Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«СОБАЧИЙ ПОЛДЕНЬ»
(Dog Day Afternoon)

США, 1975, 125 мин., «Warner»
Режиссер Сидней Люмет
В ролях Аль Пачино, Джон Казале, Чарльз Дернинг, Крис Сарандон, Пенелопа Аллен, Лэнс Хенриксен

В жаркий солнечный полдень двое молодых людей Сонни и Сол совершают вооруженное нападение на банк в Бруклине. Дело в том, что Сонни очень необходимы деньги для того, чтобы его любовник смог сделать операцию по изменению пола. Но неожиданно грабители обнаруживают, что в банке практически нет денег, а вскоре само здание окружает полиция. Что остается делать неудачникам-грабителям?…
Телефонный разговор между Аль Пачино и Крисом Сарандоном был чистой воды импровизацией. Роль Сола в исполнении Джона Казале предназначалась 18-летнему актеру, ибо столько лет было настоящему Солу. Сценарий Фрэнка Пирсона, за который он получил «Оскар», состоял всего из 12 эпизодов. Реальный грабитель Джон Войтович (в фильме его играет Аль Пачино) в день своего ограбления банка на Манхэттене посмотрел фильм «Крестный отец» (1972), где снимались Аль Пачино и Джон Казале. Настоящие грабители взяли всего 213 тысяч долларов. После титров, во время которых звучит песня Элтона Джона «Amoreena» в картине нет закадровой или другой музыки. В результате у фильма нет композитора. Сцены на улице снимались в холодную погоду, поэтому чтобы во время разговоров у актеров не шел пар изо рта, они перед началом дубля клали в рот лед. В первоначальном сценарии Сонни и его любовник должны были поцеловаться на прощание перед банком, но Аль Пачино отказался целоваться, сказав, что поцелуй отвлечет внимание от телефонного разговора между Сонни и Леоном. В результате в фильм вошел только телефонный разговор. В середине съемочного процесса Аль Пачино был вынужден на короткое время лечь в больницу из-за переутомления. После окончания съемок он на время приостановил сниматься в кино и вернулся к театральной деятельности. Большая часть фильма была чистой воды импровизацией актеров. Во время репетиций Сидней Люмет просто записывал то, что говорили актеры, и сделал это официальным сценарием, хотя он и не является большим сторонником импровизирования. В начале съемок Аль Пачино решил отказаться от роли, так как очень устал после съемок в картине «Крестный отец-2» (1974), и эту роль тотчас предложили Дастину Хоффману. Но когда Аль Пачино узнал, что роль отдана его сопернику, то изменил свое решение. Интересно, что в статье в журнале «Life» в 1972 году, которая рассказывала об этом ограблении, внешность Джона Войтовича была описана, как «со взглядом Аль Пачино или Дастина Хоффмана». Оригинальное название сценария было «Парни в банке», но режиссер его возненавидел и изменил на настоящее. Картина снималась семь недель. Из-за обыкновения Люмета работать очень быстро, она была закончена на три недели раньше срока. Джона Казале взяли на роль по настоянию Аль Пачино. Банк, где снимали фильм, находился в Бруклине, Нью-Йорк. Интересно, что когда Аль Пачино впервые покинул дом, чтобы учиться актерскому мастерству, он жил в доме Пенелопы Аллен и ее мужа несколько лет. В начале написания сценария Фрэнк Пирсон хотел выйти из проекта, так как ему было трудно над ним работать, но так как он уже потратил весь аванс, то продолжил работу. Он не мог лично взять интервью у Войтовича, так как тот не мог определиться с суммой гонорара, который хотел бы получить за свой рассказ. К началу съемок Аль Пачино отрастил усы, чтобы быть похожим на гея, но когда он в первый день съемок пришел на съемочную площадку, то по реакции Люмета понял, что усы лучше сбрить. Единственный грим, который использовали в фильме, был искусственный пот. Чарльз Дерниннг одновременно снимался в картине Роберта Уайза «Гинденбург» (1975) и постоянно летал из Нью-Йорка в Лос-Анджелес, где проходили съемки. Люмет и Уайз заранее договаривались, у кого актер будет сниматься следующие несколько дней. Так как сами события, описываемые в картине, были малоприятными, то Сидней Люмет решил не смотреть и не использовать в фильме документальные съемки осады банка и задержания грабителей, а также свадьбы Сонни и Леона. Съемки в аэропорту Кеннеди были разрешены только на один вечер. Аль Пачино узнал, что события фильма, в котором ему предстояло сниматься, произошли на самом деле, только когда прилетел на место съемок. Фрэнк Пирсон не смог лично получить свой «Оскар», так как в то время снимал фильм «Звезда родилась» (1976). Когда он узнал о своей победе, то приостановил съемки на пару часов, пригласил съемочную группу в близлежащий бар, где они выпили по рюмке виски, съели мороженое с клубникой и вернулись на съемочную площадку. Сюдней Люмет сначала хотел, чтобы Чарльз Дернинг сыграл менеджера банка. Лэнс Хенриксен первоначально проходил пробы на роль гея-любовника Сонни, которая ушла Крису Сарандону. В банке Сол бьет одну из сотрудниц за то, что она курит, говоря, что курение приведет к раку. По иронии судьбы актер Джон Казеле, игравший Сола, умер от рака три года спустя. Картина поставлена на основе реальной попытки ограбления банка Джоном Войтовичем и Сальваторе Натурале 22 августа 1972 года. Они 14 часов удерживали в заложниках девять сотрудников банка. Войтович хотел достать деньги для своего любовника Эрнеста Арона, чтобы тот смог сделать операцию по изменению пола. В результате Натурале был убит, а Войтович получил 20 лет тюрьмы. Ему заплатили 7500 долларов плюс 1% от прибыли этого фильма за право экранизировать его историю. Войтович отдал 2500 долларов Арону на операцию, который ее сделал, изменил имя на Лиз Эден и умер в 1987 году от СПИДа. Войтович вышел на свободу после семи лет тюремного заключения. Интересно, что в картине всего два выстрела. Фильм получил «Оскар» за лучший сценарий, а номинировался за лучшую режиссуру, монтаж, актера (Аль Пачино), актера второго плана (Сарандон) и как лучший фильм года. Англичане вручили картине свой приз «BAFTA» за лучший монтаж и актера (Аль Пачино, также за роль в фильме «Крестный отец-2», 1974), а номинировали за лучшую режиссуру, сценарий, саундтрек и как лучший фильм года. На международном кинофестивале в Сан-Себастьяне Аль Пачино был признан лучшим актером. Также картина номинировалась на «Золотой глобус» за лучшую режиссуру, сценарий, актера (Аль Пачино), актера второго плана (Казале и Дернинг), дебютанта (Сарандон) и как лучший фильм года. В прокате США картина собрала 47 миллионов долларов и еще почти 23 миллиона получила за право использования на территории США.