Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«ГАРРИ ПОТТЕР И ТАЙНАЯ КОМНАТА»
(Harry Potter And The Chamber Of Secrets)

США, 2002, 161 мин., «Warner»
Режиссер и продюсер Крис Коламбус, композиторы Джон Уилльямс и Уилльям Росс
В ролях Даниэль Рэдклифф, Эмма Уотсон, Руперт Гринт, Ричард Харрис

Гарри Поттер переходит на второй курс школы чародейства и волшебства в Хогвардсе. Эльф Добби предупреждает Гарри об опасности, которая поджидает его и просит не возвращаться туда. Гарри не следует совету эльфа и становится свидетелем страшных событий, разворачивающихся в школе. Один за другим ее обитатели оказываются под воздействием злых чар, превращающих их в окоченевшие статуи. А Гарри все это время чудится зловещий голос, казалось бы, идущий ниоткуда. Вскоре студенты узнают о существовании страшной тайной комнаты, открыть которую в состоянии только единственный наследник Салазара Слизерина. Все думают, что тайную комнату открыл именно Гарри и освободил заключенный в ней ужас. Ведь дело в том, что Поттер умеет понимать змей и говорить на их языке. А ведь именно этим был знаменит Слизерин. Гарри Поттеру и его товарищам придется разгадать немало загадок, чтобы спасти маленькую девочку, ставшую пленницей монстра…
Нет в мире идеологического оружия большей силы, чем детские сказки. Счастливые советские дети на самом деле с упоением читали и смотрели специально отобранные воспитательные пособия для будущих строителей коммунизма. В странах торжествующего капитализма сказочная отрасль имела еще и индустриальное значение. Немудрено, что любимые у нас сказки Астрид Линдгрен-слишком добрые и лишенные меркантильности-по ту сторону океана такой популярностью не пользовались. Там сложилась своя иерархия сказок: небольшое количество с приставкой «супер» («Винни-Пух», «Волшебник из страны Оз», «Питер Пэн», «Пиноккио»), чуть больше-стандартных, среднего качества, и великое множество откровенной халтуры. По мере развития средств связи влияние суперсказок утрачивалось: они расползались по мелким телевизионным проектам, власть над податливыми детскими умами перешла к крупномасштабным диснеевским постановкам, оставшееся пространство заполонили герои комиксов. Кризис перепроизводства длился достаточно долго, пока какому-то финансовому гению не пришла в голову мысль возродить институт суперсказки. Из миллионов писак счастливый билет вытянула англичанка Джоан Роулинг. Придуманный ей образ очкарика-волшебника, разведенный многомиллионной раскруткой, с легкостью впитался в сухую губку общества. Самое главное, в ее сказках нет ничего оригинального. По сути, это те же «Звездные войны» (1977), только для детей и на Земле. Миссис Роулинг владеет некоторыми стандартными приемами-вводит в свои произведения детективную подоплеку, пускает аудиторию по ложному следу. Однако Гарри Поттер-это не тот персонаж, идеи о котором вынашиваются годами. Сказки о нем не нуждаются в тонкости замысла-ее с успехом подменяет визуальный ряд. Новые персонажи возникают когда угодно без видимой на то причины. Желание писательницы видеть английских актеров повлияло на качество фильма в лучшую сторону: что неудивительно, ярче всех сыграл вернувшийся из экранного небытия Кеннет Брана. Сильные английские актеры замечены даже в мелких, третьестепенных ролях. Еще одним плюсом фильма является близость сценария к литературному источнику. Ничего в этом удивительного нет, поскольку съемочный процесс находился под тщательным контролем самой миссис Роулинг. Основной «ценностью» второй серии является количество взрослых пороков, так или иначе спроецированных на детский сюжет. Тут и грязные политтехнологии, и садомазохистские экзерсисы, и шовинизм с сегрегацией, и карьеризм, и нарциссизм. Детишки в этой истории подмешивают другим ученикам всякую гадость в еду, угрожают взрослому человеку, поднимают тетрадки с мокрого сортирного пола, подвергают опасности других людей, не говоря уже о том, что ненависть они умеют испытывать не меньшую, чем Эренбург к немцам. В конце концов, решающим фактором оказалась грубая физическая сила: скромный мальчик Гарри Поттер расправился с огромным василиском. Шалости эти, смею полагать, не такие безобидные, как детское шампанское-такой вот детский фильм ужасов может и иного взрослого пронять. Справедливости ради стоит отметить, что и в своем детстве мы сталкивались со «сказками ужасов». У Ганса-Христиана Андерсена они в порядке вещей, не были запретными для юного зрителя фильм «Здесь тебя не встретит рай», мультфильм «Сказка сказывается». Это второй из семи запланированных фильмов про Гарри Поттера. На роль профессора Гилдероя Локхарта пробовались Хью Грант и Алан Камминг, но оба отказались. Это любимая книга саги Даниэля Рэдклиффа. Кристиан Коулсон в свои 23 года получил роль Тома Риддла, хотя на пробы приглашались юноши в возрасте 15-17 лет. Во время съемок роль Добби «исполнял» мячик на палке, а сам эльф впоследствии был добавлен компьютерным способом. Чтобы знать, насколько отвратителен его персонаж, Джейсон Айсаак (Люсиус Малфой) постоянно сравнивал свою игру с Томом Фелтоном из первого фильма. Владелец одного небольшого кинотеатра в Норвегии рассказывал, что маленькие дети начинали выбрасывать попкорн или конфеты и плеваться в эпизоде, когда Рон начинал блевать гигантскими слизнями. Сотрудники кинотеатра были очень недовольны, ибо им приходилось отмывать пол от сладостей и плевков после каждого сеанса. В картине появились все четверо детей Криса Коламбуса. В Великобритании фильм стал первым в истории, DVD с которым в первый уик-энд был продан в количестве 1 миллиона штук. В составе съемочной группы появились медсестры после того, в волосах актеров-подростков завелись вши. В Великобритании билеты на фильм начали продаваться за месяц до его премьеры. Актриса Зоя Ванамейкер решила не возвращаться к роли инструктора по полетам Хогвартса мадам Хук, так как считала, что ее гонорар слишком маленький. В результате мадам Хук вычеркнули из сценария вообще. В Великобритании фильм собрала 8 миллионов фунтов стерлингов только во время тестовых просмотров. Владимир Путин был глубоко оскорблен тем фактом, что внешность эльфа Добби срисовали с него. В эпизоде, когда герои окаменевают, использовались их манекены. Когда Джон Уилльямс не успевал закончить аранжировку музыки для фильма, ему на помощь пришел композитор Уилльям Росс. В первый уик-энд в США картина собрала 88 миллионов долларов: больше собрали только первый фильм саги и фильм «Человек-паук» (2002). За роль в этом фильм Даниэлю Рэдклиффу полагалось 182 тысячи долларов, но профсоюз актеров вмешался, и его гонорар был увеличен до 3 миллионов. Трейлер фильма демонстрировался перед фильмом «Скуби-Ду» (2002), так что фанаты саги покупали билет на сеанс только ради того, чтобы увидеть трейлер. Участники съемочной группы для маскировки названия фильма использовали название песни Брюса Спрингстина «Происшествие на 57-й улице» (1973). Самой возрастной студенткой Хогвартса была Ширли Хендерсон, играющая Moaning Myrtle: ей было 37 лет. Ричард Харрис скончался в октябре 2002 года от рака и пневмонии, не дожив до премьеры картины. На его место претендует 73-летний актер Гарри Робертсон, очень похожий на Харриса. В Израиле выпустили монету с изображением Гарри Поттера. Её стоимость-160 шекелей (чуть больше 35, 5 долларов). Академия фантастических фильмов, фэнтази и фильмов ужасов США номинировала картину на свой приз «Сатурн» за лучшую режиссуру, костюмы, грим, спецэффекты, юного актера (Рэдклифф) и как лучший фильм-фэнтази года. Англичане номинировали фильм на свой приз «BAFTA» за лучшие спецэффекты, художественное оформление и звук. Бюджет картины составил 100 миллионов долларов, а собрала она в мировом проката 876 миллионов. Крис Коламбус отказался от продолжения работы над сагой, так как устал жить в Великобритании и хотел больше времени уделять семье. Визуальными эффектами занимался такой монстр, как Билл Джордж («Звездный путь», 1979; «Бегущий по лезвию бритвы», 1982; «Возвращение джедая», 1983; «Индиана Джонс и храм судьбы», 1984; «Исследователи», 1985; «Утенок Говард», 1986; «Внутреннее пространство», 1987; «Охотники за привидениями-2», 1989; «Навсегда», 1989; «Живые», 1993; «Столкновение с бездной», 1998; «Звездные войны. Призрачная угроза», 1999; «В поисках галактики», 1999; «Планета обезьян», 2001).