Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«ДЕВУШКА С ЖЕМЧУЖНОЙ СЕРЕЖКОЙ»
(Girl with a Pearl Earring)

Люксембург-Франция-Бельгия-США-Великобритания, 2003, 100 мин., «Archer Street Productions/Delux Productions/Pathe»
Режиссер Питер Уэббер по Трейси Шевалье, сценарист Оливия Хетрид
В ролях Скарлетт Йоханссон, Колин Ферт, Джуди Парфитт, Том Уилкинсон, Эсси Дэвис, Киллиан Мерфи, Алакина Манн

1665 год. Голландский город Дельфт. В дом художника Яна Вермеера приходит 16-летняя девушка Грит, чтобы работать служанкой. Вскоре она обращает на себя внимание живописца, потому что, несмотря на свой юный возраст, Грит тонко чувствует не только результат творчества, но и сам процесс, механизм создания полотен, которым суждено будет жить в веках. Однажды Вермеер обращается с просьбой к Гриет-позировать ему для новой картины…
Действие фильма происходит в Нидерландах в XVII веке. Шестнадцатилетняя Грит поступает служанкой в дом знаменитого художника Яна Вермеера. Сообразительная девушка привлекает внимание мастера, он знакомит ее с волшебным миром живописи и даже доверяет ей замешивать для себя краски. Девушка позирует для одной из его картин. Это вызывает недовольство всех членов семьи художника, многочисленные конфликты и приводит к изгнанию Грит из дома хозяев ревнующей женой художника…
Ян Вермеер (1632-1675)-нидерландский художник-живописец, мастер бытовой живописи и жанрового портрета. Один из самых талантливых (наряду с де Хохом) последователей Терборха. Творчество Рембрандта, Хальса и Вермеера принято считать вершиной голландского искусства золотого века. О жизни Вермеера известно очень немного. Он родился 31 октября 1632 года в Делфте, в семье предпринимателя-торговца. Ян был вторым ребенком в семье и единственным сыном своих родителей. Его отец был родом из Антверпена, в 1611 году переехал в Амстердам и работал ткачом по шелку. В 1653 году он женился, переехал в Делфт и стал хозяином постоялого двора. Он продолжал заниматься шелкоткачеством, а также был зарегистрирован в делфтской гильдии Святого Луки в качестве торговца предметами искусства. О годах ученичества Вермеера не сохранилось достоверной информации. Известно, что 29 декабря 1653 года Ян Вермеер был принят в гильдию Святого Луки. По условиям гильдии членство в ней предваряли шесть лет серьезного обучения живописи у мастера, состоявшего в гильдии. Ян Вермеер был знаком с художниками Леонартом Брамером и Герардом тер Борхом. На основании этого факта строились предположения о том, что Вермеер возможно состоял в обучении у одного из них. Кроме этого чрезвычайно распространена, но не имеет подтверждений гипотеза о том, что учителем Вермеера был художник Карел Фабрициус, в свою очередь ученик Рембрандта. Безусловно, огромное влияние на творчество Вермеера оказал голландский мастер жанровой живописи Питер де Хох, проживавший в Делфте с 1652 по 1661 годы, что нашло отражение в картине «Диана со спутницами». Его стиль нашел дальнейшее развитие в полотнах Вермеера. Ян Вермеер женился 20 апреля 1653 года на Катарине Болнес из деревни в окрестностях Делфта. Его кальвинистское вероисповедание первоначально вызывало недовольство в католической семье Болнес. Лишь после увещеваний католика Брамера будущая теща Вермеера дала согласие на брак дочери. В 1660 году Вермеер вместе с женой переехал жить в дом тещи. У Вермеера было 15 детей, четверо из которых умерли в раннем возрасте. Очевидно, что материальное положение художника было очень неплохим, раз он мог без проблем прокормить своих детей. Известно, что Вермеер писал в год лишь по две картины, поэтому у него были и другие источники дохода. Он помогал своей матери управлять трактиром «Мехелен» на главном рынке Делфта, доставшимся ей в наследство после смерти мужа. Предполагается, что в этом заведении Вермеер мог вести обычную для голландских художников того времени торговлю предметами искусства. В 1662-1663 и 1670-1671 годах Вермеер занимал должность декана гильдии св. Луки и соответственно руководил ею. В XVII веке любой ремесленник и художник состоял в соответствующей гильдии, регламентировавшей деятельность представителей профессии. Должность декана гильдии художников была очень почетной и говорит об авторитете Яна Вермеера в Делфте. Еще при жизни художника за картины Яна Вермеера платили очень хорошие деньги. В основном Вермеер писал для своих заказчиков-меценатов. Главными покровителями художника и почитателями его творчества были пекарь Хендрик ван Буйтен и хозяин печатной мастерской Якоб Диссиус, в коллекции которого согласно инвентарному перечню 1682 года находилось 19 картин Вермеера. Остается неизвестным, писал ли Вермеер под конкретные заказы меценатов или они просто получали право преимущественной покупки готовых произведений мастера. Вермеер был известным экспертом по вопросам искусства. Так, например, он был в числе экспертов, которым доверили установить подлинность коллекции венецианских и римских полотен, предложенных курфюрсту Бранденбурга Фридриху Вильгельму I за 30 тысяч гульденов. В 1672 году Вермеер ездил в Гаагу, где давал заключение о стоимости картин вместе с другим художником Якобом Йордансом. В присутствии нотариуса он опроверг подлинность коллекции и заявил, что в действительности коллекция стоит не более одной десятой от запрашиваемой цены. В отличие от многих других художников, у Яна Вермеера не было учеников. К концу жизни экономическое положение художника значительно ухудшилось, и он был вынужден брать кредиты. В результате начавшейся в 1672 году (и продолжавшейся до 1679 года) войны с Францией замерла торговля живописью. В своем ходатайстве о частичном списании долгов, датированном 30 апреля 1676 года, супруга Вермеера поясняла, что во время войны ее муж был вынужден продавать картины по заниженной цене. В 1675 году Вермеер заболел и умер спустя несколько дней. Его похоронили в фамильном склепе в церкви Старой церкви, место под который было выкуплено тещей художника Марией Тиннс в 1661 году. Его жена из-за долгов вынуждена была отказаться от наследства и передала его кредиторам. Средств на установление мемориальной плиты к тому времени не было. С годами информация о точном месте погребения художника в церкви была утрачена. В 1975 году по случаю 300-й годовщины со дня его смерти местная власть профинансировала установление первой мемориальной плиты на месте бывшего расположения фамильного склепа Вермееров. 26 января 2007 года возле западного выхода церкви была торжественно открыта дополнительная, более статусная плита, на которой указано, что художник был похоронен именно в этой церкви. Между тем существует версия, что во избежание проседания церковного пола остатки погребений под всеми плитами, которые находились в церкви, в свое время были перемещены за пределы здания.
Большинство работ Вермеера представляют собой композиции в тщательно прописанном интерьере, с небольшим числом фигур. Есть также несколько городских пейзажей. Практически отсутствуют сюжеты на религиозные темы. По мнению некоторых современных авторов (художник Дэвид Хокни, архитектор Филип Стейдмен), Вермеер и ряд других художников Возрождения пользовались техническими средствами: камерой-обскурой, камерой-люсидой и сферическими зеркалами-для достижения совершенства в создании эффекта перспективы и освещения. Теории эти считаются гипотетическими и подвергнуты критике, как со стороны художников, так и со стороны ученых. В каталоге аукциона, состоявшегося 16 мая 1696 года, после смерти Якоба Диссиуса, значились 21 картина Вермеера, сегодня из них исследователям известны 16. Искусствоведы долгое время вели поиски неизвестных картин Вермеера. Огромная ценность этих работ стала причиной появления в 1930-х годах ряда удачных подделок. Наиболее успешным фальсификатором-автором нескольких работ, проданных под видом работ Вермеера (например, «Христос в Эммаусе»), в том числе и руководителям нацистской Германии, стал Хан ван Мегерен. В конце XIX века четыре картины Вермеера принадлежали российским коллекционерам. На вилле Демидовых под Флоренцией висели полотна «Географ» и «Офицер и смеющаяся девушка». А. А. Половцов показывал гостям своего дома на Большой Морской картину «Хозяйка и служанка». Художник Илья Остроухов уступил купцу Д. И. Щукину «Аллегорию веры» как работу Эглона ван дер Нера. Позднее Щукин, установив подлинного автора, продал это произведение директору Маурицхейса Бредиусу.
В наше время достоверно подлинными считаются 34 картины Вермеера, еще 5-дискуссионными. В современных российских собраниях картины Вермеера отсутствуют. В 2018 году галерея Маурицхейс в Гааге и онлайн-платформа Google Arts-Culture создали виртуальный музей, в котором представлены все известные на сегодняшний день работы Вермеера.
«Девушка с жемчужной сережкой»-одна из наиболее известных картин нидерландского художника Яна Вермеера. Ее часто называют северной или голландской Моной Лизой. Картина подписана «IVMeer», но не датирована. Согласно данным музея Маурицхейс, где картина хранится в настоящее время, она была написана около 1665 года. О ней известно очень мало. Неизвестно, писал ли ее Вермеер на заказ, кто в таком случае был заказчиком и имя изображенной девушки. По одной из версий, художник изобразил собственную дочь Марию. В любом случае очевидно, что это необычный портрет. Художник попытался запечатлеть момент, когда девушка поворачивает голову в сторону зрителя к кому-то, кого она только что заметила. В соответствии с названием внимание зрителя фокусируется на жемчужной сережке в ухе девушки. В настоящее время ряд исследователей ставит под сомнение, что на картине изображена жемчужная сережка. Для натурального жемчуга размер слишком велик, это может быть фальшивый жемчуг из венецианского стекла или перламутра. Кроме того, не видно петли или подвески, за которую «жемчужина» крепится к уху. Яркий белый блик вверху «сережки» может быть деформацией при одной из реставраций картины. В современных Вермееру описаниях картину относят к жанру, называемому в Голландии XVII века «трони», которым обозначали изображения головы человека, а не полноценные портреты. В ходе реставрации картины в 1994 году удалось подчеркнуть изящество цветового решения и притягательность взгляда девушки, направленного на зрителя. По совету Виктора де Стюра, который много лет настойчиво боролся за сохранение на родине художника его редких полотен, А. А. дес Томбе приобрел картину на аукционе в Гааге в 1881 году всего лишь за два гульдена и тридцать центов. Картина находилась в плачевном состоянии. У дес Томбе не было наследников, и он подарил «Девушку с жемчужной сережкой» вместе с несколькими другими картинами музею Маурицхейс в 1902 году. В 1937 году объявилась очень похожая картина, которую тоже приписывали Вермееру. Ее передал в Национальную галерею искусств в Вашингтоне коллекционер Эндрю У. Меллон. Сейчас она считается подделкой под Вермеера, которую в начале XX века написал копиист Тео ван Вейнгарден, друг Хана ван Мегерена. При бюджете в 12 миллионов долларов картина в мировом прокате собрала 33 миллиона.