Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«ГАВАЙИ»
(Hawaii)

США, 1966, 189 мин., «Pan Arts/Mirisch Corporation»
Режиссер Джордж Рой Хилл по Джеймсу Миченеру, сценарист Далтон Трумбо, композитор Элмер Бернштайн
В ролях Ричард Харрис, Джулия Эндрюс, Макс Фон Сюдов, Торин Тэтчер, Мишель Константин, Джин Хэкман

В 1820-х годах Эбнер Хэйл, целеустремленный и лишенный чувства юмора миссионер, женится на прекрасной Джеруше Бромли и отвозит ее на экзотические Гавайи, где ему предстоит работать. Однако разрыв между двумя культурами слишком велик, и вместо понимания приходит трагедия…
Экранизация третьей части одноименного романа Джеймса Миченера, состоящего из шести частей. Великолепный актерский состав обеспечивает успех этому фильму, действие которого происходит в начале девятнадцатого века. Фильм сосредоточен на критически важном периоде, когда на острова пришла коммерция, коррупция и перестройка всего на западный манер. Превосходное производство, игра актеров и режиссура придают глубину и достоверность личной трагедии, вызванной столкновением двух цивилизаций. Было снято продолжение «Гавайцы» (1970) с Чарльтоном Хестоном в главной роли. Интересно, что 136-килограмовая таитянка Жослин Лагард стала единственной актрисой, которая номинировалась на «Оскар», но больше никогда не снималась в кино. Бюджет картины составил 15 миллионов долларов. Интересно, что фильм запустил карьеру молодой Бэтт Мидлер, которая снялась в массовке. У нее также была небольшая роль со словами, но ее вырезали при окончательном монтаже. Тем не менее, Мидлер потратила заработанные деньги на поездку в Нью-Йорк, где началась ее настоящая карьера. Первоначально картину должен был снимать Фред Циннеман с Одри Хепберн и Алеком Гиннессом в главных ролях. Интересно, что когда Джин Хэкман встретился с Ричардом Харрисом на съемочной площадке фильма «Непрощенный» (1992), тот сказал, что рад познакомиться. Тогда Хэкман напомнил Харрису, что они уже снимались вместе в этой картине 26 лет тому назад. Роль капитана Хоксворта мог сыграть Рок Хадсон. Права на еще не опубликованный роман Джеймса Миченера обошлись братьям Мирих в астрономическую сумму 600 тысяч долларов. С момента покупки прав до премьеры прошло 6 лет. Картина номинировалась на «Оскар» за лучшую операторскую работу, костюмы, звук, музыку, визуальные эффекты, песню «My Wishing Doll» и актрису второго плана (Жослин Лагард). Картина получила «Золотой глобус» за лучшую музыку и актрису второго плана (Жослин Лагард), а номинировалась за лучшего актера (Макс Фон Сюдов).
Из журнала «Искусство кино». Фильму нетрудно было предсказать успех: в основу его лег роман Джеймса Миченера, долгое время числившийся бестселлером № 1 на книжном рынке США. В главных ролях фильма снимались такие превосходные актеры, как Макс Фон Сюдов, Джулия Эндрюс и Ричард Харрис. Да и сама по себе «туземная экзотика» тоже расценивается продюсерами и прокатчиками, как «верняк», способный привлечь зрителя. Все это так, и фильм действительно имеет успех, однако в отзывах кинорецензентов сквозит оттенок недоумения, а порою и просто раздражения. Дело не только в том, что кинодраматург Далтон Трумбо (один из знаменитой «десятки», подвергавшейся преследованиям в период маккартизма) воспроизвел в своем сценарии всего лишь один из эпизодов пухлого, почти тысячестраничного романа Миченера, но и в том, что эпизод этот-история миссионера из Новой Англии, приехавшего в начале девятнадцатого века на Гавайские острова с целью обратить туземцев в веру Христову-приобрел в фильме совершенно неожиданное-«антихристианское», по утверждению кинокритика Майка Сарна, звучание. В картине много превосходных эпизодов, пишет Сарн, в ней отлично играют актеры, но главное достоинство фильма в том, что «это фильм о правде, противопоставленной лжи и обману». В журнале «Мансли филм буллетин» также отмечается, что тема фильма-«разрушительное воздействие так называемой христианской цивилизации» на жизнь обитателей Полинезии. В отзывах обоих процитированных выше критиков сквозит недоумение, каким образом компания «Юнайтед артисте» могла решиться выпустить фильм со столь «самоубийственным, с точки зрения коммерции», звучанием. У Генри Харта, автора рецензии в журнале «Филмз ин ревью», то же самое обстоятельство вызывает не недоумение, а негодование: как можно было доверить столь дорогостоящий фильм людям, которые прилагают все усилия, «чтобы постоянно принижать героя. Трумбо превратил преподобного Эбнера Хейла из смелого провозвестника человечности, принесшего примитивному народу цивилизацию высшего порядка, в тупого, ограниченного миссионера». Харт несколько раз специально подчеркивает, что подобная, возмущающаяся его «переакцентировка» звучания произошла в фильме по вине сценариста, хотя на долю режиссера также достается ряд неодобрительных замечании. Впрочем, о некоторых режиссерских промахах, особенно во второй половине фильма, где ослабевает драматическое напряжение, пишет и рецензент «Мансли филм буллетин», однако он считает недостатки фильма частными и заканчивает свою статью утверждением, что «целенаправленная умная гуманность фильма резко выделяет его среди делающих ставку на зрелищность широкоэкранных боевиков». Интересна история этой картины. Работа над ней началась несколько лет назад. Сценарист Дэниел Тарадаш добросовестно воспроизвел все перипетии романа, и режиссер Фред Циннеман начал уже было съемки, как вдруг они были прерваны по требованию продюсера. Заменивший Циннемана Джордж Рой Хилл пригласил для переделки сценария Далтона Трумбо. Тот написал фактически новый сценарий, по которому и был поставлен фильм.