Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.
Странная, мистическая и готическая история о заколдованном замке, таинственной
красоте его хозяйки и завораживающем голосе Сирены, которая как в древнегреческом
мифе привлекает, соблазняет и губит проезжающих мимо путников такой странной
и манящей музыкой…
Любовь к таинственным и страшным историям, наверное, генетически передалась
нам от предков, которые в долгие зимние вечера любили собираться в каком-нибудь
из домов по нескольку человек, и рассказывать друг другу истории о ведьмах,
чертях, водяных, русалках и прочей нечисти. Ну не сидеть же прясть, вязать или
вышивать молча. Или же страстью к этим историям мы заразились в летних лагерях,
когда после отбоя в темноте по очереди рассказывали всякие ужасы про Черную
или Красную руку, Черный гроб на колесиках, восставших мертвецах, дрожа от страха
и любопытства. Такие истории передавались из уст в уста не одним поколением.
Ведь даже Гоголь написал свои страшные повести «Вий», «Майская ночь или утопленница»,
«Пропавшая грамота» и многие другие, основываясь на рассказах, которые слышал
с самого детства от крестьян в украинских селеньях. Фильм Джордже Кадиевича
«Песни девственниц»-одна из таких историй, ставших легендами, преданиями в народе.
Сюжет развивается неторопливо, тайна с самого начала окутывает то, что мы видим
на экране, тайна, загадка, печаль, неизвестность-все это великолепно воссоздано
в кадре профессиональной работой оператора, игрой света и тени, черного и белого
цвета. А еще завораживающим пением сирен, которое звучит в кадре очень часто,
да еще дополненное странной, диссонансной музыкой, как будто где-то играет на
арфе безумец-не в лад, то очень быстро, то медленно перебирая струны. Этот черно-белый
фильм, снят в Югославии в 1973 году, когда и самого жанра фильма ужасов в наших
странах официально не существовало. А вот фильмы такие очень редко, но снимались.
И такие раритеты-настоящая находка для любителя страшного кино. Молодой парень
Иван путешествует по стране, направляясь в большой город. Под вечер карета добралась
до одного села, невдалеке от которого стоял старый замок. Нанятый кучер высадил
его, и отказался ехать дальше. Ничего не объясняя, он умчался прочь. Местные
жители тоже чужаку не обрадовались, но и дальше его везти не соглашались. Пришлось
идти пешком, к старому замку. Местный мальчик стал уговаривать его не ходить
в замок госпожи Сивиллы, это опасно. Вылетевшая из-за поворота карета Сивиллы
сбивает мальчика. Сама Сивилла испуганна происшествием и просит помочь отвезти
мальчика в замок. Иван соглашается и попадает в этот странный замок, из которого
слышится странная музыка и пение, и в сторону которого селяне даже смотреть
боялись. Мальчика, не смотря на все их старания, спасти не удалось. Сибилла
просит не оставлять ее в такую минуту. Очарованный ее красотой, Иван соглашается
с радостью, говоря, что будет с ней, пока будет ее нужен. В ответ Сибилла вдруг
разражается диким смехом. Она была очень странная, любила вести странные разговоры
о смерти, пробуждении от смерти, мести и убийстве. Любила сравнивать себя с
птицей. Детей у нее не было. После смерти мужа в замке жили только она и слуга
Бартоломео, личность тоже весьма странная. Но Иван так полюбил Сибиллу, что
не обращал внимания на такое их поведение. К тому же Сибилла ответила ему взаимностью,
они проводили время, бродя по замку. И только странная музыка, доносящаяся из
самой верхней башни, не давала ему покоя. Кто играет там, зачем, на чем? Сибилла
ответила, что эта музыка-любовь, и тайну ее она откроет в самом конце, когда
Иван будет уходить. Тогда она обязательно покажет ему эту башню. Ну а пока они
могут упиваться своей любовью и танцевать под эту музыку. Ведь два-три дня он
может себе позволить остаться тут. Сама эта история, как и атмосфера фильма,
очень напоминают мистические произведения Эдгара По. Атмосферой любви, страсти,
смерти пропитан каждый кадр, все диалоги и рассуждения героев, так или иначе,
сводятся к этим двум вечным понятиям. Иван плывет в этом мороке, не в силах
вырваться из него. Он пытается бежать из замка, но звуки странной музыки песни
возвращают его назад, как пение сирен заставляло моряков плыть навстречу своей
гибели. И уже невозможно уйти, не узнав тайны этой музыки и пения. Какой бы
страшной она не была. И чего бы эта тайна не стоила при этом. В этом фильме
нет чудовищ и монстров, привидений и прочей жути. Но есть ясное ощущение чего-то
таинственного, страшного, что нарастает и нарастает, неотвратимо приближаясь
к развязке. Ощущение тяжелого, страшного сна, когда хочешь и не можешь проснуться.
Надо отдать должное Оливере Вуко, она просто великолепна в роли Сивиллы. Именно
на ней, на ее игре держится вся атмосфера тяжелого, вязкого ощущения страха,
тайны, беспокойства. Глядя на нее, понимаешь, почему она была признанной звездой
1970-х годов. Любители фильмов ужасов могут знать ее по фильму «Печать дьявола»,
где она тоже сыграла главную роль. Но здесь у нее роль гораздо глубже и драматически,
и психологически, и эмоционально. К тому же сыграна безупречно. Ну а мы можем
получить удовольствие и от игры актеров, и от самой истории, и от атмосферы
страшной тайны, такой знакомой нам с самого детства.