Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«ОТЕЛЬ ДЛЯ ЧУЖЕСТРАНЦЕВ»
(Hotel pro cizince)

Чехословакия, 1967, 103 мин., ч/б, «Filmove studio Barrandov»
Режиссер и сценарист Антонин Маша, композитор Святоплук Гавелка
В ролях Петр Чепек, Тана Фишерова, Марта Красова, Владимир Смерал

Однажды молодой поэт был убит в обстановке модерна в отлете-замке. Позже его дневник был найден, и краткие и бессвязные записи легли в основу рассказа о событиях, предшествовавших убийству…
Интересный фильм. На Каннском международном кинофестивале картина номинировалась на «Золотую пальмовую ветвь».
Из журнала «Искусство кино». Чехословацкая картина содержит в себе мысль о торжестве жестокости и равнодушия. Но это картина условная и уж совершенно нереалистичная. В ней много мистики. Она претендует на то, чтобы казаться «странной», философской. Вероятно также, авторы претендовали на соперничество с фильмом Алена Рене «В прошлом году в Мариенбаде», на схожесть с произведениями Кафки. Действие фильма происходит в начале века, во всяком случае в костюмах начала века. Начинается действие с убийства. На этот раз убит молодой поэт. Убит неизвестно кем тремя ударами ножа в спину. Потом, следуя моде, на ретроспекции автор фильма возвращает зрителя в прошлое погибшего героя. И мы видим на экране и его и других весьма странных субъектов, населяющих отель. Все они по меньшей мере маньяки: и жильцы отеля и служащие в нем. Несчастный поэт влюблен в девицу Веронику. Она тоже принадлежит к категории странных. Все кругом какая-то игра, «маскарад любви и смерти». Вокруг каждого персонажа пустота, никто не понимает друг друга. Добро и любовь обречены на гибель. Впрочем, пересказать сюжет этого фильма невозможно. В нем нет реально изображенной жизни. Реальность заменяется вычурной многозначительной символикой, наивным, я бы сказала, провинциальным стремлением к «таинственности». Авторская мысль яснее всего высказывается в той сцене, где все персонажи одновременно вынимают из карманов ножи. Тут аллегория становится очевидной. «Отель для чужестранцев», утверждают создатели фильма-это все наше общество с его жестокостью и равнодушием. Не успел еще умереть несчастный поэт, а его любовница Вероника уже приготавливает комнату для кого-то другого. Я не знаю, почему совсем молодой Антонин Маша настроен столь мрачно и пессимистически. Ясно только одно: дело не обошлось без разного рода модернистских влияний, стремления следовать моде. И в итоге оказались оклеветанными и человек и общество. Клевета эта сумбурна. В чехословацкой картине нет даже тех точных бытовых деталей, примет времени, ярких психологических зарисовок и того критического пафоса, которые содержались других картинах.
Для названной нами выше тенденции характерен, например, первый самостоятельный фильм режиссера Антонина Маши. Автор сценариев «Место в коллективе» и «Отвага на каждый день», действие которых разворачивается в современности, обратился на этот раз к эпохе начала века. Психологические, не лишенные публицистического пафоса драмы заменены теперь трудно угадываемой аллегорией с полудетективным сюжетом, стилизованной под немую кинокомедию. «Что-то слишком глубоко зашифровано, что-то не доведено до конца»-пишет о новом фильме Маши рецензент журнала «Кино». Фильм рассказывает о загадочном происшествии, случившемся в некоем отеле. Поэта Петра Гудеца поселяют в номере, где недавно был убит человек. Отель в полной мере демонстрирует свою неприязнь к поэту-его третирует прислуга, писатель Блех намекает, что Петра может постичь участь его предшественника по номеру. Петр Гудец решает уехать, но отель не отпускает его: когда все слушали в театральном зале песню о любви, поэт был убит в своем номере тремя ножевыми ударами в спину. Расследование не дало никаких результатов, преступник остался нераскрытым. Фильм представлял Чехословакию на Каннском фестивале, однако получил резко отрицательную оценку большинства писавших о нем журналистов, которые сочли его манерным и лишенным глубокого содержания.