Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.
Возможно, впервые в кино фильм снят наоборот-от смерти человека до его рождения.
Начинается с того, как голову главного героя, отрубленную на гильотине, приставляют
обратно, и он идет задом наперед к своей жене, которую в порыве ревности он
разрубил на части…
Вы когда-нибудь видели фильм, начинающийся с титра «Конец»? Вы когда-нибудь
смотрели от конца до начала целый фильм? Попробуйте проделать это с «Хэппи-эндом».
Это проще простого, ведь он уже и так снят задом наперед. При этом не увенчан
лаврами, не внесен в рейтинги и не отрецензирован бесчисленными отзывами журналистов.
Всегдашняя ретро-новинка. «Хэппи-энд»-комедия-палиндром, буквальное кинематографическое
воплощение бессмертной формулы «А роза упала на лапу Азора». Тайна этой формулы
не только в том, чтобы- как ни читай-история не поменяла свой ход, но и в том,
чтобы колючая роза все равно упала песику на лапку, как бы он ни пытался от
нее увернуться. Ведь настоящая история рождается не из перестановки букв, а
из печалей, тревог и надежд на счастливый исход. Обратно прочтенной истории
«Хэппи-энда» драматизма не занимать. Перед нами трагикомичное повествование
о неудачнике, разминувшемся в представлениях о счастье со своей благоверной.
По своему пути от идеалистической влюбленности к закономерному разочарованию
он проведет ее дважды-туда и обратно. Ход событий неподвластен тщете устроить
свою жизнь по собственным меркам, потому что обязательно произойдет столкновение
воль. Это верно и для мясника Петра, и для его загулявшей красавицы-супруги
Юленьки. Он и во второй своей жизни хотел владеть непременно той женщиной, которую
выбрал сам. Она во второй его жизни снова хотела манипулировать мужчинами. Даже
поменявшись ролями (ведь в своей второй жизни Петр пытается не завоевать Юлию,
а избавиться от нее), они оба смешны и несчастны, каждый по-своему. Первая жизнь
мясника Петра завершилась усекновением главы после того, как он выбросил в окно
любовника свой женушки, а ее саму расчленил и пытался вынести из квартиры в
чемодане. Но кинозрители видят новую версию истории, ведь события показаны в
обратнохронологическом порядке. И в этом-то порядке существование только что
казненного героя снова обретает и смысл, и разумную последовательность, и надежду
на справедливое завершение. Вот Петр рождается-голова заняла свое место на его
плечах. «Один»-констатирует некто из числа присутствующих у гильотины. «Сколько
у него детей?»-задает вопрос другой наблюдатель. «Пятнадцать-семнадцать»-отвечает
третий. Эта цифра не вызывает ни интереса, ни комментариев, так что остается
непонятным, зачем вообще был задан вопрос о детях-вопрос, ответ на который настолько
неважен, что правильная последовательность реплик теряет значение. «Который
час?»-что и удивляться, при таком формализме любой диалог может начаться или
завершиться этим вопросом. Так Петр мог бы сразу узнать, что он пришел в странный
обыкновенный мир, где люди произносят то, чем им хочется сотрясти воздух, а
не то, чем следует поделиться с собеседником. Но Петр еще слишком юн, чтобы
сразу понять, во что вляпался. Новая жизнь Петра идет своим чередом. Вот священник
пришел напутствовать новорожденного. Вот суд, откуда Петр попадет к полицейским,
которые подарят ему различные вещи-бумажник, часы. Вот тюремная машина, которая
привезет усатого малыша в сиротский приют в виде тюрьмы. Вот, наконец, Петр
стал выпускником-его привезли в полицейский участок, где сложили в чемодан куски
будущей Юленьки. Дома, с помощью ножовки и тесачка, Петр собрал Юленьку воедино
и приготовился к счастливой совместной жизни, как вдруг в окно влетел какой-то
хам, ранее валявшийся под их окном. Петру пришлось уйти, а хам принялся суетливо
раздеваться и…взрослая жизнь Петра превратилась в череду бесплодных попыток
избавиться от неверной жены, чтобы обрести счастье с пышнотелой Агнешкой. В
этой, основной своей части фильм, на мой вкус, несколько пробуксовывает. Снова
и снова юмор диалогов строится на отрицании, относимом не к предыдущей, а к
последующей реплике. Невольно приходит на ум бурчливая мысль, что одну шутку
не следует рассказывать дважды. В то же время, комические приемы, использованные
Олдржихом Липским, весьма разнообразны. Помимо упомянутого столкновения смыслов
в обратно прочитанных диалогах, задействован, например, благопристойный физиологический
юмор на темы брачной ночи и кулинарного дара Юленьки. Особенно хороша социальная
сатира-обрамляющее фильм последовательное сопоставление тюремного быта с бытом
сиротского дома. Здесь же-изящное, без кровавых подробностей произведенное сравнение
разделочного цеха скотобойни с актом творения живых существ (коров, в данном
случае, но с Петром у них общая судьба). Абсурдистский юмор расцветает в противоречии
между репликами и следующими обратнохронологически действиями персонажей. Классическим
юмором обратного движения создается эффект комедии положений. И всеми этими
способами и приемами, задом наперед и шиворот навыворот, Петр продирается сквозь
ошибки своих былых представлений о путях обретения счастья и-приходит к логическому
концу. Будет нелишним, думаю, напомнить, что и в чешском, и в русском языках
слова «конец» и «начало» имеют общее происхождение от одного и того же праславянского
слова. Это стандартная филологическая задача из курса этимологии, имеющая несомненное
общефилософское значение. Жаль, понятия не имею, действует ли эта волшебная
формула «Конец равен Началу» в иных языках, кроме славянских. То есть, придя
к логическому концу, Петр приходит к логическому началу. Даже если выиграешь
в гонке за каким-либо призом, этим призом никогда не будет бессмертие. И какая
удача, если уход из жизни-событие беспечально предвкушаемое, достойное титра
«Хэппи-энд». Итак, бодрый голос мясника-убийцы оптимистично начинает повесть
о своей жизни от казни до рождения.