Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«СИРАНО И Д’АРТАНЬЯН»
(Cyrano et d'Artagnan)

Франция-Испания-Италия, 1964, 145 мин., «Circe Production/Compagnia Cinematografica Champion/Costantini Film»
Режиссер и сценарист Абель Ганс
В ролях Хосе Феррер, Жан-Пьер Кассель, Сильва Косина, Филипп Нуаре, Мишель Симон, Далия Лави, Рафаэль Ривельес

1642 год. Два молодых гасконских дворянина знакомятся по пути в Париж, где рассчитывают сделать карьеру на королевской службе. У одного в арсенале имеется секретный фехтовальный прием, у другого-мастерство карточного шулера. В столице друзья знакомятся с двумя самыми знаменитыми куртизанками-Нинон де Ланкло и Марион Делорм. В первую влюбляется Сирано, во вторую-д’Артаньян. Красавицы отвечают им взаимностью, но не так, как хотелось бы, поскольку Нинон нравится д’Артаньян, а ее подруге-Сирано. Ловкие гасконцы прибегают к хитрости, чтобы добиться своего, но дело осложняется, так как оба оказываются впутаны в политические интриги во время заговора Сен-Мара против Ришелье…
Нинон де Ланкло (1623-1705)-французская писательница и хозяйка литературного салона, покровительница искусств, куртизанка. Прославилась своей красотой, необычайным остроумием, а также тем, что сохраняла свою необыкновенную привлекательность практически до самой смерти на девятом десятке. Де Ланкло-символ образованной и независимой женщины, царицы парижских салонов, сочетавшей ум и сердце, пример эволюции нравов XVII и XVIII вв. Анна де л’Анкло родилась в Париже в семье туренского дворянина Генриха де Ланкло и его супруги. Уменьшительное имя «Нинон» ей дал в детстве отец, последователь философии Эпикура, который в 1632 г. за дуэль был выслан из Франции и умер. 10 лет спустя скончалась ее мать, и Нинон отправилась в монастырь-только ради того, чтобы покинуть его через год. Если знать, какой путь Нинон изберет себе дальше, этот выбор монастырской карьеры в начале ее жизни кажется странным. Но он был вызван тем же жизненным принципом, которым она будет руководствоваться всегда-Нинон собиралась оставаться не состоящей в браке и независимой. В дальнейшем, под влиянием философии эпикуреизма вообще и Монтеня в частности, Нинон посвятит свое бытие удовольствию-физическому и умственному. В наследство Нинон получила большое состояние, которым сумела хорошо распорядиться, получая ежегодно 10 000 ливров ренты. Возвратившаяся в Париж Нинон стала популярной фигурой в светских салонах того времени, и ее собственная гостиная также стала центром споров и бесед о литературе. В начале 1630-х именно Нинон де Ланкло поощрила молодого Мольера-например, именно в ее салоне он впервые прочел своего «Тартюфа», и он вывел ее в «Мизантропе» в образе Селимены. В своем завещании она оставила средства для покупки книг 9-летнему сыну своего счетовода по имени Франсуа Мари Аруэ-который позже прославился под литературным псевдонимом Вольтер. Именно в этот период началась ее жизнь в качестве куртизанки. Нинон имела многочисленных богатых и знатных любовников, включая кузена короля Великого Конде, Гаспара де Колиньи (герцог Шатильонский, внучатый племянник адмирала Колиньи), и Франсуа де Ларошфуко (принца де Марсийака). Нинон всегда окружали многочисленные поклонники, но возлюбленный у нее всегда был только один, и меняя его на другого, она обыкновенно сообщала ему об этом прямо, чем заслужила репутацию личности волевой, решительной и экстравагантной. «Единственное, что ему оставалось-радоваться тому, что ему еще разрешили наносить Нинон визиты в качестве друга»,-свидетельствовал Сен-Симон. Изящная, превосходно сложенная брюнетка, с лицом ослепительной белизны, с легким румянцем, с большими синими глазами, в которых одновременно сквозили благопристойность, рассудительность, безумие и сладострастие, с восхитительными зубами и очаровательной улыбкой, Нинон держалась с необыкновенным благородством, обладая поразительной грацией манер. В интимных связях Нинон руководствовалась по большей части чувствами, а не корыстью-она отвергла 50 тыс. франков за ночь от кардинала Ришелье, заявив, что она «отдается, но не продается» (из воспоминаний графа де Шавеньяка). Считается, что денег Нинон со своих возлюбленных не брала никогда (в отличие от своей современницы и «конкурирующей» куртизанки Марион Делорм), в подарок принимала от них только цветы, а свою репутацию заслужила «неприличным» для незамужней женщины поведением. Тем не менее, Таллеман де Рео пишет: «Ее любовников делили на три разряда: тех, кто платил и к коим она была совершенно равнодушна, терпя их лишь до поры до времени, пока они были ей нужны; на тех, кого она мучила, и любимчиков». Подобный стиль жизни (тогда еще не столь приемлемый, как это стало считаться позже), а также ее вольнодумство в вопросах, касающихся религии, привели к тому, что по навету г-жи де Граммон и повелению регентши Анны Австрийской Нинон была насильственно заключена в женский монастырь Мадлонетт. Некоторое время спустя, тем не менее, узницу посетила Кристина, бывшая королева Швеции, которая вместе с Конде добилась от Мазарини освобождения Нинон. В браке Нинон никогда не состояла, но родила двух сыновей и дочь. В качестве реванша Нинон де Ланкло стала писать произведения, в которых защищала свою позицию: достойная жизнь без какой-либо религии. Среди них особенно выделяется «Месть кокетки» (1659). Она была отлично образована, знала итальянский и испанский языки, свободно ориентировалась в классической литературе, играла на лютне и клавесине. Кроме того, Нинон была также прославлена своими остроумными высказываниями. Рассказывают, что по просьбе Сент-Эвремона она написала свою биографию, умолчав, однако, о своих любовных историях: «Вот мой портрет, но только по пояс». Выбирайте: либо любить женщин, либо понимать их. Начиная с конца 1660-х годов Нинон понемногу оставила образ жизни куртизанки. Благодаря своим литературным друзьям в 1667 г. начинаются ее приемы в отеле Сагонь на улице Турнелль, 36, вошедшем в историю как дом ее литературных салонов (несмотря на то, что они собирались и в других зданиях). В эти годы она стала другом Расина. Посетители ее салона носили прозвище «турнелльских птиц». В их число входили: Фонтенель, Ларошфуко, Шарль де Сент-Эвремон, аббат Скаррон, Жан-Батист Люлли, Лафонтен, Филипп II Орлеанский, Антуан Годо, Антуан Гомбо, герцог Сен-Симон, граф Рабютен, Жюль де Клерамбо, аббат Шатонеф, Христиан Гюйгенс, Франсуа Буаробер, Шарль Перро, Шарль де Севинье, Николя Буало. Свет и даже королевский двор прислушивались к мнению остроумной Нинон, побаивались ее острот. Даже Людовик XIV по поводу всевозможных событий интересовался «А что сказала об этом Нинон?». Позже она стала близкой подругой Франсуазы д’Обинье, более известной как мадам де Ментенон, фаворитки, а затем второй жены Людовика XIV. Нинон скончалась в возрасте приблизительно 89 лет очень богатой женщиной. До старости она сохраняла красоту-например, барон Сигизмунд Банье долго не соглашался посетить ее салон, считая, что 70-летняя дама никак не может ему оказаться интересной. Когда же он наконец познакомился с де Ланкло, он сразу захотел стать ее любовником. А проведя с нею ночь, был готов поклясться, что ей не более восемнадцати. Вскоре барон был убит на дуэли одним из отвергнутых соперников.
Марион Делорм (1611-1650)-французская аристократка, хозяйка литературного салона, куртизанка, проживала в Париже на площади Вогезов. Родилась в городе Шалоне-на-Марне, в Шампани, в семье судебного пристава мэтра Граппэна и его супруги Франсуазы. Ее восприемниками при крещении стали маркиз де Вилларсо и его двоюродная сестра графиня Сент-Эвремон. Очень молодой прибыв в Париж и получив значительное наследство, пленила своей красотой поэта Жака Валлэ-Дебарро, сына министра финансов Генриха IV. Его вскоре сменили герцог Бекингем, несчастный Сен-Мар, от которого она родила трех признанных детей, д'Эмери. В числе ее обожателей были весьма высокопоставленные особы: Ришелье, принцы Конде и Конти, даже сам Людовик XIII. Во время Фронды ее дом сделался сборным пунктом вождей этой партии. Кардинал Мазарини приказал ее арестовать, но она внезапно умерла. К этим историческим фактам примешиваются рассказы, что Делорм сама распространила слух о своей смерти и убежала в Англию, что она затем имела 3 мужей, из которых один был разбойничьим атаманом, и что она жила до 1741 года. Марион Делорм выведена на сцену в романе Альфреда де Виньи «Сен-Мар», драме «Марион Делорм» Виктора Гюго (заглавную роль исполняла Сара Бернар), ее черты вошли в образ Миледи Винтер в романе Дюма «Три мушкетера», книгу о ней написал Жозефен Пеладан. Русский композитор Павел Макаров создал оперу «Марион Делорм», также ей посвящены оперы Амилькаре Понкьелли и Джованни Боттезини, Antonio Scontrino В честь Марион Делорм во французской кухне назван гарнир из донышек артишоков, начиненных пюре из шампиньонов с луком, и орехового картофеля, который подают к мясу и птице.