Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«ЛОГОВО ДЬЯВОЛА»
(The Haunting)

Великобритания, 1963, 112 мин., ч/б, «MGM»
Режиссер и продюсер Роберт Уайз, композитор Хамфри Сирл
В ролях Джулия Харрис, Клэр Блум, Ричард Джонсон, Лойс Максуэлл

Чтобы проверить загадочный характер усадьбы Hill House, построенной более ста лет назад для своей новой жены и ребенка миллионером Хью Крейном, доктор Марквей приглашает трех человек. Это наследник дома Люк Сандерсон-молодой человек, материалист, скептик и даже циник. Элеанора-подавленная нимфоманка, которая подсознательно чувствует себя виноватой в смерти матери, за которой она долгое время ухаживала. И Теодора-лесбиянка, обладающая способностями медиума. Они узнают, что первая жена Крейна погибла во время поездки к усадьбе, выпав из повозки. Вторая жена погибла уже внутри дома, упав с лестницы. Сам Хью Крейн утонул. Оставшаяся одна дочь Эбигейл умерла, когда сиделка не откликнулась на ее крик о помощи. Унаследовавшая дом сиделка вскоре тоже покончила жизнь самоубийством. Вот в такое «веселенькое» местечко прибыли доктор Марквей и его спутники. Постепенно дом оказывает все большее влияние на своих исследователей. Поскрипывания, шорохи, стоны, оханья, постукивания создают гнетущую атмосферу. Супруга доктора Марквея вскоре присоединяется к любителям острых ощущений. Элеанора, тайно влюбленная в доктора, возбуждает одновременно ревность у его супруги и страстное желание со стороны Теодоры. Вскоре доктор Марквей таинственным образом исчезает, а Элеонора пытается покончить жизнь самоубийством, бросившись вниз с лестницы. Доктор Марквей возвращается полупомешанный, а Элеонора погибает в автомобильной катастрофе возле дома, который подтверждает свою зловещую репутацию…
Основополагающий и неимоверно оригинальный фантастический рассказ, по той причине, что большинство персонажей сами по себе настолько самодостаточные, что могут послужить источником отдельного фильма. Эта оригинальность еще более бросается в глаза сегодня, когда герои фильмов ужасов продолжают регрессировать до уровня дебильности. Не избежав влияния, как и большинство тех, кто работал с ним, Вэла Льютона, Роберт Уайз достигнул более впечатляющих результатов, используя сомнения и неуверенность своих персонажей. Это стало возможным благодаря звуку-материи таинственной, неосязаемой и невидимой-которым дом сводит с ума своих обитателей. Поскрипывания, шорохи, потрескивания, похрустывания, скрежетания, посмеивания, стоны, пошептывания, крики детей, поерзывания, небольшие прикосновения, грохотания-вот неполный каталог того, что доводит зрителя до пароксистического безумия. Это помогает фильму, использующему классические приемы, создать восхитительную симфонию ужаса. В драматическом плане рассказ в некотором плане двусмысленный. Он развивается одновременно объективно-описание научного эксперимента, и субъективно-с точки зрения Элеаноры, чье одиночество, нервозность, чувство вины, болезненное возбуждение усиливаются в течение всего фильма вплоть до того момента, когда она оказывается доведена домом до крайности и погибает, оказавшись вне его. Вся интрига фильма, кажется, порождена внутренним монологом самого дома. Роберт Уайз остерегается делать выводы и не говорит прямо о том, есть ли паранормальные явления, пережитые и увиденные персонажами, результатом автономного действия дома или плодом чрезмерно чувствительного воображения некоторых его обитателей. В заключении как шумный и беспокойный дом становится безмолвным, так и наше любопытство-одновременно насытившимся и неудовлетворенным. Посмотрев только этот фильм, никто не осмелится отрицать, что Роберт Уайз-талантливый режиссер. После почти двух часов блуждания в необычайно странных и завораживающих декорациях этого дома, конец фильма становится самым кошмарным эпизодом, который можно увидеть в истории жанра ужасов. Роберт Уайз номинировался на «Золотой глобус» как лучший режиссер. Бюджет фильма составил 1, 4 миллионов долларов.