Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«ХЭППИ-ЭНД»
(Happy End)

Чехословакия, 1967, 71 мин., «Filmove studio Barrandov»
Режиссер и сценарист Олдрич Липски, сценарист Милош Макурек
В ролях Владимир Менсик, Ярослава Обермаерова, Джозеф Абрахам, Стела Зазворкова, Бохус Захорски, Хелена Рузикова

Возможно, впервые в кино фильм снят наоборот-от смерти человека до его рождения. Начинается с того, как голову главного героя, отрубленную на гильотине, приставляют обратно, и он идет задом наперед к своей жене, которую в порыве ревности он разрубил на части…
Вы когда-нибудь видели фильм, начинающийся с титра «Конец»? Вы когда-нибудь смотрели от конца до начала целый фильм? Попробуйте проделать это с «Хэппи-эндом». Это проще простого, ведь он уже и так снят задом наперед. При этом не увенчан лаврами, не внесен в рейтинги и не отрецензирован бесчисленными отзывами журналистов. Всегдашняя ретро-новинка. «Хэппи-энд»-комедия-палиндром, буквальное кинематографическое воплощение бессмертной формулы «А роза упала на лапу Азора». Тайна этой формулы не только в том, чтобы- как ни читай-история не поменяла свой ход, но и в том, чтобы колючая роза все равно упала песику на лапку, как бы он ни пытался от нее увернуться. Ведь настоящая история рождается не из перестановки букв, а из печалей, тревог и надежд на счастливый исход. Обратно прочтенной истории «Хэппи-энда» драматизма не занимать. Перед нами трагикомичное повествование о неудачнике, разминувшемся в представлениях о счастье со своей благоверной. По своему пути от идеалистической влюбленности к закономерному разочарованию он проведет ее дважды-туда и обратно. Ход событий неподвластен тщете устроить свою жизнь по собственным меркам, потому что обязательно произойдет столкновение воль. Это верно и для мясника Петра, и для его загулявшей красавицы-супруги Юленьки. Он и во второй своей жизни хотел владеть непременно той женщиной, которую выбрал сам. Она во второй его жизни снова хотела манипулировать мужчинами. Даже поменявшись ролями (ведь в своей второй жизни Петр пытается не завоевать Юлию, а избавиться от нее), они оба смешны и несчастны, каждый по-своему. Первая жизнь мясника Петра завершилась усекновением главы после того, как он выбросил в окно любовника свой женушки, а ее саму расчленил и пытался вынести из квартиры в чемодане. Но кинозрители видят новую версию истории, ведь события показаны в обратнохронологическом порядке. И в этом-то порядке существование только что казненного героя снова обретает и смысл, и разумную последовательность, и надежду на справедливое завершение. Вот Петр рождается-голова заняла свое место на его плечах. «Один»-констатирует некто из числа присутствующих у гильотины. «Сколько у него детей?»-задает вопрос другой наблюдатель. «Пятнадцать-семнадцать»-отвечает третий. Эта цифра не вызывает ни интереса, ни комментариев, так что остается непонятным, зачем вообще был задан вопрос о детях-вопрос, ответ на который настолько неважен, что правильная последовательность реплик теряет значение. «Который час?»-что и удивляться, при таком формализме любой диалог может начаться или завершиться этим вопросом. Так Петр мог бы сразу узнать, что он пришел в странный обыкновенный мир, где люди произносят то, чем им хочется сотрясти воздух, а не то, чем следует поделиться с собеседником. Но Петр еще слишком юн, чтобы сразу понять, во что вляпался. Новая жизнь Петра идет своим чередом. Вот священник пришел напутствовать новорожденного. Вот суд, откуда Петр попадет к полицейским, которые подарят ему различные вещи-бумажник, часы. Вот тюремная машина, которая привезет усатого малыша в сиротский приют в виде тюрьмы. Вот, наконец, Петр стал выпускником-его привезли в полицейский участок, где сложили в чемодан куски будущей Юленьки. Дома, с помощью ножовки и тесачка, Петр собрал Юленьку воедино и приготовился к счастливой совместной жизни, как вдруг в окно влетел какой-то хам, ранее валявшийся под их окном. Петру пришлось уйти, а хам принялся суетливо раздеваться и…взрослая жизнь Петра превратилась в череду бесплодных попыток избавиться от неверной жены, чтобы обрести счастье с пышнотелой Агнешкой. В этой, основной своей части фильм, на мой вкус, несколько пробуксовывает. Снова и снова юмор диалогов строится на отрицании, относимом не к предыдущей, а к последующей реплике. Невольно приходит на ум бурчливая мысль, что одну шутку не следует рассказывать дважды. В то же время, комические приемы, использованные Олдржихом Липским, весьма разнообразны. Помимо упомянутого столкновения смыслов в обратно прочитанных диалогах, задействован, например, благопристойный физиологический юмор на темы брачной ночи и кулинарного дара Юленьки. Особенно хороша социальная сатира-обрамляющее фильм последовательное сопоставление тюремного быта с бытом сиротского дома. Здесь же-изящное, без кровавых подробностей произведенное сравнение разделочного цеха скотобойни с актом творения живых существ (коров, в данном случае, но с Петром у них общая судьба). Абсурдистский юмор расцветает в противоречии между репликами и следующими обратнохронологически действиями персонажей. Классическим юмором обратного движения создается эффект комедии положений. И всеми этими способами и приемами, задом наперед и шиворот навыворот, Петр продирается сквозь ошибки своих былых представлений о путях обретения счастья и-приходит к логическому концу. Будет нелишним, думаю, напомнить, что и в чешском, и в русском языках слова «конец» и «начало» имеют общее происхождение от одного и того же праславянского слова. Это стандартная филологическая задача из курса этимологии, имеющая несомненное общефилософское значение. Жаль, понятия не имею, действует ли эта волшебная формула «Конец равен Началу» в иных языках, кроме славянских. То есть, придя к логическому концу, Петр приходит к логическому началу. Даже если выиграешь в гонке за каким-либо призом, этим призом никогда не будет бессмертие. И какая удача, если уход из жизни-событие беспечально предвкушаемое, достойное титра «Хэппи-энд». Итак, бодрый голос мясника-убийцы оптимистично начинает повесть о своей жизни от казни до рождения.