Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«ВЕЛИКАЯ ЗАПОВЕДЬ»
(The Great Commandment)

США, 1939, 80 мин., ч/б, «Cathedral Films»
Режиссер Ирвинг Пичел, сценарист Дана Бурнет
В ролях Джон Бил, Морис Москович, Элберт Деккер, Ллойд Корриган, Энтони Марлоу, Лестер Шарп, Джон Мертон, Эрл Ганн

В фильме изображено обращение в христианство молодого фанатика Джоэла и римского солдата Лонгина через учение Иисуса в его Притче о добром самаритянине…
Действие фильма происходит в 30 году нашей эры в Иудее в вымышленной деревне недалеко от Иерусалима. Главный герой-Джоэл, старший сын деревенского раввина Ламеха. Ламех хочет, чтобы Джоэл пошел по его стопам в качестве писца и раввина, но втайне Джоэл является лидером фанатиков, полагая, что для помощи своему народу необходимо сделать больше, чем изучение Священного Писания. Он также тайно влюблен в Тамару, дочь торговца коврами. Джоэл подслушивает, как его отец и Джемуил устраивают свадьбу между Тамарой и одним из сыновей Ламеха. К несчастью для Джоэла, это оказывается его младший брат Садок, пылкий фанатик, которого Джоэл должен защищать от собственного безрассудства. Кризис вызван прибытием отряда солдат во главе с центурионом Лонгином, который предъявляет требование о взимании особого налога сборщиком налогов, путешествующим с ними. Садок и другие фанатики организуют освобождение пленных, захваченных солдатами, что побуждает Лонгина спланировать резню жителей деревни. Садок хочет немедленно атаковать римлян, но Джоэл чувствует, что необходимо более сильное сопротивление через кого-то, кого считают грядущим Мессией еврейского народа, Иисуса Христа. Джоэл поссорился со своим отцом, признавшись в любви к Тамаре, которую его отец хочет женить на Садоке, и показал, что он-лидер фанатиков. С вверенным ему мечом ревнителей Джоэл отправляется на поиски Иисуса, чтобы заручиться его лидерством в их деле. Джоэл встречает учеников Иисуса, Андрея и Иуду Искариота, у которых есть два разных взгляда на миссию Иисуса. Иуда, как и фанатики, считает, что Иисус должен быть военным и политическим лидером, который поведет свой народ против римлян. Джоэл противостоит Иисусу мечом фанатиков, и Иисус отклоняет его приглашение словами «Все, взявшие меч, от меча погибнут». Джоэл разочарованно возвращается в свою деревню как раз к свадебному пиру своего брата Садока и его возлюбленной Тамары. Он придумывает идею, что он и фанатики похитят Иисуса и заставят его поддержать их. Это предупреждает появление Иисуса у ворот деревни, где отец Джоэла представлен как писец, который спрашивает Иисуса: «Какая самая большая заповедь в Законе?». Иисус отвечает своей притчей о добром самаритянине. Увещевание Иисуса: «Иди и поступай так же» побуждает Джоэла отказаться от своего плана по похищению Иисуса. Хозяин гостиницы Натан сообщает Садоку, что Лонгин беззащитный спит в своей гостинице, и он отказывается уходить в свою свадебную постель, чтобы убить Лонгина. Натан вызывает Джоэла и Ламеха в гостиницу, потому что Лонгин отбил атаку Садока, убив его. Влияние слов Иисуса на Джоэла побуждает его не убивать лежащего без сознания Лонгина и стать буфером между ним и людьми деревни, жаждущими его крови. Когда они спрашивают Джоэла, почему он защищает Лонгина, он отвечает, что он тоже его брат. Лонгин приказывает своим солдатам встретить его в гостинице, и он приказывает солдатам арестовать Джоэла и отправить его в тюрьму в Иерусалиме. В тюрьме Джоэл скучает по страстям Иисуса. Тамаре разрешено навещать его. Их встречает Лонгин, который говорит Джоэлу, что он арестовал его для собственной защиты от деревенской мафии. Он рассказывает ему о другом чуде: он был свидетелем распятия Иисуса и был солдатом, который воткнул копье в его бок, чтобы убедиться, что он мертв. Лонгин бросает копье, и он, Джоэл и Тамара возвращаются в деревню, чтобы засвидетельствовать свою христианскую веру…
Притча о добром самаритянине-одна из известных притч Иисуса Христа, упоминаемая в Евангелии от Луки. Она рассказывает о милосердии и бескорыстной помощи попавшему в беду человеку со стороны прохожего самаритянина-представителя этнической группы, которую евреи не признают единоверцами. По мнению некоторых богословов, данная притча показывает, что «примеры человеческой доброты встречаются у всех народов и во всех верах, что Закон и заповеди Божии исполняют люди самых разных национальностей и разных вероисповеданий». Название «добрый самаритянин» часто использовалось и используется благотворительными организациями и вообще стало нарицательным для обозначения доброго и бескорыстного человека, готового помогать каждому, кто попадет в беду.
«И вот, один законник встал и, искушая его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь? Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостью твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя. Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить. Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний? На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самаритянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино. И, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем. А на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем. И если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе. Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же».
Одним из основных моментов данной притчи считается истолкование слова «ближний» для задающего вопрос книжника и Иисуса Христа. Книжник считает «ближним» того человека, кто находится с ним в родственных отношениях или принадлежит к общей этнической или религиозной группе. А ответные слова Иисуса Христа приводят его к пониманию, что ближний-это, на самом деле, «оказавший милость» (добро). По мнению многих исследователей, эти слова, в числе прочего, также выражают необходимость считать «ближним» и всякого человека, который попал в беду или нуждается в помощи. Архимандрит Иоанн Крестьянкин считает данную притчу «назиданием о милосердном самаритянине, у которого закон любви был написан в сердце, для которого ближним оказался не ближний по духу, не ближний по крови, но тот, кто случайно встретился на его жизненном пути, кто именно в ту минуту нуждался в его помощи и любви». Масло в греческом оригинале передано словом elaion (елей). Милость, которой законник охарактеризовал помощь пострадавшему, также передана схожим словом eleos. Возлияние елея и вина упоминается в контексте священных жертвоприношений Господу, например в принесении жертвы заклания. Таким образом, самаритянин мог нести с собой елей и вино, предназначенные для ритуала, но пожертвовал их ради реального для него человека, нуждающегося в помощи. Этим примером Иисус отмечает, где на самом деле находится жертва, угодная Богу. «Ибо Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений».
Бюджет фильма составил 130 тысяч долларов.