Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«ДНЕВНИК СТРАНСТВУЮЩЕЙ»
(Horo-ki)

Япония, 1962, 124 мин., ч/б, «Takarazuka Eiga Company Ltd.»
Режиссер Микио Нарусэ по Кацуо Кикуте, сценаристы Фумико Хаяси и Тоширо Иде
В ролях Хидэко Такаминэ, Акира Такарада, Дайсуке Като, Кейджу Кобаяши, Нобору Накайя, Масао Ода, Такеши Като

История о сильной независимой женщине, которая прошла путь от бродячей торговки и официантки бара до прославленной писательницы и поэтессы…
Вообще-то фильм мало похож на типичную биографическую картину о долгом и тяжком восхождении к успеху известной писательницы, в данном случае-Фумико Хаяси, произведения которой Микио Нарусэ не раз экранизировал («Еда», «Молния», «Поздние хризантемы», «Плывущие облака»). Ее играет Хидэко Такаминэ, которой больше подходят лирико-драматические роли, но здесь актриса демонстрирует настоящий бенефис, с завидной легкостью и истинным блеском переходя от страдальческого пафоса к бравурной эксцентрике, от горько-ностальгической интонации-к язвительной иронии. Она меняется даже внешне, превращаясь из поникшей, будто бы забитой девушки, которая и передвигается-то неуверенно, бочком, почти прихрамывая, в отчаянно горланящую песни и лихо отплясывающую пьяную гейшу. 36-летняя актриса как бы без усилий готова предстать и 16-летней наивной дурочкой, и уже 47-летней горделивой знаменитостью, которая жестко дрессирует почитателей подле себя, но остается в душе все той же несчастной бродяжкой. Перекличка тем и мотивов, внутренние ассоциации и аллюзии, возникающие при просмотре фильма, делают эту работу о жизни и творчестве другого автора чуть ли не единственным самопризнанием Нарусэ о собственном пути в искусстве. Факты биографии и личной судьбы могут вообще не совпадать, в корне отличаться друг от друга. Суть заключается в некой духовной близости, которую ощутил режиссер по отношению к своей ровеснице-писательнице, хотя обратился к ее произведениям лишь в 1951-м, как раз в год смерти Хаяси. И в немалой степени знаменательно, что словно автобиографический фильм появился в его карьере примерно в точке золотого сечения жизни, когда режиссеру уже исполнилось 56 лет (что составляет две трети от срока реализации кармы). Пусть прожил-то он на самом деле гораздо меньше, уйдя на 20 лет раньше условно отмеренного. Но никто не станет сомневаться, что Микио Нарусэ, подобно своим великим современникам Кэндзи Мидзогути и Ясудзиро Одзу, успел полностью и до конца осуществить себя на этом свете даже за шесть с небольшим десятков лет земного бытия. У таких, как он, год засчитывается, как минимум, за полтора.