Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«ГАРОЛЬД И МОД»
(Harold and Maude)

США, 1971, 91 мин., «Mildred Lewis and Colin Higgins Productions»
Режиссер Хэл Эшби, сценарист Колин Хиггинс
В ролях Рут Гордон, Бад Корт, Вивиан Пиклс, Эллен Гир, Сирил Кьюсак, Эрик Кристмас, Том Скерритт, Сюзан Мэдиган

Гарольд Чейзен-сын состоятельной женщины, любящей устраивать званые вечера. Мать не воспринимает сына самостоятельной личностью, предпочитая видеть в нем созданный ей же самой образ и демонстрировать его на публике. Гарольд, страдая от одиночества, открывает для себя, пожалуй, единственный способ как-то привлечь к себе внимание матери-инсценировка суицида. В дальнейшем это превратилось в излюбленное хобби-Гарольд осуществляет «постановку» множества самых разнообразных самоубийств. Первое показанное из них-повешение, демонстрирует, что мать Гарольда уже привыкла к этому. Следующее-перерезание вен в ванной и заляпывание все бутафорной кровью, вынуждает миссис Чейзен сорваться и записать сына на прием к специалисту. Но самое странное увлечение Гарольда-похороны, о чем он сообщает в беседе с психиатром. Он старается не пропускать ни одних похорон в своем городе, приезжая туда на большом черном катафалке, что не радует миссис Чейзен. Генерал Виктор Болл, дядя Гарольда и военный до мозга костей, участник Второй Мировой войны, потерявший правую руку, старается привить племяннику любовь к службе. В следующий раз Гарольд инсценирует утопление в бассейне. Пока он плавает на поверхности лицом вниз, его мать спокойно плавает рядом. На приеме у психиатра он говорит, что совершал самоубийство около 15 раз. Мать решает женить сына, чтобы прекратить его дурачества. На одних из похорон 80-летнего старика в церкви он знакомится с пожилой Марджори Чардин (сокращенно Мод), говорящей, что это хороший возраст для смерти. Старушка уезжает на машине священника. Дома мать заполняет за равнодушного к этому Гарольда анкету. Тот демонстративно заряжает револьвер и наводит на увлекшуюся анкетой мать, затем, перекрестившись, стреляет себе в лоб. Гарольд и Мод встречаются. на очередных похоронах. Священник узнает, что старушка ранее раскрасила статую святого, и называет ее ведьмой. Мод привозит Гарольда на катафалке к своему дому и говорит, что раньше освобождала канареек в зоомагазинах. Она увлечена жизнью во всех ее проявлениях настолько же, насколько Гарольд увлечен смертью, то есть до бунтарского состояния. Гарольд отказывается говорить с психиатром о своем единственном друге и засыпает на кушетке. Миссис Чейзен приводит в дом молодую девушку Кэнди, на виду которой Гарольд поджигает себя, завернувшись в белое покрывало. Та в ужасе убегает. Гарольд чуть не видит обнаженную Мод, позирующую скульптору Глаукосу. Та показывает парню свои картины и коллекцию необычных запахов (метро, духи, сигареты, снег). Затем тот по ее совету гладит вырезанное ей углубление в дереве, части дома. Мод говорит, что в субботу отметит 80-летний юбилей. Ее секрет в том, что она правильно дышит, и бурно демонстрирует это. Вместе они проходят через целую серию необычных приключений-присутствуют на демонтаже здания, еще одном хобби Гарольда, на кладбище с тысячами однообразных белых надгробий, лихо катаются на краденых машинах. Когда неправильно припаркованным автомобилем интересуются полицейские, они бросают его и угоняют другой, под недоуменный взгляд поздно спохватившегося офицера. Мод рассказывает Гарольду о своей жизни-о серьезном муже Фредерике, работавшем в университете и правительстве, затем играет на пианино, на самом деле параллельно включив запись, после чего дарит Гарольду банджо. Миссис Чейзен дарит сыну новый автомобиль «Ягуар», распорядившись увезти остальные. Когда та уходит, Гарольд берет сварочный аппарат и надевает маску. Мод и Гарольд крадут дерево, являющееся общественной собственностью, и проезжают через платный проезд, не заплатив. Их останавливает полицейский на мотоцикле, старушка честно отвечает, что у нее нет водительских прав, и что машина краденая, после чего уезжает, оставив ошарашенного служителя правопорядка позади. Но тот быстро приходит в себя и продолжает преследование, но Мод отрывается от него. Они пересаживают деревце в лесу. Они возвращаются обратно через закрытый мост, превышают скорость, преследуемые тем же полицейским. Тот предъявляет им обвинение во владении чужим транспортным средством, сопротивлении аресту, владении чужим деревом и кражу лопаты. Мод призывает того не официальничать. Пока тот возится в машине, Гарольд забирает лопату, а Мод угоняет мотоцикл. Офицер пытается стрелять вдогонку, но в револьвере не оказывается патронов. Парочка курит кальян, Гарольд говорит, что еще не жил, но уже успел несколько раз умереть. В первый раз он смешал реактивы на уроке химии, вызвав взрыв. Полицейские сообщили его матери, что он сгорел в пожаре, та упала в обморок. Он слышал это, ранее незаметно вернувшись домой. Заплакав, Гарольд признается, что с тех пор ему приятно умирать. Мод призывает его жить в полную силу. Они признаются, что нравятся друг другу, после чего танцуют под вальс Штрауса «На прекрасном голубом Дунае». Мать Гарольда приводит домой секретаршу Эдит. Они обе обнаруживают на месте «Ягуара» катафалк. Гарольд на ее глазах отрубает себе левую кисть мясницким тесаком. Терпение миссис Чейзен лопается-по совету дяди Гарольда собираются призвать в армию. Мать надеется, что тот примет участие во всех возможных боевых действиях на благо страны, тот сообщает об этом Мод. В случае отказа его ждет тюрьма. При встрече дядя открыто выражает племяннику свою неприязнь к немцам, затем рьяно рассказывает о своем военном прошлом. Гарольд открыто насмехается над воякой, они натыкаются на Мод с антивоенной табличкой. Дядя оскорбляет ее, называя коммунисткой, затем гонится за старушкой. Гарольд пытается остановить их. Мод случайно сваливается в углубление. На лугу Мод говорит Гарольду, что у каждого есть право быть дураком. Вскоре Мод удается, наконец, разобраться в жизни Гарольда, что до сих пор не удавалось ни одному даже самому лучшему психоаналитику. Мод становится самым близким для Гарольда человеком-он в нее влюбляется. После своего самого лучшего проведенного дня они смотрят на закат. Гарольд видит на руке Мод номер концентрационного лагеря. Они обнимаются. Мать призывает сына отнестись к третьему свиданию серьезно, так как это последняя девушка. Она знакомит его с актрисой Саншайн Доре. Наедине она признается Гарольду, что Саншайн-имя ее учителя из драмкружка Луиса, проговорившись, что у них была половая связь. Ее настоящее имя-Доре. Гарольд показывает ей клинок для харакири, после чего демонстративно стелет полотно, снимает пиджак, откидывает галстук и протыкает ножом себе живот. Ожидаемого эффекта не наступает-Доре восхищена его игрой, после чего сама пронзает себя бутафорным оружием. Гарольд и Мод идут в парк аттракционов, где та впервые катается на центрифуге. Гарольд дарит ей монету с надписью «Гарольд любит Мод», та признается, что это самый лучший подарок за всю ее жизнь, после чего кидает ее в озеро «чтобы всегда знать, где он». Несмотря на гигантскую разницу в возрасте, они проводят вместе ночь. На следующее утро Гарольд сообщает матери о намерении женится и показывает той фото Мод. Дядя, психиатр и священник выказывают свою озабоченность по поводу подобного союза, последнего даже тошнит. На День рождения Мод Гарольд устраивает той сюрприз, украшая ее дом самодельными подсолнухами и обещает сюрприз после ужина. Та говорит, что и представить не могла более прекрасного прощания, и добавляет, что час назад выпила таблетки, поэтому к полуночи уже будет мертва. Она желает уйти из жизни сознательно, пока ее тело окончательно не сковала старость. Парень шокирован. В машине скорой помощи он вновь признается ей в любви, та говорит ему любить дальше. Гарольд сопровождает Мод до реанимации и остается ожидать новостей. Услышав слова доктора, он рыдает, после чего мчится на катафалке на полной скорости к краю обрыва. Машина разбивается. Гарольд стоит на вершине с подаренным банджо, после чего уходит, играя и пританцовывая…
Гарольд-сын миссис Чезен, богатой женщины, которая не обращает на него внимания. Страдая от депрессии и отсутствия друзей, он инсценирует тщательно продуманные, но смехотворные самоубийства, которые на рассеянную маму никакого впечатления не производят. Очарованный смертью и всей ее внешней атрибутикой, Гарольд на старом катафалке сам разъезжает по кладбищам вокруг городка. На двух похоронах подряд он встречает Мод, старушку 79 лет, выжившую после концлагеря и очарованную жизнью в той же степени, что Гарольд очарован смертью. Свободная духом, она является прямой противоположностью торжественному и важному Гарольду…
Бюджет фильма составил 1, 2 миллиона долларов.