Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.
Фильм представляет собой мозаику из отдельных эпизодов (всего их двадцать)
разной протяженности и драматургии. Некоторые из них содержат едкую социальную
сатиру, другие больше похожи на экранизированные анекдоты, третьи связаны с
традицией водевиля, четвертые скорее печальны, чем комичны. Структура «Чудовищ»
напоминает о традиции популярного в эпоху Возрождения в Италии жанра новеллистической
книги. Эпизоды фильма объединены местом действия-Рим и временем-начало 1960-х
годов.
1) Воспитание чувств. Отец учит сына поступать вопреки Заповедям. Проходит десять
лет, и согласно содержанию газетной статьи-сын грабит и убивает отца.
2) Чудовище. Тщедушного, дегенеративного убийцу своих родных выволакивают из
дома два здоровенных урода-карабинера и позируют перед фоторепортерами.
3) Рекомендация. Богатый промышленник противостоит ухаживаниям кавалеров за
своей рано созревшей дочерью, но делает исключение для стареющего дон-жуана,
который помогает ему разрешить его проблемы (в другой версии фильма: знаменитый
актер дает по телефону сначала положительную рекомендацию коллеге, а затем губит
его карьеру, потому что он якобы приносит несчастья).
4) Как настоящий отец. Друг приходит к другу просить совета, как поступить с
неверной супругой. Дав обещание поговорить с той «по-отцовски», друг возвращается
в постель, где его ждет та самая неверная жена.
5) Синема-верите. В интересах съемки «неореалистического» фильма старуху многократно
швыряют в бассейн.
6) Бедный солдатик. Опознав тело своей сестры, убитой проститутки, бедняга отправляется
в редакцию газеты, чтобы выгодно продать ее интимный дневник.
7) Собачья жизнь. Обитатель бидонвиля оставляет свою беременную жену вместе
с больным ребенком (в который раз не оплатив при этом визит врача) и тратит
последние копейки на футбольный матч.
8) Один день из жизни депутата. Депутат от христианских демократов, которому
старый генерал хочет изложить историю мошенничества в высших эшелонах власти,
делает все, чтобы свести к нулю возможные последствия доклада.
9) Любовники на римский манер. Двое молодых людей на пляже рассеянно ласкают
сидящую меж ними девушку. Та уходит, и их руки переплетаются.
10) Добровольный свидетель. Желая дать свидетельские показания в ходе судебного
разбирательства, герой становится объектом унижений и издевательств со стороны
адвоката обвиняемого.
11) Сироты. Слепой и его поводырь зарабатывают на жизнь, собирая милостыню.
Врач-офтальмолог берется вернуть слепому нищему зрение. Поводырь тут же уводит
своего подопечного в другой район города.
12) Засада. Полицейский выслеживает нарушителей, спрятавшись за газетным киоском,
чтобы выписать им штраф.
13) Дух самопожертвования. Женатый мужчина порывает с любовницей и убеждает
ее, что сделал это для ее же собственного блага.
14) Вернисаж. Чтобы отпраздновать приобретение нового автомобиля, покупатель,
образцовый семьянин, тут же отправляется к проституткам.
15) Муза. Дама-председатель литературного конкурса присуждает первое место молодому
крестьянину, на которого она «положила глаз».
16) Трава забвения. На кинопросмотре сцена расстрела фашистами участников Сопротивления
на фоне стены наводит героя на размышления о том, как должна выглядеть его строящаяся
вилла.
17) Улица для всех. Пешеход, с трудом перейдя через оживленную улицу и понося
на чем свет стоит автомобилистов, садится за руль и дает газу, едва не задавив
пару-тройку зазевавшихся прохожих.
18) Опиум для народа. Красотка-жена приводит в дом любовника. Муж сидит в соседней
комнате, но так поглощен созерцанием телеэкрана, что полностью игнорирует происходящее
рядом.
19) Завещание Святого Франциска. Священник в парикмахерской долго приводит себя
в порядок, а затем в телепередаче рассуждает о простоте и самоуничижении.
20) Высокое искусство. Бывший боксер Гварначчи убеждает своего приятеля, тоже
бывшего боксера Антинори, выйти на ринг и продержаться пару раундов против чемпиона
ради вознаграждения. Чемпион наносит страшный удар Антинори, тот искалечен и
впадает в идиотизм. В последней сцене фильма Гварначчи катит по пляжу инвалидное
кресло, в котором сидит Антинори…
Фильм-двойной бенефис Уго Тоньяцци и Витторио Гассмана. Особенно ярким оказался
калейдоскоп ролей, сыгранных Гассманом, включая женскую роль (эпизод 15). В
первой новелле-«Воспитание чувств»-роль мальчика сыграл сын актера Уго Тоньяцци,
ныне известный кинорежиссер Рикки Тоньяцци. В 1977 году был снят фильм «Новые
чудовища». Во время МКФ в Венеции 2008 года фильм был показан с двумя дополнительными,
ранее не демонстрировавшимися эпизодами. По мнению Жака Лурселя наряду с картиной
«Обгон» этот фильм «знаменует собой рождение «итальянской комедии», в данном
случае-в виде альманаха. Это направление, которому суждено будет прожить всего
десяток лет, приводит к двойному обновлению: в комедийном жанре и в структуре
фильмов-альманахов». Во многих отношениях фильм и поныне не утратил своей актуальности.
Сказанное относится не только к Италии. Современному москвичу, как и римлянину,
перейти улицу ничуть не легче, чем персонажу Витторио Гассмана. Оглупляющее
влияние телевизионного «опиума для народа» сегодня выражено куда как сильнее,
чем во времена незадачливого рогоносца в исполнении Уго Тоньяцци. Наконец, погоня
за деньгами по-прежнему оказывается ведущей мотивацией в поведении «маленьких»
и «крупных» буржуа.