Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«КОНЕЦ СВЕТА»
(End Of Days)

США, 1999, 121 мин., «Universal/Buena Vista»
Режиссер и оператор Питер Хайамс, композитор Джон Дэбни
В ролях Арнольд Шварценеггер, Род Стайгер, Габриэль Бирн, Робин Танни, Кевин Поллак

Ее рождения боялись веками. С начала эры в своих одиноких кельях отшельники переписывали слова страшного пророчества. В глубине времен звезды предсказали младенцу страшную судьбу: она должна стать невестой самого дьявола. И в конце тысячелетия Сатана восстанет из ада, чтобы вступить с несчастной в страшный союз. Если это случится, на земле наступит царство Зла, и человечество навсегда погрузится во тьму. Ужасное пророчество, в которое боялись поверить, сбылось. Князь тьмы вырвался из заточения в поисках своей невесты. Время повернулось вспять, отсчитывая мгновения до рокового финала. Но предсказатели не учли одного-того, кто осмелится встать на пути у всесильного Люцифера, чтобы в одиночку остановить Апокалипсис. Находящийся в разладе с самим собой полицейский Джерико Кейн противостоит спустившемуся на землю дьяволу и спасает героиню…
Метафора этого мистического триллера заложена в традиционном постулате церкви-лишь поверив в Господа изгонишь бесов. Задействовав распространённые религиозные приметы, режиссер профессионально выстроил стилистику своей картины в соответствии с избранным жанром. Забавно повернулась судьба Габриэля Бирна, сыгравшего здесь бизнесмена с Уолл-стрит, в чьё тело и вселился дьявол. В картине «Стигматы», вышедшей несколькими месяцами ранее, он исполнил прямо противоположную роль католического отца, исследующего по заданию Ватикана связь теологии с реальностью. Герои фильма постоянно пускаются в сложные и запутанные пояснения, где присутствуют римская католическая церковь, секты ватиканских рыцарей, пророчества и другие религиозные ингредиенты, замешанные на Библии. По замыслу создателей фильма, герой первоначально должен предстать перед зрителем как алкоголик, находящийся в глубоком нравственном кризисе, как страдающая, ищущая и сложная натура. В этом-то и проблема. Дело в том, что все «зубодробительные» герои Арнольда Шварценеггера никогда не отличались глубиной мыслей и чувствительной нравственной натурой, раскаивающейся или сожалеющей по поводу того, сколько он разрушает или убивает людей. Его герой никогда об этом не задумывался, ему просто не давали этого делать сценаристы и режиссеры. Его герой был пустоголовым мачо со стальными кулаками, который уничтожал зло и творил добро, правда, своеобразным способом. Здесь Шварценеггер играет сложного героя, который задумывается, испытывает жалость, страдает. Это противоречие между сложившимся стереотипом и новым амплуа очень труднопреодолимо. А вот игра хладнокровного и невозмутимого Габриэля Бирна, который в этом фильме выглядит почти как Аль Пачино в «Адвокате дьявола» (1997) или двукратный обладатель «Оскара» (всего 7 номинаций) Роберт Де Ниро в «Сердце ангела» (1987), впечатляет. Арнольд говорит в этом фильме больше, чем в трех своих ранних картинах («Конан-варвар», 1981; «Конан-разрушитель», 1984; «Нечестная сделка», 1984) вместе взятых. Кстати, очень приедается однообразная голливудская манера заканчивать фильмы показом множества полицейских машин с мигалками и сотней бродящих с умным видом полицейских. Словно это они выполнили всю работу и теперь «снимают сливки». Как раз наоборот, они прибыли к «шапочному разбору» и выглядят, ну, если и не полными, то просто дураками. Желая показать полицию в наилучшем виде, режиссеры тем самым оказывают им медвежью услугу, непроизвольно позоря. Ведь после драки кулаками не машут! Габриэль Бирн-муж актрисы Эллен Баркин. Спецэффекты делала студия «KNB» и Стэн Уинстон. Бюджет картины составил 83 миллиона долларов, из которых на гонорар главной звезде ушла ровно четвертая часть. В мировом прокате картина собрала 210 миллионов. Первая картина Шварценеггера после двухлетнего отсутствия на съемочной площадке, связанного с проблемами с сердцем. И его первый фильм в карьере, где его герой умирает. Актер начал сниматься у Питера Хайамса только после того, как его познакомил с режиссером его друг Джеймс Камерон. Фильм должен был снимать режиссер Маркус Ниспель, но когда начались проблемы с бюджетом и сценарием, он покинул проект. В роли одного из громил, вламывающихся в дом Шварценеггера, выступил его близкий друг-культурист Свен-Оле Торсен, которого Арнольд приглашает в каждый свой фильм. Роль Кристины Йорк первоначально должна была принадлежать Кейт Уинслетт. От этой роли также пришлось отказаться Лив Тайлер, связанной контрактными обязательствами с другим проектом. Отец Ковак говорит Джерико Кейну: «Величайшая шутка Сатаны состоит в том, чтобы убедить человека, что его не существует». Это цитата французского поэта Шарля Бодлера (1821-1867) звучит и в картинах «Обычные подозреваемые» (1995), где также снялись Габриэль Бирн и Кевин Поллак, и «Благослови дитя» (1999). Это последний фильм, отпечатанный в формате лазерного диска (это не VHS или DVD) в США. Роль Джерико Кейна первоначально предложили Тому Крузу. Режиссерское кресло было предложено Гилльермо Дель Торо, но тот отказался. Это последний фильм Рода Стайгера в Голливуде. В картине звучат песни таких исполнителей, как «Guns N Roses», Eminem, «Everlast», Rob Zombie. На месте Габриэля Бирна должен был оказаться Удо Кьер, но продюсеры решили, что сражение двух германоговорящих парней не пойдет на пользу картине, и дали Кьеру второстепенную роль. Первоначально кресло режиссера предложили Сэму Райми, но тот отказался ради своей картины «Из-за любви к игре» (1999). Картина номинировалась на анти-приз «Razzie» за худшую режиссуру, актера (Шварценеггер) и актера второго плана (Бирн, также за роль в фильме «Стигматы», 1999).