Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«ДОРОГАЯ ЛИЛИ»
(Darling Lili)

США, 1970, 136 мин., «Geoffrey Productions»
Режиссер и сценарист Блейк Эдвардс, сценарист Уилльям Питер Блатти
В ролях Джулия Эндрюс, Рок Хадсон, Джереми Кемп, Майкл Уитни, Глория Пол, Жак Марин, Бернард Кэй

Мата Хари (1876-1917, настоящее имя Маргарета Гертруда Зелле)-исполнительница экзотических танцев и куртизанка фризского происхождения, подданная Нидерландов. В первое десятилетие XX века стала широко известна в Европе как танцовщица «восточного стиля». Во время Первой мировой войны предположительно занималась шпионской деятельностью в пользу Германии. Расстреляна по приговору французского суда за шпионаж в пользу противника в военное время. Многие исследователи считают, что улики против Маты Хари были сфальсифицированы, а сама она была скорее всего невиновна. Судьбе Маты Хари посвящено множество документальных и художественных книг, фильмов и произведений других жанров. Маргарета Гертруда Зелле родилась 7 августа 1876 года в Леувардене (Нидерланды) и была единственной дочерью и вторым ребенком из четырех детей Адама Зелле (1840-1910) и Антье ван дер Мейлен (1842-1891). Адам был владельцем шляпного магазина. Кроме того, он сделал успешные инвестиции в нефтедобывающую промышленность и стал достаточно богатым, чтобы не скупиться на детей. Таким образом, до тринадцати лет Маргарета посещала только школы для высшего сословия. Однако в 1889 году Адам обанкротился и вскоре развелся с женой. Мать Маргареты умерла в 1891 году. Семья была разрушена. Отец отправил Маргарету к ее крестному в город Снек. Затем она продолжила свое обучение в Лейдене, собираясь стать воспитательницей детского сада, но когда директор училища начал открыто флиртовать с нею, ее оскорбленный крестный отец забрал Маргарету из этого учебного заведения. После нескольких месяцев она сбежала к своему дяде в Гаагу. 11 июля 1895 года в Амстердаме, 18 лет от роду, Маргарета вышла замуж за 39-летнего капитана Рудольфа Маклеода (1856-1928), голландца шотландского происхождения, с которым она познакомилась по объявлению. Они переехали на остров Яву (голландская Ост-Индия, ныне Индонезия), там у них родились двое детей: сын Норман-Джон (1897-1899) и дочь Жанна-Луиза (Нон) (1898-1919). Брак был полным разочарованием для обоих. Рудольф был алкоголиком; кроме того, он вымещал все свои расстройства и неудовлетворенность жизнью на жене, которая была в два раза младше его и которую он обвинял в том, что его не продвигают по службе. Он также открыто содержал любовниц. Разочарованная Маргарета оставила его, временно переехав к ван Редесу-другому голландскому офицеру. В течение многих месяцев она интенсивно изучала индонезийские традиции, в частности, через свою работу в местной танцевальной группе. В 1897 году она впервые упомянула свой артистический псевдоним-Мата Хари, который по-малайски означает «солнце» («Мата»-глаз, «Хари»-день, дословно «глаз дня») в одном из писем к родственникам в Голландии. После настойчивых уговоров Рудольфа Маргарета вернулась к нему, хотя его агрессивное поведение не изменилось. Она по-прежнему пыталась забыться, изучая местную культуру. Их сын Норман умер в 1899 году, вероятно, от осложнений сифилиса, которым заразился от родителей, хотя семья утверждала, что он был отравлен прислугой. Некоторые источники утверждают, что Рудольф Маклеод чем-то обидел и наказал мужа служанки, которая у них работала, в ответ супруг служанки приказал жене отравить детей Рудольфа и Маргареты. Служанка послушалась мужа, отравив детскую пищу. Это не составило ей труда, поскольку она имела доступ ко всему дому, в том числе-к кухне и еде. Мальчик умер не сразу, в страшных мучениях, а девочка выжила. Некоторые утверждали, что это чудо, другие ссылались на сильный иммунитет, но до сих пор неясно, как она смогла выжить, если оба ребенка ели одну и ту же отравленную пищу. Пара развелась в 1903 году, после возвращения в Голландию, причем Рудольф отобрал у жены право на воспитание дочери, которая умерла в возрасте 21 года (скорее всего, также от осложнений сифилиса). Оказавшись в бедности, Маргарета Зелле отправилась зарабатывать средства на жизнь в Париже. Сначала она выступала как цирковая наездница под именем «леди Греша Маклеод». С 1905 года начинается ее громкая слава как танцовщицы «восточного стиля», выступавшей под псевдонимом Мата Хари. Некоторые ее танцы представляли собой нечто близкое к современному стриптизу, тогда еще непривычному для западного зрителя: в конце номера (исполнявшегося перед узким кругом ценителей на сцене, усыпанной лепестками роз) танцовщица оставалась почти полностью обнаженной (по легенде, «так было угодно Шиве»). Сама Мата Хари претендовала на воспроизведение настоящих священных танцев Востока, якобы знакомых ей с детства, а также мистифицировала собеседников разными другими небылицами романтического характера. Так, танцовщица утверждала, что она экзотическая принцесса (или дочь короля Эдуарда VII и индийской княжны), что у нее есть конь, который позволяет ездить на себе только своей хозяйке, что она воспитывалась на Востоке в монастыре. В начале XX века, в период обостренного интереса к Востоку, к балету (в качестве примера можно привести карьеру Айседоры Дункан) и эротике, Мата Хари имела большой успех в Париже, а затем и в других европейских столицах. Трудное детство, жестокость мужей, насилие, финансовые трудности и унижения в танцевальной среде привели к печальному положению куртизанки, ей интересовались, обрабатывали и склоняли к связи ряд высокопоставленных военных, политиков и других влиятельных лиц во многих странах, включая Францию и Германию. Несмотря на дорогие подарки, которые она получала от мужчин, Мата Хари испытывала финансовые сложности и много раз брала в долг. Также ее страстью была карточная игра, помогающая отвлечься, на которую, возможно, и уходили ее деньги. Во время Первой мировой войны Нидерланды оставались нейтральными, и, будучи голландской подданной, Маргарета Зелле могла ездить из Франции на родину и обратно. Страны были разделены линией фронта, и дорога Маты Хари пролегала через Испанию (где была активна немецкая резидентура) и Великобританию; ее перемещения привлекли внимание союзной контрразведки. Возможно Мата Хари была немецкой шпионкой еще задолго до войны, точные причины и обстоятельства ее вербовки до сих пор неизвестны. В 1916 году у французской контрразведки появились первые указания на ее причастность к работе на Германию. Узнав об этом, Мата Хари сама явилась во французские спецслужбы и предложила свои услуги им, случайно назвав, между прочим, имя одного из своих любовников, хорошо известного ее собеседникам как немецкого агента-вербовщика. В итоге французы отправили ее в начале следующего года с незначительной миссией в Мадрид, и подозрения в шпионаже окончательно подтвердились: был перехвачен радиообмен немецкого агента в Мадриде с центром, где тот указал, что перевербованный французами агент H-21 прибыл в Испанию и получил от немецкой резидентуры указание вернуться в Париж (есть вероятность, что радиоперехват был специально рассекречен немецкой стороной, чтобы избавиться от двойного агента, выдав его противнику). 13 февраля 1917 года Мата Хари, тотчас же по возвращении в Париж, была арестована французской разведкой и обвинена в шпионаже в пользу противника в военное время. Суд над ней начался 24 июля и проходил при закрытых дверях. Ей инкриминировалась передача противнику сведений, приведших к гибели нескольких дивизий солдат (сами материалы суда до сих пор засекречены, однако некоторые сведения проникли в печать). На следующий день нидерландская подданная Маргарета Зелле была признана виновной и приговорена к смертной казни. Перед казнью, когда Мата Хари находилась под стражей, ее адвокат пытался вызволить ее и снять все обвинения. Была подана апелляция-безрезультатно. Тогда адвокат подал прошение о помиловании президенту, однако Р. Пуанкаре также остался неумолим. Смертный приговор остался в силе. В камере, где она провела последние дни своей жизни, адвокат предложил ей сказать властям, что она беременна, тем самым отсрочить свой смертный час, но Мата Хари отказалась от лжи. В то утро за ней пришла стража, попросила одеться-женщина была возмущена тем, что казнить ее будут утром, не накормив завтраком. Завтрак был немедленно подан. Пока она готовилась к казни, гроб для ее тела уже был доставлен в здание. Расстрел был произведен 15 октября 1917 года на военном полигоне в Венсене. После казни начальник расстрельной команды подошел к телу и для верности выстрелил из револьвера в затылок. Тело Маты Хари не было востребовано никем из ее родственников, поэтому было передано в анатомический театр. Ее голова была забальзамирована и сохранена в Музее анатомии в Париже. Однако в 2000 году архивариусы обнаружили, что голова исчезла; по мнению специалистов, пропажа могла произойти еще в 1954 году, когда музей переехал. Отчеты, датированные 1918 годом, показывают, что музей получил также остальные части тела Маты Хари, но отчетов об их точном местонахождении не сохранилось. Большинство историков считает, что вред от деяний Маты Хари (то есть эффективность ее как разведчицы) был сильно преувеличен-едва ли сведения, реально добытые ею (если таковые вообще имелись), представляли серьезную ценность для той или иной стороны. Подполковник британской и голландской контрразведок Орест Пинто считает, что «Мата Хари, безусловно, завоевала громкую славу. В глазах публики она стала олицетворением очаровательной женщины-шпионки. Но Мата Хари была глупым экспансивным созданием. Если бы ее не казнили, она не прослыла бы мученицей и никто бы даже не слышал о ней». Историк Е. Б. Черняк акцентировал внимание на связях Маты Хари с представителями французской военной и политической элиты, опасность огласки которых могла стать мотивом вынесения ей смертного приговора. Бюджет фильма составил невероятные 25 миллионов долларов. Выручка в США составила всего 5 миллионов. Картина номинировалась на «Оскар» за лучшие костюмы, музыку и песню «Whistling Away the Dark». Также картина получила «Золотой глобус» за эту песню, а номинировалась за лучшую актрису (Джулия Эндрюс) и как лучший фильм года. Музыка к фильму номинировалась на музыкальную премию «Грэмми». Очень проблемное производство, этот фильм вышел за рамки бюджета и потерпел неудачу в прокате, когда был выпущен. Сценарист, продюсер и режиссер Блейк Эдвардс использовал опыт создания этого фильма как вдохновение для сценария фильма «Сукин сын» (1981). Из-за студенческого восстания и забастовки, которые парализовали Париж в мае 1968 года, продюсеры фильма переехали в Брюссель для съемок основных сцен (с июня по июль 1968 года). Менеджер, отвечающий за наем статистов для съемок сцены во Дворце правосудия (Верховный суд) в Брюсселе вместо парижского железнодорожного вокзала, выдал фиксированное количество билетов и попросил владельцев билетов вернуться на работу около полуночи. Некоторые левые активисты (социалисты) купили пачку одинаковых билетов и раздали их в основном студентам близлежащего университета и попросили их явиться до полуночи. Поскольку они были там рано, они смогли без проблем попасть в здание суда. Костюмы им выдали практически сразу, а когда появилась настоящая массовка, дежурные ребята были озадачены тем, что столько очереди, учитывая, что огромный зал был уже наполовину заполнен. Им потребовалось несколько минут, прежде чем они поняли, что их одурачили и перехитрили местные активисты. Они были вынуждены отказаться от тех, у кого были фальшивые билеты, и принять лишь несколько законных нанятых статистов. Вступительный номер «Whistling Away The Dark» был исполнен Джулией Эндрюс за один непрерывный дубль. Paramount Pictures сняла фильм с производства в Ирландии, когда глава студии Чарли Бладхорн прилетел, чтобы проверить ход съемок, и прибыл на съемочную площадку, чтобы обнаружить, что весь актерский состав и съемочная группа устроили пикник под необычным ирландским солнцем. Один из первых фильмов, в котором использовалась «видеопомощь»-процесс использования монитора для показа того, что снимали камеры, и последующего просмотра отснятого материала. Хотя этот фильм был кассовым провалом, саундтрек принес гораздо больше пользы. Особой популярностью пользовалась песня «Whistling Away The Dark». Джулия Эндрюс продолжала исполнять ее на концертах. Несмотря на стриптиз, жестокую кульминацию и грубые выражения, фильм получил оценку «G». Студия даже рекламировала его как еще один мюзикл для семейного просмотра в духе «Мэри Поппинс» (1964) и «Звуки музыки» (1965). Затем газеты получили несколько гневных писем от родителей, которые пришли посмотреть этот фильм со своими детьми и были возмущены непристойным содержанием. Изначально этот фильм не планировался как мюзикл. Планировалось, что у Лили будет всего пара сцен выступления, чтобы зарекомендовать себя как артиста, но студия настояла на том, чтобы превратить это в мюзикл. Режиссерская версия Блейка Эдвардса удалила большинство песен. Джулии Эндрюс заплатили 1, 1 миллиона долларов за роль в этом фильме. По словам Блейка Эдвардса, критик пытался распространить клеветнические слухи о том, что он и Джулия Эндрюс занимались сексом втроем с Роком Хадсоном во время съемок. Тот же критик также утверждал, что Эдвардс проводил время с Роком Хадсоном в кожаных барах Сан-Франциско. Когда Року сказали об этом, он ответил: «Как, черт возьми, они узнали так быстро?». Во время производства Джулия Эндрюс также написала детскую книгу под названием «Мэнди», вдохновленную тем, что предложила ее старшая дочь. Он стал бестселлером. Один из высокобюджетных финансовых провалов студии Paramount Pictures, наряду с картинами «Золото Калифорнии» (1969), «Искатели приключений» (1970), «Молли Макгвайерс» (1970) и «Уловка 22» (1970). Лишь картины «История любви» (1970) и «Крестный отец» (1972) поправили финансовое положение Paramount. Сценарист, продюсер и режиссер Блейк Эдвардс отказался от окончательной версии, сославшись на то, что последнее слово за студией. Ему дали возможность перемонтировать этот фильм в 1990-х, и он удалил из него около двадцати девяти минут отснятого материала. Роль майора Дюваля изначально была предложена Бенни Хиллу. Этот фильм был первоначально создан Warner Brothers в 1967 году. Блейк Эдвардс страдал от постоянного вмешательства со стороны студии, в том числе от того, что они нанимали людей за его спиной и утверждали, что он согласился на это, что в конечном итоге он записывал свои разговоры с ними ради собственного здравомыслия. Он использовал это, чтобы позже поймать руководителя студии во время производства. Один из немногих мюзиклов, в котором главному герою (Року Хадсону) не давали никаких музыкальных номеров, даже если он исполнял мелодию. Кроме того, из-за проблем с творческим контролем фильм продолжал страдать во время постпродакшна. Официальный саундтрек к фильму так и не был выпущен. Вместо этого выпуск LP был обозначен как «Музыка из фильма «Дорогая Лили», хотя он содержал все музыкальные номера из фильма. Оказывается, виниловая пластинка была сделана из студийных треков, а не из музыкальных номеров, как они появляются на окончательной версии фильма. Это один из редких случаев, когда он не идентифицирован как «саундтрек». Рок Хадсон сказал, что Джулия Эндрюс и Блейк Эдвардс очень плохо обращались с ним во время съемок. В какой-то момент в 1967 году Блейк Эдвардс рассматривал Ли Марвина на главную роль. Фильм вольно основан на легенде о шпионке Первой мировой войны Мате Хари, которая также была певицей и танцовщицей.