Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«КАК УКРАСТЬ МИЛЛИОН»
(How to Steal a Million)

США, 1966, 123 мин., «World Wide Productions»
Режиссер Уилльям Уайлер, сценаристы Джордж Брэдшоу и Гарри Курниц
В ролях Питер О'Тул, Одри Хепберн, Эли Уоллах, Хью Гриффит, Шарль Буайе, Фернанд Гравей

Действие происходит в в Париже в 1960-х годах прошлого века. Шарль Боннэ-наследник и нынешний глава старинной семьи французских меценатов, коллекционеров искусства, и сам талантливый художник. Но пишет он в основном великолепные подделки в стиле знаменитых импрессионистов и продает их на престижных аукционах как неизвестные оригиналы из семейной коллекции. Причем мсье Боннэ любит не столько заработок, сколько азарт, который охватывает его каждый раз, когда его творение продают за баснословные деньги под одобрительные рецензии знатоков искусства, которых ему удается провести. Страсть к фальсификациям и мистификациям передалась ему от отца, талантливого скульптора, который ради развлечения создал в свое время статуэтку обнаженной Венеры и выдал за работу великого итальянского скульптора Бенвенуто Челлини. За десятилетия статуэтка обрела провенанс, в ее подлинности никто не сомневается. Когда правительство предлагает экспонировать «Венеру» на пафосной выставке шедевров частных французских коллекций в престижной галерее искусств «Клебер-Лафайет», Боннэ с удовольствием соглашается. Несмотря на предостережения дочери Николь, которая опасается, что обман может раскрыться, папаша Боннэ передает статуэтку руководству музея, предвкушая триумф, который еще больше повысит авторитет «всемирно известной коллекции семьи Бонне» и приведет к новым аукционам на рекордные суммы. «Венеру» с почестями доставляют в галерею на глазах всего Парижа. В вечер открытия выставки Николь решает остаться дома, чтобы не участвовать в опасной проделке своего отца. Это становится сюрпризом для некоего таинственного посетителя особняка Боннэ: он явно интересуется живописью и отколупывает кусочек краски со свежей подделки под Ван Гога. Николь не без оснований принимает его за вора и берет на мушку старинного капсюльного пистолета. Девушка уже готова сдать незнакомца полиции, когда замечает, какую именно картину тот снял со стены. Чтобы избежать обязательной в уголовном деле экспертизы, она решает отпустить грабителя, но случайно нажимает на курок и ранит его в плечо. Ситуация становится совершенно комической, когда наследница Боннэ оказывает «домушнику» первую помощь, а затем подвозит его до фешенебельного отеля «Риц» на его дорогой машине. Между молодыми людьми явно проскальзывает взаимный интерес. Именно симпатия к Николь и заставляет Саймона Дермота, эксперта в области искусства, пробравшегося в особняк Боннэ, чтобы разоблачить главу семейства и скрыть результат анализа краски с полотна «Ван Гога». Он сообщает нанявшему его господину де Солни, крупному арт-дилеру, давно подозревающего папашу Боннэ, что ночью видел подлинник великого мастера, и у него нет сомнений в том, что коллекция состоит из оригиналов и стоит баснословных денег. Тем временем американский миллионер и страстный коллекционер Дэвис Лиланд (ему уже достался поддельный Тулуз-Лотрек кисти Шарля Боннэ), видит на выставке «Венеру» и буквально влюбляется в нее. Пытаясь найти способ заполучить статуэтку, он решает выйти на ее владельцев и для этого знакомится с Николь. Николь, подозревающая Лиланда в том, что тот, в свою очередь, подозревает ее отца, всеми силами пытается очаровать американца. Лиланд неожиданно для себя влюбляется в Николь. Тем временем в особняк Боннэ является работник музея, который, между прочим, предлагает подписать договор о страховке «Венеры» на миллион долларов. После того, как Шарль Боннэ, не читая, подписывает все, что необходимо, выясняется, что обязательным пунктом договора является экспертиза, для которой из Швейцарии прилетит крупнейшее светило в этой области. Безупречный авторитет коллекции Боннэ оказывается под угрозой: если вскроется, что даже выставлявшаяся еще отцом «Венера» является подделкой, то не избежать экспертиз свежеиспеченных полотен сына. В отчаянии Николь решает обратиться к единственному знакомому ей «профессиональному преступнику», не догадываясь, что давешний «домушник»-детектив. Саймон сразу понимает, что стоит за просьбой Николь украсть «Венеру», но он уже влюблен в девушку и соглашается помочь ей, даже несмотря на то, что Николь успела обручиться с Лиландом. Дермот придумывает и совместно с Николь совершает остроумную кражу статуэтки из музея, несмотря на тщательную охрану и самую современную систему сигнализации. Узнав о похищении, Лиланд решает, что он в силах перекупить похищенный шедевр у преступников и просит де Солни вывести на «контакт». Саймон понимает, что Лиланд идеальный покупатель: он никогда не осмелится не только объявить «шедевр» своим, но и не станет проверять его подлинность. Дермот встречается с Лиландом как представитель похитителей, но одним из условий приобретения «Венеры» он ставит отказ от всех сношений с семейством Боннэ. Между «Венерой» и любовью Лилланд выбирает первое. Статуэтка достается миллионеру за необъявленную сумму, Дермоту достается нечто более ценное-Николь.
После удачного проведения «сделки» с Лиландом Саймон признается Николь в том, кто он на самом деле и что делал в доме Боннэ в ночь, когда они познакомились. Уже влюбленная Николь поражена его благородством и соглашается выйти замуж за Дермота. В откровенном разговоре с Шарлем Боннэ Саймон открывает карты и требует, чтобы его будущий тесть ушел на покой. Папаша Боннэ вынужден согласиться. Но стоит Саймону и Николь уехать в свадебное путешествие, как на пороге фамильного особняка появляется очередной миллионер-коллекционер. И мсье Шарль вовсе не спешит захлопнуть перед ним дверь. Ведь этот милый человек хочет купить у него как раз свеженаписанного Ван Гога…
Бюджет фильма составил 6 миллионов долларов. Интересно, что Лиланда должен был играть Джордж Скотт, но после того, как он пришел на съемочную площадку лишь в конце первого съемочного дня, то был уволен Уилльямом Уайлером и заменен Эли Уоллахом. Еще одним героем оказался актер Хью Гриффит, играющий папашу Боннэ. Гриффит также был уволен из проекта за постоянное плохое поведение, включающее разгуливание голым по отелю с табличкой «Не беспокоить», приложенной к «причинному месту». Правда, Гриффит зачеркнул предлог «Не», поэтому получилось «Можно беспокоить». Режиссер устал бороться с пьяницами Питером О’Тулом и Хью Гриффитом, поэтому решил загодя уволить третьего алкоголика Джорджа Скотта. Узнав об этом, Одри Хепберн очень огорчилась. Хотя первоначальным вариантом на роли Лиланда был Уолтер Маттэу, но он запросил 200 тысяч долларов, поэтому его заменили более дешевым Скоттом. Во время съемок Хепберн и О’Тул стали хорошими друзьями, но не любовниками.