Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«УНЕСЕННЫЕ ВЕТРОМ»
(Gone with the Wind)

США, 1939, 240 мин., «Selznick International Pictures/MGM»
Режиссеры Виктор Флеминг, Джордж Кукор и Сэм Вуд по Маргарет Митчелл, сценаристы Сидни Ховард и Оливер Гарретт
В ролях Кларк Гейбл, Вивьен Ли, Томас Митчелл, Лесли Говард, Оливия де Хэвилленд, Джордж Ривз, Фред Крейн

События фильма разворачиваются на юге США во время гражданской войны, в центре сюжета-история Скарлетт О’Хары, дочери плантатора из Джорджии. Фильм начинается панорамой большой хлопковой плантации под названием Тара, расположенной в сельскохозяйственной Джорджии. Действие относится к 1861 году, то есть накануне гражданской войны. Героиня фильма, девица Скарлетт О’Хара, флиртует с двумя близнецами Тарлтонами-Брентом и Стюартом. Скарлетт, Сьюлин и Кэррин-три дочери разбогатевшего ирландского эмигранта Джералда О’Хары и его жены Эллин О’Хары. В разговоре близнецы выдают Скарлетт секрет, что один из ее кавалеров-Эшли Уилкс, сын хозяина соседней плантации, во время приема гостей должен сделать предложение своей кузине Мелани Гамильтон. Скарлетт шокирована этим, поскольку втайне влюблена в Эшли. В «Двенадцати Дубах» она замечает, что на нее обратил внимание импозантный повеса Ретт Батлер, от которого отреклась его чарльстонская родня. Когда мужчины в патриотических тонах обсуждают выгоды возможной войны, Ретт пытается внести в разговор реалистическую нотку, указывая на то, что Югу нечего противопоставить индустриальному потенциалу Севера. Из-за своей прямоты Ретт Батлер оказывается в немилости у мужской части общества. Чтобы предотвратить помолвку, Скарлетт решается на незамедлительное объяснение с Эшли. В библиотечном зале она признается ему в любви. В ответ Эшли говорит, что они с Мелани больше подходят друг другу по своим взглядам на жизнь, которых Скарлетт пока не имеет вследствие легкомысленности. Юная особа обвиняет Эшли в том, что он обманул ее ожидания, и дает ему пощечину. Эшли без звука выходит, а Скарлетт обнаруживает, что в зале они были не одни: Ретт Батлер стал невольным свидетелем. Он обещает, что никому не выдаст тайну девушки. В разгаре праздника барбекю прерывается известием о том, что началась война. При этом мужчины демонстрируют свою радость по поводу того, что они смогут завербоваться и геройски проявить себя на войне. Пока Скарлетт из верхнего окна наблюдает за тем, как Эшли одаривает Мелани прощальным поцелуем, брат Мелани, Чарльз Гамильтон, с которым она по-светски флиртовала, решился спросить ее руки прежде, чем уйдет на войну. Скарлетт хватается за подвернувшийся случай и неожиданно для себя дает согласие-они женятся. Но уже через пару месяцев после свадьбы Чарльз умирает на фронте, причем не в сражении, а от пневмонии и кори-и Скарлетт оказывается молодой вдовой. Мать героини отправляет ее в дом Гамильтонов в город Атланту. Здесь Скарлетт и Мелани посещают благотворительный базар, где появляется Ретт. Как герою, прорывавшему блокаду Конфедерации, Батлеру многое позволено. Скарлетт потрясает атлантское общество, принимая дерзкое предложение Ретта на танец-аукцион, будучи все еще в трауре. Во время танцев Ретт говорит Скарлетт о своем намерении завоевать ее. После сражения под Геттисбергом Конфедерация клонится к поражению и Скарлетт лишается многих своих друзей и кавалеров. Пользуясь тем, что Эшли является на трехдневную рождественскую побывку, Скарлетт решается вторично воззвать к его сердцу, и, хотя в целом эта попытка снова не увенчалась успехом, перед самым отбытием он не смог увернуться от поцелуя Скарлетт. Восемь месяцев спустя у Мелани начинаются преждевременные и трудные роды. Скарлетт вынуждена принимать ребенка одна. Она просит Ретта увезти ее домой в Тару с Мелани, Присси и ребенком. Ретт появляется с лошадью и фургоном, чтобы вывезти их из города через горящий район с взрывающимися боеприпасами. Однако затем оставляет Скарлетт с полумертвой лошадью, больной Мелани, ее ребенком и истеричной Присси и поцелуем напутствует ее в дорогу на Тару. Она отвечает ему грубо, отвешивает пощечину, невзирая на объяснение, что уйти повелевает ему долг: ему надо примкнуть к войскам, чтобы продолжить борьбу с северянами-янки. На пути к дому Скарлетт находит «Двенадцать Дубов» сожженными, но Тара в целом мало пострадала. Ее мать умерла от брюшного тифа, а разум отца помрачился от потрясения. На фоне Тары, разграбленной янки, Скарлетт клянется, что пойдет на все ради выживания семьи и себя самой. Скарлетт принуждает свою семью и слуг к сбору урожая с хлопковых полей. Она также убивает забредшего к ним дезертира-грабителя и находит у мертвого в рюкзаке золотые монеты, которых оказывается достаточно для того, чтобы поддержать семью и слуг в течение некоторого времени. После поражения Конфедерации и окончания войны Эшли возвращается из плена. Когда Скарлетт просит его бежать с ней, он соглашается и неистово целует ее, но говорит, что чувство долга для него свято и он не может оставить Мелани. В Тару приезжает прежний управляющий плантации, который хочет купить ее в собственность. Джералд О’Хара преследует его, но при попытке взять барьер падает с лошади и ломает шею. Скарлетт понимает, что не может заплатить возросшие налоги на Тару. Узнав, что Ретт находится в Атланте, она заставляет Мамми сшить для нее богатое платье из портьер. Однако, когда она посещает тюрьму, в которой находится Ретт, тот говорит, что его деньги хранятся в Ливерпуле и ее попытка получить от него деньги была напрасной. Уезжая от Ретта, она сталкивается с женихом своей сестры, Фрэнком Кеннеди, который имеет процветающую лавку и собирается приобрести лесопилку. Скарлетт обманывает Фрэнка уверениями в том, что Сьюлин разочаровалась отсрочками свадьбы и вышла замуж за другого кавалера. Вскоре Скарлетт становится госпожой Кеннеди и циничной изворотливой деловой женщиной, которая не прочь торговать с презираемыми янки и использовать каторжников на лесопилке. После того как Скарлетт подверглась нападению, проезжая через пригородные трущобы, Фрэнк, Эшли и другие совершают ночной набег на палаточный городок. Эшли ранен в схватке с янки, а новый муж Фрэнк-убит. Выбраться из ситуации помог вездесущий Ретт. После похорон Фрэнка Ретт сразу же заходит к Скарлетт с предложением о браке. Скарлетт несколько ошеломлена, но готова принять его предложение, отчасти из-за денег. Он неистово целует ее и говорит, что они со Скарлетт очень схожи в самом главном: они чужды идеализму, они-хозяева жизни. После роскошного медового месяца в Новом Орлеане Ретт обещает восстановить Тару в ее прежнем великолепии, в то время как Скарлетт занята строительством самого большого и богатого особняка в Атланте. У них появляется дочь Бонни. Ретт обожает Бонни и делает все для того, чтобы завоевать уважение атлантского общества. Скарлетт все еще любит Эшли и сокрушена тем, что после родов несколько располнела. Она дает знать мужу, что не хочет больше детей, и что они больше не будут заниматься сексом. В гневе он ломает запертую дверь, чтобы показать ей, что никакие запоры и замки не удержат его от тела законной жены. Посещая однажды лесопилку, Скарлетт выслушивает ностальгические слова Эшли о возрождении доброго старого времени и принимается утешать его обнимая. За ними подсматривают две женщины, одна из которых-сестра Эшли, Индия, которая давно недовольна Скарлетт. Сплетницы распространяют слух о свидании, и репутация Скарлетт оказывается вновь запятнанной. Вечером того же дня Ретт, услышав слухи, вынуждает Скарлетт в самом роскошном платье посетить вечеринку по случаю дня рождения Эшли. Мелани берет Скарлетт под свою защиту, обращаясь с ней так, как будто ничего не случилось. Ночью сильно выпивший Ретт говорит, что мог бы убить ее, если б знал, что это поможет ей забыть Эшли. После Ретт хватает Скарлетт и говорит, что в эту ночь они будут только вдвоем и несет в комнату. Утром, после бурной ночи, Ретт приносит извинения за свое поведение, однако вместе с тем предлагает развод. Скарлетт отвергает предложение, ибо такой поворот обернется позором для всех. Тогда Ретт берет с собой Бонни и уезжает в Лондон на неопределенный срок. Однако малышка скучает по маме, и Ретт возвращается. Скарлетт рада, но муж пресекает ее попытки возобновления отношений. Скарлетт сознается, что снова беременна. Ретт спрашивает, кто отец ребенка, возникает перепалка. Он колко отвечает: «Не отчаивайтесь. Возможно, у вас еще будет выкидыш!». В ярости Скарлетт нападает на него, но тут же кубарем скатывается с лестницы, и у нее происходит выкидыш. Обезумевший от чувства вины Ретт со слезами жалуется Мелани на свою ревность. Когда Скарлетт находится уже в стадии выздоровления, маленькая Бонни погибает, пытаясь перепрыгнуть через забор на своем пони. Мелани посещает дом, чтобы успокоить их, и убеждает Ретта позволить Бонни быть похороненной, но затем падает в обморок из-за своей второй беременности. На смертном одре Мелани просит, чтобы Скарлетт тайно позаботилась об Эшли ради нее, как заботилась о ней ради Эшли. Мелани также умоляет Скарлетт быть добрей к Ретту, который так любит ее. Скарлетт осознает, что весь ее роман с Эшли был выдумкой, и что она любила лишь символ-нечто, чего никогда в действительности не существовало. Она бежит домой и видит, что Ретт уже упаковывает чемоданы. Скарлетт просит его не уезжать, признаваясь ему, что теперь она понимает, что любила все это время именно его и никогда в действительности не любила Эшли. Она умоляет Ретта: «Ретт, если ты уйдешь, куда идти мне?! Что мне делать?!». На что тот отвечает: «Если честно, дорогая, мне теперь на это наплевать!». Тем самым Ретт демонстрирует, что чаша его терпения переполнена-и уходит в густой туман. Скарлетт сидит на лестнице и рыдает в отчаянии: «Что же значимо для меня? Что же может меня поддержать?-Тара! Дом. Я уеду домой и уже там придумаю, как вернуть Ретта Батлера! Я подумаю об этом завтра. Завтра будет другой день!». Финальные кадры показывают Скарлетт, приехавшую в Тару и стоящую на том же самом месте, где в начале фильма отец говорил ей о том, что любовь к родной земле придет к ней…
Фильм снят по одноименному роману Маргарет Митчелл 1936 года. При бюджете в 4 миллиона долларов картина в мировом прокате собрала 403 миллиона. Производство фильма было сложным с самого начала. Съемки были отложены на два года из-за желания продюсера картины взять Кларка Гейбла на роль Ретта, а также из-за поисков Скарлетт, на роль которой было прослушано более 1400 актрис. Оригинальный сценарий написал Сидни Ховард с правками нескольких писателей. Первым режиссером, работавшим над фильмом, был Джордж Кукор, однако, он был уволен почти сразу после начала съемок. Пост режиссера затем занял Виктор Флеминг, которого на некоторое время заменил Сэм Вуд. Премьера фильма состоялась 15 декабря 1939 года в Атланте. Фильм получил положительные отзывы еще до выхода в декабре 1939 года, хотя некоторые эксперты назвали картину слишком долгой. Актеры получили признание критиков, особой похвалы удостоилась Вивьен Ли. Фильм завоевал 10 премий «Оскар», 2 из них-почетные, из 13 номинаций на 12-й церемонии вручения, включая статуэтки в категориях «Лучший фильм», «Лучший режиссер» (Флеминг), «Лучший адаптированный сценарий» (Сидни Ховард, посмертно), «Лучшая женская роль» (Вивьен Ли) и «Лучшая женская роль второго плана» (Хэтти МакДэниел-первая негритянка, получившая «Оскар»). Фильм установил рекорд по числу номинаций и завоеванных премий. «Унесенные ветром» получили невероятную популярность после премьеры, став самым кассовым фильмом и удерживая рекорд более 25 лет. При учете инфляции картина остается самой кассовой лентой в истории кинематографа со сборами более 3, 7 миллиардов долларов. В течение двадцатого века картина периодически выходила в повторный прокат и стала частью поп-культуры. Фильм назван одним из величайших фильмов всех времен. Право на экранизацию романа было приобретено продюсером Дэвидом Селзником еще до выхода романа из печати за пятьдесят тысяч долларов. Автор романа первоначально предлагала на главную роль Кэтрин Хепберн. Вивьен Ли утвердили на роль совершенно случайно, после многочисленных проб других известных голливудских актрис, «американскую девушку» сыграла англичанка. На роль пробовалось около 1400 актрис, из которых 400 пригласили на второе прослушивание. На ее место также пробовались актрисы, сыгравшие в итоге роли Индии Уилкс (Алисия Ретт) и Кэтлин (Марселла Мартин). Контракт с Вивьен Ли был подписан 13 января 1939 года в присутствии кинорепортеров и прессы. В разработке сценария принимало участие тринадцать человек, в числе которых был писатель Скотт Фицджеральд. Постановка готовилась в течение почти трех лет. Первой сценой, отснятой для фильма, была сцена побега Скарлетт и Ретта из пылающей Атланты. Сцену снимали в естественных условиях-руководство студии подожгло целый «квартал» декораций, оставшихся от съемок других фильмов: «Кинг-Конг», «Последний из могикан», «Маленький лорд Фаунтлерой». Основные съемки начались 26 января 1939 года, а 27 июня 1939 года был снят последний эпизод. Картина обошлась в четыре миллиона долларов-дороже, чем какой-либо другой фильм, снятый до этого времени.
В фильме изначально вместо паровозов снимали макеты. Тогда 29 декабря 1938 года Уилберт Куртц, который был историческим консультантом фильма, написал письмо руководству дороги NC-StL Ry с просьбой предоставить для съемок паровоз Генерал (известный в США локомотив, прославившийся после одного инцидента во время гражданской войны), который на тот момент хранился в Чаттануге. Однако 3 января 1939 года пришел ответ, что локомотив уже подготовлен для отправки в Нью-Йорк на всемирную выставку и будет недоступен в течение года. Тогда Куртц отправил новое письмо, с просьбой предоставить Генерала для съемок на февраль-март, то есть до выставки. Ответ был положительным, но руководство дороги потребовало в этом случае оплатить доставку паровоза с тендером в Лос-Анджелес и обратно по стоимости 3 доллара за каждые сто фунтов веса. Однако в этом случае получалась значительная сумма (один только паровоз весил 50 300 фунтов), поэтому от идеи использования Генерала в фильме были вынуждены отказаться. В итоге в фильме нет ни одного настоящего паровоза, а лишь деревянные макеты, построенные в столярной мастерской людьми продюсера Дэвида Селзника. «Унесенные ветром» является первым цветным фильмом, основанным на трехцветной модели, в отличие от двухцветных технологий, использовавшихся начиная с 1909 года. Он был снят при помощи четвертой по счету версии системы «Техниколор», которая предусматривала съемку специальным киносъемочным аппаратом на три черно-белых кинопленки через цветоделительные светофильтры, и гидротипную печать фильмокопий, что позволяло получить полноценную цветопередачу. Этот метод был дорогостоящим, так как не только потреблял большое количество пленки, но и также нуждался в аренде дорогой кинокамеры и мощном освещении съемочной площадки. В результате это был первый цветной фильм, получивший премию «Оскар». В 2004 году «Унесенные ветром» были реставрированы путем компьютерной обработки, причем цифровая версия фильма оказалась гораздо лучше по качеству всех предыдущих пленочных, поскольку реставрация была осуществлена посредством оцифровки трех оригинальных цветоделительных негативов с последующим совмещением их цветовых гамм на компьютере. В итоге в цифровой версии фильма открылось множество деталей, до этого не видимых на пленочных носителях. По результатам опроса, цитата «Честно говоря, дорогая, мне наплевать» заняла второе место в списке самых любимых реплик кинозрителей. Три человека из актерского состава «Унесенных ветром» жили в те годы, в которые разворачивается сюжет фильма: Гарри Дэвенпорт (доктор Мид), Люк Косгрэйв (дирижер оркестра) и Маргарет Манн (эпизодическая роль сиделки в госпитале, пишущей письмо под диктовку умирающего солдата). В 1989 году фильм включен в национальный реестр фильмов США. Спустя 55 лет в 1994 году вышло продолжение-мини-сериал «Скарлетт». В СССР фильм впервые показали в Центральном доме кино в июле 1969 года на 6-м Московском международном кинофестивале. В кинотеатрах СССР стал показываться после премьеры фильма с русским дубляжом 19 сентября 1990 года в московском кинотеатре «Октябрь».