Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«АЛЧНОСТЬ»
(Greed)

США, 1924, 140 мин., ч/б, немой, «Metro-Goldwyn Pictures Corporation»
Режиссер Эрих фон Штрогейм по Фрэнку Норрису, сценарист Джун Мэтис
В ролях Гибсон Гоуленд, Сейзу Питтс, Джин Хершолт, Дэйл Фуллер, Сильвия Эштон, Честер Конклин, Джоан Стэндинг, Джек Кертис

В маленьком городке в Калифорнии живет Джон Мактиг. Сын шахтера, он тоже работает в шахте, играет на аккордеоне, любит птиц, но работа ему не нравится. В городок из Сан-Франциско приезжает дантист Поттер и объявляет конкурс на лучшего дантиста. Победив в конкурсе, Мактиг вместе с Поттером отправляется в Сан-Франциско и, оставаясь самоучкой, открывает собственный зубоврачебный кабинет. Из того же городка в Сан-Франциско приезжает старый друг Мактига Маркус. Его невесте Трине необходима помощь дантиста, и Маркус приводит ее к Мактигу. У его кабинета они сталкиваются с продавцом лотерейных билетов. Несмотря на отговоры Маркуса, считающего всякую лотерею обманом, Трина покупает один билет. Мактиг влюбляется в Трину, и Маркус легко уступает ему невесту. В день свадьбы молодожены узнают, что Трина выиграла в лотерею 5000 долларов, в то время-целое состояние. Маркус горько сожалеет о том, что уступил Мактигу невесту вместе со столь значительным капиталом. Он пытается предъявить свои права на часть выигранной Триной суммы, но делиться с ним супруги не хотят, и Маркус в отместку доносит в полицию, что его друг практикует без диплома. Мактиг теряет свою профессию, а в Трине богатство пробуждает алчность, которая постепенно вытесняет в ее душе все прочие чувства. Купив на выигранные деньги золотые монеты, она часами перебирает и чистит их, пряча от мужа, и не желает тратить деньги даже несмотря на то, что муж остался без работы-на этой почве между супругами все чаще происходят ссоры. Мактиг пробует воровать деньги, но бдительная Трина его обыскивает. Мактиг начинает пить, постепенно опускается и, в конце концов, брошенный Триной, становится бродягой. Трина, не желая тратить деньги даже на собственные нужды, устраивается работать уборщицей. В бедственном положении Мактиг вспоминает о Трине и о деньгах, и в нем тоже просыпается алчность. Пытаясь отобрать у Трины деньги, Мактиг нечаянно убивает ее. Он забирает окровавленный мешок с деньгами и отправляется в родной городок вновь устраиваться на работу в шахте. Но о случившемся узнает Маркус, ставший помощником шерифа. Мактиг пытается укрыться в Долине Смерти, ступить в которую в те времена отваживались немногие. Но Маркус следует за ним. Они встречаются в пустыне, измученные жаждой. В завязавшейся борьбе побеждает Мактиг, все золото достается ему. Но выйти из пустыни Мактиг не может: он прикован наручником к убитому им Маркусу…
Фильм, ставший легендой мирового кинематографа. Один из самых длинных немых фильмов. В 1991 году включен в Национальный реестр важнейших фильмов. Сценарий фильма Эрих фон Штрогейм написал на основе повести Фрэнка Норриса «Мактиг. Сан-Францисская история», действие которой происходит в самом конце XIX века. Внимательный к деталям режиссер, чтобы не тратить деньги на костюмы и прочий антураж того времени, перенес действие в 20-е годы XX века. К подготовке съемок Штрогейм приступил в самом конце 1922 года, вскоре после своего перехода из «Юниверсал» в «Goldwyn Pictures». При этом с особенной тщательностью подбирал актеров не только на главные роли. «Не трудно заметить-писал Штрогейм-что я все время, если это возможно, использую одних и тех же актеров и актрис. Когда мне понадобился Гибсон Гоуленд на роль Мактига, оказалось, что он в Шотландии. Я вызвал его, поскольку ни один из актеров не соответствовал столь точно, как он, описанию внешнего облика и характера героя. Когда я захотел использовать Чезаре Гравина, то узнал, что он с женой-певицей отбыл в Аргентину. Ему тоже пришлось вернуться». Для съемок фильма было приобретено два дома в Сан-Франциско, в том самом квартале, где, по описанию Норриса, жил Мактиг. Режиссер сохранил нетронутой обстановку и даже грязь и паутину. В ходе съемок не использовались искусственные декорации, в частности, заключительный эпизод фильма снимался в Долине Смерти. Штрогейм по этому поводу вспоминал: «Мы были первыми белыми (41 мужчина, одна женщина), которые проникли в эту самую низкую впадину земли после поселенцев. Мы работали и в тени, и без тени при температуре 142 градуса по Фаренгейту». После первого рабочего просмотра варианта, смонтированного лично Штрогеймом и длившегося около 9 часов, руководство фирмы потребовало, чтобы фильм был многократно сокращен. Штрогейм частично сократил фильм, с 42 катушек до 24-х, но от дальнейших сокращений отказался. Рэкс Ингрэм сократил фильм до 18 катушек, а в итоге студия сама сократила фильм для проката до 10 катушек. Эту версию «Алчности» Штрогейм отказался даже смотреть и в печати заявил, что не признает фильм своим. Тем не менее, даже в таком виде фильм вошел в золотой фонд мирового кино. В частности, по итогам авторитетного опроса 1958 года оказался в числе двенадцати лучших фильмов всех времен и народов. При сокращении из фильма выпали некоторые сюжетные линии, в том числе история Зеркова, который, заподозрив у уборщицы Марии значительные сбережения, убивает ее и, не обнаружив никаких сбережений, кончает жизнь самоубийством. Оригинальная версия «Алчности», по-видимому, утеряна-во всяком случае, многолетние попытки отыскать ее пока успехом не увенчались. В настоящее время издаются две версии фильма: смонтированная студией, длящаяся 145 минут, и так называемая «восстановленная»-4-часовая версия, представляющая собой частичное восстановление авторской с помощью сохранившихся фотографий и титров. Эта версия, созданная в 1999 году компанией Turner Entertainment с использованием поэпизодных разработок Штрогейма, которыми он руководствовался во время съемок, дает по крайней мере представление об авторском замысле. Бюджет фильма составил 550 тысяч долларов.
Фильм «Алчность», первый отснятый на натуре, знаменит как историей своего создания, так и мощной артистической энергией. Режиссер Эрих фон Штрогейм хотел сделать фильм как можно более реалистичным, стремясь точно воссоздать содержание романа Фрэнка Норриса «Мак-Тиг». В нем рассказана история о возвышении и жестокой насильственной смерти рабочего Джона «Мака» Мак-Тига, ставшего в Сан-Франциско дантистом. Писатель воссоздал в романе подлинное преступление начала 1880-х гг. Работа над созданием этого фильма началась на студии «Голдвин Компани», но была остановлена, когда студия преобразовалась в «Метро-Голдвин-Майер» (MGM). Штрогейму пришлось сотрудничать с ее новым генеральным директором Ирвингом Тальбергом. MGM требовала коммерческого кино, а Штрогейм жаждал эксперимента в духе кинематографического реализма. На время двухлетних съемок он арендовал квартиру на Лагуна-стрит в Сан-Франциско, в которой был оборудован зубной кабинет Мака. Множество сцен были отсняты полностью при естественном освещении. Штрогейм также настаивал, чтобы его актеры поселились в этой квартире для полного вживания в образ. Фильм привлекателен тем, что в нем можно увидеть все исторические достопримечательности Сан-Франциско начала 1920-х гг. Когда пришло время снимать финальные сцены в Долине Смерти, Штрогейм отправил туда съемочную группу, где при 50°С камеры перегревались так сильно, что их обкладывали льдом. В первом варианте фильм длился около девяти часов. Доктор-шарлатан помогает Маку бежать из шахтерского городка в Северной Калифорнии, где прошло его детство, и тот становится дантистом в Сан-Франциско. Там Мак встречает Трину и влюбляется в нее. Его лучший друг, также влюбленный в Трину, Маркус, уступает ее Маку, но, после того как она выигрывает в лотерею, меняет свое решение. Используя свои связи, Маркус ловко устраняет Мака из бизнеса и обрекает его на беспросветное существование-тяжкий труд, пьянство. Трина смотрит на свой выигрыш как на источник удовлетворения, храня свои тысячи в золотых монетах, несмотря на то, что и она, и Мак голодают. Одна из самых известных сцен «Алчности»-Трина забирается в кровать со своими монетами, лаская их и перекатываясь с ними в эротическом исступлении. Кульминационный момент наступает после того, как Мак убивает ее, крадет деньги и отправляется в Долину Смерти, где его жизни приходит горький конец, когда Маркус настигает его. Людей, которые видели оригинальную девятичасовую версию «Алчности», можно перечесть по пальцам. После того как друг помог Штрогейму сократить ее до примерно четырех часов, студия забрала у него эту версию и отдала малоквалифицированному монтажеру, который уменьшил ее до 140 минут. Эта манипуляция, названная Штрогеймом «расчленением моей искренней работы руками руководителей MGM», тем не менее, оставила фильм сильным, очаровательным и действительно волнующим. В 1999 году реставратор фильмов Рик Шмидлин восстановил четырехчасовую версию «Алчности» из оригинального отснятого материала по укороченному сценарию фон Штрогейма.