна и сталкивает его с лестницы. После похорон, он размещает гроб ученого в фамильном склепе Франкенштейнов. Этот поступок положительно оценивают друзья и знакомые барона. На самом деле его целью является извлечение мозга из трупа. Франкенштейн и профессор Крумп ожесточенно спорят, и во время столкновения извлеченный мозг падает на пол. Профессор соглашается еще раз помочь Франкенштейну. Они оживляют монстра и помещают его в стеклянную клетку. После того, как были сняты бинты, монстр бросается на Франкенштейна, пытаясь его задушить, но его сбивает профессор Крумп. Некоторое время спустя монстр исчезает. В лесу он убивает слепого и ребенка. Но профессор идет по его следу и убивает монстра к большому негодованию Франкенштейна. Они хоронят монстра, но на самом деле Франкенштейн относит его к себе и оживляет во второй раз. Он запирает горничную в комнате с монстром для того, чтобы он убил ее. После того, как горничная заявила о своем желании выйти замуж, он решил избавиться от нее. Барон Франкенштейн собирается сочетаться законным браком с Элизабет. Он показывает профессору Крумпу монстра, который теперь повинуется ему как собака. Но монстр разрывает цепи в то время, когда ученые начинают драться. Франкенштейн бросает лампу в монстра, которому удается убежать. Монстр загорается и падает в бак с кислотой. Доктор Франкенштейн заканчивает свой рассказ. К нему приходит профессор Крумп, который отказывается подтвердить существование монстра. В день казни Франкенштейна профессор с Элизабет стоят у гильотины…
Этот фильм знаменует историческую дату, так как речь идет о первой цветной продукции английской компании «Hammer», занявшейся в 50-60 годах обновлением знаменитых фантастических тем, проиллюстрированных в США в 30-х годах компанией «Universal». Последовавший огромный успех картины удивил авторов и породил другие фильмы про Франкенштейна, а также серию о Дракуле и другую продукцию жанра ужасов. Напомню, что создание студии «Hammer» восходит к 1934 году, в чем заслуга Уилльяма Хиндса и Энрико Каррераса. Хиндс окрестил студию своим театральным псевдонимом «Молот», что по-английски означает «Hammer». Барон Франкенштейн стал, в отличие от американских фильмов, существом из плоти и крови, повинующимся вере в науку, вопреки царствующему мракобесию и темноте. Это он настоящий мотор драмы и является, с этой точки зрения, почти симпатичным, в отличие от высокомерного идиотизма его коллег медиков или когорты поверхностных и тщеславных людей, которых он вынужден лечить, что придает еще больше выразительности и достоверности сюжету. Первый цветной фильм о Франкенштейне, наполненный кровью и отчлененными частями тела, представил зрителям динамичный дуэт из уже известного телевизионного актера Питера Кашинга и неизвестного широкой публике Кристофера Ли, которым суждено было стать самыми известными исполнителями фильмов ужасов со времен Белы Лугоши и Бориса Карлоффа. Это не первое совместное появление на экране Питера Кашинга и Кристофера Ли. Они снимались в картине Лоуренса Оливье «Гамлет» (1948) и фильме «Мулен Руж» (1952), хотя и не появлялись на экране вместе. Здесь они впервые встретились на одной съемочной площадке, разговорились и быстро стали друзьями до самой смерти Кашинга в 1994 году. Главным новшеством фильма было то, что главным героем стал Виктор Франкенштейн, а не монстр. Студия «Universal» владела правами на грим Бориса Карлоффа, поэтому Рою Эштону пришлось потрудиться, чтобы его не обвинили в плагиате. Личность Франкенштейна будет в дальнейшем постепенно развиваться в многочисленных продолжениях, но уже здесь дано начало медленному осмыслению того, что истинный монстр сам барон. Уже в картине «Франкенштейн должен быть уничтожен» (1969) Питер Кашинг показывает Франкенштейна жестоким и хладнокровным негодяем. Но и здесь видно, что Франкенштейн в высшей степени циничный подлец, он совершает убийства, если это укладывается в его представления. Он не может любить или испытывать симпатии, но любит манипулировать другими людьми. Интересно и достаточно смело для того времени показано, что барон имеет нормальную сексуальную жизнь, в то время, как в продолжениях очевидно, что он безразличен к женщинам. Была полностью вырезана сцена, где видны отрезанные головы, лежащие в кислоте. При бюджете в 500 тысяч долларов картина в прокате США собрала 7 миллионов. Долгие годы картина считалась самой прибыльной в истории британского кино (без участия США или других стран Европы).