Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«ЧУДОВИЩА»
(I mostri)

Италия-Франция, 1963, 121 мин., «Fair Film/Incei Film/L.C.J Editions-Productions»
Режиссер Дино Ризи, сценаристы Агеноре Инкроччи, Фурио Скарпелли и Элио Петри
В ролях Уго Тоньяцци, Витторио Гассман, Марино Масе, Мишель Мерсье, Ландо Буззанка, Мариса Мерлини, Рика Диалина

Фильм представляет собой мозаику из отдельных эпизодов (всего их двадцать) разной протяженности и драматургии. Некоторые из них содержат едкую социальную сатиру, другие больше похожи на экранизированные анекдоты, третьи связаны с традицией водевиля, четвертые скорее печальны, чем комичны. Структура «Чудовищ» напоминает о традиции популярного в эпоху Возрождения в Италии жанра новеллистической книги. Эпизоды фильма объединены местом действия-Рим и временем-начало 1960-х годов.
1) Воспитание чувств. Отец учит сына поступать вопреки Заповедям. Проходит десять лет, и согласно содержанию газетной статьи-сын грабит и убивает отца.
2) Чудовище. Тщедушного, дегенеративного убийцу своих родных выволакивают из дома два здоровенных урода-карабинера и позируют перед фоторепортерами.
3) Рекомендация. Богатый промышленник противостоит ухаживаниям кавалеров за своей рано созревшей дочерью, но делает исключение для стареющего дон-жуана, который помогает ему разрешить его проблемы (в другой версии фильма: знаменитый актер дает по телефону сначала положительную рекомендацию коллеге, а затем губит его карьеру, потому что он якобы приносит несчастья).
4) Как настоящий отец. Друг приходит к другу просить совета, как поступить с неверной супругой. Дав обещание поговорить с той «по-отцовски», друг возвращается в постель, где его ждет та самая неверная жена.
5) Синема-верите. В интересах съемки «неореалистического» фильма старуху многократно швыряют в бассейн.
6) Бедный солдатик. Опознав тело своей сестры, убитой проститутки, бедняга отправляется в редакцию газеты, чтобы выгодно продать ее интимный дневник.
7) Собачья жизнь. Обитатель бидонвиля оставляет свою беременную жену вместе с больным ребенком (в который раз не оплатив при этом визит врача) и тратит последние копейки на футбольный матч.
8) Один день из жизни депутата. Депутат от христианских демократов, которому старый генерал хочет изложить историю мошенничества в высших эшелонах власти, делает все, чтобы свести к нулю возможные последствия доклада.
9) Любовники на римский манер. Двое молодых людей на пляже рассеянно ласкают сидящую меж ними девушку. Та уходит, и их руки переплетаются.
10) Добровольный свидетель. Желая дать свидетельские показания в ходе судебного разбирательства, герой становится объектом унижений и издевательств со стороны адвоката обвиняемого.
11) Сироты. Слепой и его поводырь зарабатывают на жизнь, собирая милостыню. Врач-офтальмолог берется вернуть слепому нищему зрение. Поводырь тут же уводит своего подопечного в другой район города.
12) Засада. Полицейский выслеживает нарушителей, спрятавшись за газетным киоском, чтобы выписать им штраф.
13) Дух самопожертвования. Женатый мужчина порывает с любовницей и убеждает ее, что сделал это для ее же собственного блага.
14) Вернисаж. Чтобы отпраздновать приобретение нового автомобиля, покупатель, образцовый семьянин, тут же отправляется к проституткам.
15) Муза. Дама-председатель литературного конкурса присуждает первое место молодому крестьянину, на которого она «положила глаз».
16) Трава забвения. На кинопросмотре сцена расстрела фашистами участников Сопротивления на фоне стены наводит героя на размышления о том, как должна выглядеть его строящаяся вилла.
17) Улица для всех. Пешеход, с трудом перейдя через оживленную улицу и понося на чем свет стоит автомобилистов, садится за руль и дает газу, едва не задавив пару-тройку зазевавшихся прохожих.
18) Опиум для народа. Красотка-жена приводит в дом любовника. Муж сидит в соседней комнате, но так поглощен созерцанием телеэкрана, что полностью игнорирует происходящее рядом.
19) Завещание Святого Франциска. Священник в парикмахерской долго приводит себя в порядок, а затем в телепередаче рассуждает о простоте и самоуничижении.
20) Высокое искусство. Бывший боксер Гварначчи убеждает своего приятеля, тоже бывшего боксера Антинори, выйти на ринг и продержаться пару раундов против чемпиона ради вознаграждения. Чемпион наносит страшный удар Антинори, тот искалечен и впадает в идиотизм. В последней сцене фильма Гварначчи катит по пляжу инвалидное кресло, в котором сидит Антинори…
Фильм-двойной бенефис Уго Тоньяцци и Витторио Гассмана. Особенно ярким оказался калейдоскоп ролей, сыгранных Гассманом, включая женскую роль (эпизод 15). В первой новелле-«Воспитание чувств»-роль мальчика сыграл сын актера Уго Тоньяцци, ныне известный кинорежиссер Рикки Тоньяцци. В 1977 году был снят фильм «Новые чудовища». Во время МКФ в Венеции 2008 года фильм был показан с двумя дополнительными, ранее не демонстрировавшимися эпизодами. По мнению Жака Лурселя наряду с картиной «Обгон» этот фильм «знаменует собой рождение «итальянской комедии», в данном случае-в виде альманаха. Это направление, которому суждено будет прожить всего десяток лет, приводит к двойному обновлению: в комедийном жанре и в структуре фильмов-альманахов». Во многих отношениях фильм и поныне не утратил своей актуальности. Сказанное относится не только к Италии. Современному москвичу, как и римлянину, перейти улицу ничуть не легче, чем персонажу Витторио Гассмана. Оглупляющее влияние телевизионного «опиума для народа» сегодня выражено куда как сильнее, чем во времена незадачливого рогоносца в исполнении Уго Тоньяцци. Наконец, погоня за деньгами по-прежнему оказывается ведущей мотивацией в поведении «маленьких» и «крупных» буржуа.