Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«ДЬЯВОЛЬСКИЕ ДУШИ»
(Les Diaboliques)

Франция, 1954, 116 мин., ч/б, «Filmsonor/Vera Films»
Режиссер, продюсер и сценарист Анри-Жорж Клузо по Пьеру Буало и Томасу Нарсежаку, композитор Жорж Ван Пари
В ролях Симона Синьоре, Пол Мерисс, Вера Клузо, Шарль Ванель, Тереза Дорни, Жан Брошар, Жорж Шамара

Мишель Деласаль-директор института, плохо относится к своей супруге Кристине, владелице частного интерната для мальчиков. У него есть любовница, Николь Хорнер, которая в интернате преподает. Две женщины являются закадычными подругами. Николь пытается убедить Кристину избавиться от тирана-мужа. Они завлекают его в дом, которым владеет преподавательница. После того, как Мишель выпивает виски с ядом, они топят его в ванне. После этого женщины ночью отвозят труп в интернат и бросают его в бассейн. Кристина очень боится-она вовсе не ожесточившаяся преступница, но Николь заставляет ее держать себя в руках. Но через несколько дней труп мужа не появляется на поверхности бассейна. Когда его осушили, то его не оказалось и на дне, а различные признаки указывают на присутствие Мишеля в школе. Заболевшая Кристина вынуждена лежать в кровати, а доктор приказывает ей не покидать комнату. И вот однажды ночью Мишель появляется перед глазами своей жены…
Фильм имел огромный коммерческий успех, значительно больший, чем другие фильмы Анри-Жоржа Клузо, часто более значительные. Кроме умелой рекламной компании, ему можно поставить в плюс замысловатую интригу, зрелищность, отсутствие технических изощрений и шокирующую развязку. Картине, однако, далеко до того, чтобы считаться лучшим фильмом режиссера. Атмосфера фильма, которая была главным достоинством «Ворона» (1943), здесь тусклая и бледная. Второстепенным персонажам, за исключением великолепного Ноэля Роквера в роли соседа, не хватает рельефности. Одного просмотра фильма достаточно для того, чтобы понять пропасть, которая отделяет «Дьявольские души» от «Головокружения» (1958) Альфреда Хичкока, другой экранизации Пьера Буало и Томаса Нарсежака, основанной на теме внезапного появления «мертвеца». Если основная интрига картины исчезает после разрешения загадки, то в фильме Хичкока интерес возрастает именно после раскрытия тайны, которое, ко всему прочему, имеет место задолго до конца фильма. Как и Хичкок, Клузо радикально переделал сюжет романа, но в отличие от своего британского коллеги сохранил его пессимистическую атмосферу. В фильме робкая и затравленная школьная учительница совершает вместе со своей подругой убийство жестокого, унижающего ее мужа и после этого оказывается в эпицентре загадочных и объяснимых не иначе, как вмешательством потусторонних сил событий. Труп исчезает без следа, а героиня начинает повсюду обнаруживать следы деятельности своего супруга. Финал, в котором героиня выясняет, что убийство ее мужа было инсценировкой от начала до конца, а единственная смерть, которая планировалась-ее собственная, доводит впечатлительных зрителей до истерик и обмороков прямо в зрительном зале. Мрачный, завораживающий болезненной, патологической атмосферой фильм вызвал негодование французской кинематографической элиты. Тем не менее «Дьявольские души» и сегодня остаются вполне зрелищным фильмом благодаря чистому стилю, умеренному и холодному, присущему Анри-Жоржу Клузо. Режиссер смог подчеркнуть естественность и трогательность персонажа, сыгранного его женой Верой Клузо, которую он также снял в фильме «Плата за страх» (1953). Кристина, на самом деле, за всеми хитросплетениями интриги, единственная настоящая жертва этой истории. Как это часто было у Клузо, съемки были очень тяжелыми и утомительными. Симона Синьоре позже писала: «Я подписала контракт с Клузо на восемь недель съемок, которые растянулись на 15, но заплатил он мне первоначальную сумму. Он очень хорошо разбирался в тонкостях контракта, в то время как я прочитала его невнимательно». Симона Синьоре-супруга великого актера Ива Монтана. Фильм получил приз французского кинокритика Луи-Деллюка. По слухам, купив права на экранизацию романа писателей, Клузо опередил пытавшегося сделать то же самое Альфреда Хичкока, всего на несколько часов. Были сняты многочисленные ремейки. В 1967 году режиссер Кертис Херрингтон снял фильм «Игры» с Симоной Синьоре и Джеймсом Кааном в главных ролях. Джон Бэдхем в 1974 году поставил для телевидения одну из первых своих картин под названием «Отблески убийства». Наконец, в 1996 году режиссер Джеремиа Чечик решил использовать двух красавиц Шерон Стоун и Изабель Аджани в картине «Дьявольщина». Все ремейки оказались значительно хуже оригинала.