Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«ВЕТХИЙ ЗАВЕТ»
(Il vecchio testamento)

Италия-Франция, 1962, 115 мин., «Cinematografica Associati/Comptoir Francais du Film Production/Film servis»
Режиссер и сценарист Джанфранко Паролини, сценаристы Лучано Мартино и Хиго Де Чиара
В ролях Брэд Харрис, Ивано Стаччиоли, Маара Лейн, Франка Паризи, Карло Тамберлани, Энцо Дория, Жан Бертье

Второй век до Рождества Христова. Иудея находится под властью сирийских правителей, которые пытаются насильно утвердить в Иерусалиме эллинистическую культуру. Среди евреев намечаются волнения, но отсутствуют вожди. В этот момент в столицу края прибывает очередной сирийский военный отряд, в составе которого под чужим именем находится Иуда Маккавей. Он открывается своему брату, кузнецу Симону, вместе с которым отправляется за благословением к своему отцу, первосвященнику Маттафии. Под руководством братьев народ Иудеи изгоняет сирийцев из страны. Однако узурпировавший власть в Сирии диктатор Трифон направляет против Маккавеев армию под командованием полководца Аполлония…
Маккавеи (от арам. makkaba «молот»-на врагов)-первоначально прозвание одного Иуды Маккавея из династии Хасмонеев, возглавившего восстание против ига сирийских греков в 166-160 гг. до н. э. Позднее стало применяться к остальным сыновьям Маттафии, иудейского священника из рода Иоарива; потом распространенное на всех вообще защитников и исповедников веры во время гонений Антиоха Епифана. Особенно знамениты: 90-летний старец Елеазар и семь братьев маккавеев: Авим, Антонин, Гурий, Елеазар, Евсевон, Алим, Маркелл и мать их Соломония, погибшие в пытках за отказ есть свинину, которая помимо запретности ее по закону Моисея, была вдобавок идоложертвенным мясом. Православная церковь называет их «седьмочисленными столпами премудрости Божией» и «седьмосвечными светильниками Божественного света». Песнопения о них сложили св. Киприан, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Августин, св. Иоанн Дамаскин и Косма Маиумский. Династия Хасмонеев, предводители иудейского восстания против Селевкидов, вызванного стремлением сирийских царей к насильственной эллинизации евреев. Священник Маттафия, Хасмоней из Модина близ Лидды, собрал вокруг себя ревнителей веры и, поддерживаемый пятью сыновьями, Иоанном, Симоном, Иудою, Елеазаром и Ионафаном, начал из неприступных горных убежищ борьбу с войсками Антиоха Епифана, постановив сражаться и в дни субботние. Маккавейская династия Хасмонеев пришла к власти в результате освободительного восстания иудеев против культурной политики Селевкидской державы. Важным результатом восстания под руководством Хасмонеев считается создание независимого иудейского государства с центром в Иерусалиме и восстановление Храмового богослужения. В честь этого события был установлен восьмидневный праздник под названием Ханука («освящение»). Династия Хасмонеев правила Иудеей (сначала под контролем Сирии, затем независимо) почти 120 лет (с 152 по 37 до н. э.). В то время Иудеей правил Антиох IV Епифан, греко-сирийский царь Селевкидской державы, который проводил жесткую политику эллинизации (распространения греческого языка и культуры) еврейского населения Иудеи. Ключевым элементом такой политики было стремление побудить или заставить евреев отказаться от особенностей своей веры и ввести в Иудее греческую культуру и религию. В 167 году до н. э. Антиох превратил Иерусалимский храм в святилище Зевса Олимпийского. Апогеем гонений на иудаизм стали языческие жертвоприношения в главной еврейской святыне-Иерусалимском храме. Оскорбленное религиозное чувство иудеев вызвало взрыв негодования в их среде, который вылился в вооруженное восстание в 166 году до н. э. Началом восстания стало убийство Маттафией еврея, принесшего жертву на алтаре, построенном греками. После этого Маттафия с семьей бежал в горы и вскоре объединил и возглавил ранее действовавшие в Иудее и Южной Самарии повстанческие отряды. Священник Маттафия, вставший во главе восставших, мешал деятельности царской администрации, совершал набеги на соседние местности, разрушая алтари, производя обрезание, карая отступников от веры предков и евреев, лояльных новой политике. Маттафия вскоре умер (166 г. до н. э.), но его действия привели к утрате сирийского административного контроля в Иудее, за исключением Иерусалима. Во главе сильно увеличившегося отряда стал его третий сын, Иуда, талантливый военачальник. Пытаясь наладить административный порядок в Иудее, Аполлоний, наместник Селевкидов в Самарии, выдвинулся к Иерусалиму для соединения с местным греческим гарнизоном. Рейд оказался неудачным, сам Аполлоний пал в сражении. Неудачей закончилась и попытка подавления восстания, предпринятая генералом Сероном, чей отряд был разбит Иудой в ущелье Бет-Хорон на северо-западе Иудеи. Та же участь постигла застигнутый врасплох экспедиционный корпус Птолемея, царского наместника в Келесирии. Отряд Лисия, царского наместника западных провинций, разбитый Иудой у Бет-Цура. Неудачи в борьбе с повстанцами побудили Лисия издать декрет, упразднивший запреты, касающиеся отправления иудейских обрядов, в установленный срок сложившим оружие повстанцам была обещана амнистия. Это положение не спасло, в декабре 164 года до н. э. Иуда захватил почти весь Иерусалим, за исключением городской цитадели. Лисий, который к этому времени стал регентом при малолетнем царе Антиохе V, в свою очередь осадил повстанцев в Иерусалиме, но, не желая тратить время на осаду в связи с назревшими внутренними проблемами в царстве, заключил перемирие, отменяющее антииудейскую религиозную политику. Лисий казнил ярого поборника эллинизации первосвященника Менелая и поставил на его место умеренного Алкима. Иуда официального признания не получил и Алкима первосвященником не признал. В 162 году до н. э. на трон Селевкидов взошел Деметрий I. Для наведения порядка в Иудее он направил туда войско под началом Бакхида, одного из своих лучших военачальников. Иерусалим был взят, однако политика греков отличалась поиском компромисса с религиозными иудеями. Однако вожди восстания не признавали никаких первосвященников, поставленных гражданской властью. Назначенный наместником над Иудеей Никанор попытался ликвидировать сохранившиеся очаги восстания. В 161 году до н. э. произошло решающее сражение близ Бет-Хорона, отряд наместника был разбит, сам он пал в битве. Повстанцы вновь вошли в Иерусалим. Желая легитимности своей власти и независимости Иудеи от Селевкидского царства, Иуда заключил союзный договор с Римом о нейтралитете и военной взаимопомощи. Для очередного наведения порядка в мятежной провинции в Иудею вошли греческие войска под командованием Бакхида. Восставшие были разбиты, Иуда погиб в сражении (160 г. до н. э.) После гибели Иуды его братья Ионафан и Симон собрали остатки повстанцев и продолжили тактику партизанской борьбы, взяв под контроль большую часть провинциальных поселений и сельских районов Иудеи. Тем временем борьба за власть внутри державы Селевкидов позволила Ионафану получить назначение первосвященника от соперника Деметрия I Александра Баласа, который сделал своей резиденцией город Акко и искал поддержки местного населения для обеспечения безопасности своего тыла при наступлении на Антиохию. Ионафану был пожалован титул «друг царя» (152 г. до н. э.). Пост первосвященника стал одним из важнейших политических должностей в Иудее при Хасмонеях. За военную поддержку Александра Баласа Ионафан получил от него город Экрон с окрестностями в личное владение (147 г. до н. э.) После смерти Александра Баласа регентом при его малолетнем сыне Антиохе VI стал Диадот Трифон, противник Деметрия II-го, сына и наследника царя Деметрия I-го. Деметрий II подтвердил включение в состав Иудеи районов на юге Самарии, в которых евреи составляли большую часть населения. Царем также была обещана передача Иудее иерусалимской цитадели, однако этот вопрос так и не был решен. Неудовлетворенный греческим присутствием в Иерусалиме, Ионафан в ответ поддержал Трифона, назначившим брата Ионафана, Симона, правителем небольшой прибрежной полосы у Средиземного моря; в порту Яффы был размещен еврейский гарнизон. Ионафан начал активно укреплять города Иудеи, установил дружеские отношения со Спартой, в Рим была послана делегация для возобновления союза, заключенного Иудой. Обеспокоенный усилением Хасмонеев, Трифон коварно заманил к себе Ионафана с двумя сыновьями и, оставив их в заложниках, начал военную кампанию против Иудеи. Однако военные действия Симона вынудили Трифона покинуть Иудею. Ионафан и сыновья были казнены (143 г. до н. э.). В 142 году до н. э. Деметрий II, заинтересованный в поддержке Иудеи, освободил ее территорию от выплаты дани, что де-факто означало признание ее независимой страной. Во главе маккавеев после гибели Ионафана стал Симон, много уже помогавший братьям и раньше. В 141 годудо н. э. он собрал в Иерусалиме «Великий собор», на котором был провозглашен этнархом, первосвященником и главнокомандующим Иудеи с правом заключения международных договоров от своего имени. Эта власть должна была решением собора переходить по наследству потомкам Симона «до того времени, как явится истинный пророк». Политика Симона состояла в укреплении находившихся под его властью городов, поощрением торговли и промыслов, с завоеванных территорий изгонялось греческое население, замещаемое еврейскими поселенцами. Была введена антиселевкидовская эра. Симон завоевал гавань Иоппию, захватил стратегически важный Газер, вытеснил из иерусалимской цитадели (Акра) сирийский гарнизон. На престоле Селевкидского царства Деметрия II-го сменил Антиох VII Сидет. Царь подтвердил статус Симона в качестве вождя Иудеи, признал за Иудеей захваченные территории и право на чеканку собственной монеты. Однако позже Антиох потребовал от Симона вернуть Селевкидской державе отторгнутые у нее территории (включая иерусалимскую цитадель) или стать вассалом. Договориться не удалось. Наместник Антиоха в Прибрежной полосе получил приказ занять Иудею, однако его войско было отброшено еврейскими силами в двадцать тысяч воинов, которыми руководили сыновья Симона. В 136 году до н. э. Симон был умерщвлен во время пиршества своим властолюбивым зятем Птолемеем, наместником иерихонским, который стремился при поддержке Антиоха VII стать этнархом Иудеи. Он также убил жену Симона и двух его сыновей. Замысел Птолемея против третьего сына, Иоанна Гиркана I, не удался и последний принял первосвященнический сан. Войска Антиоха осадили Иоанна в Иерусалиме и принудили его заключить мир на условии сдачи всего оружия и снесения стен Иерусалима, но с оставлением за евреями свободы вероисповедания. Когда Антиох погиб в Парфии, Иоанн тотчас начал забирать сирийские города, подчинил себе самаритян и идумеян и насильственно принудил их принять обрезание и другие иудейские обряды. С этого времени в Хасмонейском государстве приобретает влияние родовая знать идумеян (из которой был будущий Ирод Великий). Был разрушен Храм самаритян на горе Гаризим. Иудейскую армию пополнили наемники. Гиркан поддерживал союз с римлянами, внутри опирался на фарисеев. Но когда последние стали требовать от него сложения первосвященнического сана, он стал притеснять их, что вызвало против него и семьи его сильное ожесточение. Умер в 107 году до н. э. Старший сын Иоанна Гиркана I, Аристобул I Филеллин, первый из маккавеев надел царскую диадему, но процарствовал лишь год; в это короткое время он успел заточить троих братьев, уморить голодом мать и обратить в иудейство большую часть жителей Итуреи. Брат Аристовула I, Александр Яннай, из темницы был возведен на царство в 106 году до н. э. царицей-вдовой Соломеей-Александрой и до самой смерти своей (79 г. до н. э.) был полновластен в Иудее, Самарии, Галилее, береговой полосе на юге до Птолемаиды и почти во всей Перее. Сын его Иоанн Гиркан II сделался после него первосвященником, а жена, Александра, приняла корону и управляла слабо и бесславно до 70 года до н. э. После смерти Александры, Иоанн Гиркан II был провозглашен царем в Иерусалиме, но принужден был вступить в соглашение с младшим братом Аристовулом II, по которому последний получил скипетр и первосвященничество. В 69 году до н. э. Аристовул II удержался во власти, купив помощь римского легата в Сирии, Скавра. Когда в 64 году до н. э. Помпей взялся за решение спора между братьями, Аристовул после тщетных попыток подкупа был взят в плен и введен в триумфе в Рим. Позже он бежал, в 56 годудо н. э. появился в Иудее и начал войну, кончившуюся вторичным его пленом. В 49 году до н. э. Цезарь освободил его и послал с двумя легионами в Сирию, но раньше, чем он успел что-нибудь сделать, его отравили помпеянцы. Таким же образом погиб и сын его Александр. Все остальные представители дома Маккавеев были истреблены Иродом Великим. Кроме книг Маккавейских, о маккавеях сообщает еще Иосиф Флавий. Есть некоторые упоминания у Полибия, Аппиана и Диодора. В еврейских источниках Маккавей-прозвище исключительно Иегуды, в то время как его род называется Хасмонеи. Согласно традиционному религиозному иудейскому толкованию, «Макаби»-аббревиатура из первых букв стиха на иврите из Библии:
«Ми Камоха Ба-элим, Йехова»-Кто как Ты, Господи, между богами? (Кто подобен Тебе, Иегова!). Раввин Моше Шрейбер пишет, что прозвище является акронимом имени отца Иуды-Маттитьягу Коэн Бен Йоханан. Некоторые ученые считают, что это имя-сокращение еврейского словосочетания маккаб-ягу («отметить, обозначить»), и несет смысл «обозначенный Иеговой». Как в «Иудейской», так и в «Новой католической» энциклопедиях отмечается, что ни одна из выдвинутых версий не является полностью удовлетворительной. Маккавеи, в христианской традиции, стали символом несгибаемости и стремления соблюсти максимальную строгость в соблюдении заповедей. В Православной церкви день памяти Семи святых мучеников Маккавейских, 1 августа, обычно совпадает с началом Успенского поста, и в народе называется Медовый Спас или «Мокрый Маккавей». В русской крестьянской культуре имя «Маккавей» по созвучию связывается с маком, который к этому времени созревает. В кушаньях, подаваемых к праздничному столу, обязательно присутствовал мак, а также мед. В местностях, где еще сохранились обычаи предков, в этот день пекут маканцы, мачники-постные пироги, рулеты, булочки, пряники с маком и медом. Начиналась же трапеза блинами с маком. В специальной посуде для растирания мака приготавливали маковое молочко-маково-медовую массу, в которую обмакивали блины. Эта посуда в России называлась макальником, на Украине-макитрой, в Белоруссии-макатером. В день Макавея молодежь водила хороводы с песней «Ой, на горе мак», с шутливыми хороводными заигрышами. От слова «Маккавей» была также образована «семинарская» фамилия Маккавеев.
Маккавейская война-серия войн евреев в Иудее против Селевкидского царства в 166-142 годах до н. э., закончившихся независимостью Иудеи.
Палестиной правил Антиох IV Епифан, греко-сирийский царь Селевкидской державы, который проводил жесткую политику эллинизации (распространения греческого языка и культуры) еврейского населения Иудеи. Ключевым элементом такой политики было стремление побудить или заставить евреев отказаться от особенностей своей веры и ввести в Иудее греческую культуру и религию. В 167 году до н. э. Антиох превратил Иерусалимский храм в святилище Зевса Олимпийского. Апогеем гонений на иудаизм стали языческие жертвоприношения в главной еврейской святыне-Иерусалимском храме. Оскорбленное религиозное чувство иудеев вызвало взрыв негодования в их среде, который вылился в вооруженное восстание в 166 году до н. э. Началом восстания стало убийство Маттафией еврея, принесшего жертву на алтаре, построенном греками. После этого Маттафия с семьей бежал в горы, где создал повстанческие отряды. Маттафия мешал деятельности царской администрации, совершал набеги на соседние местности, разрушая алтари, производя обрезание, карая отступников от веры предков и евреев, лояльных новой политике. Маттафия вскоре умер (166 год до н. э.), но его действия привели к утрате сирийского административного контроля в Иудее, за исключением Иерусалима. Во главе сильно увеличившегося отряда стал его третий сын, Иуда, талантливый военачальник. Пытаясь наладить административный порядок в Иудее, Аполлоний, наместник Селевкидов в Самарии, выдвинулся к Иерусалиму для соединения с местным греческим гарнизоном. Рейд оказался неудачным, сам Аполлоний пал в сражении. Неудачей закончилась и попытка подавления восстания, предпринятая генералом Сероном, чей отряд был разбит Иудой в ущелье Бет-Хорон на северо-западе Иудеи. Та же участь постигла, застигнутый врасплох, экспедиционный корпус Птолемея, царского наместника в Келесирии; отряд Лисия, царского наместника западных провинций, разбитый Иудой у Бет-Цура (на юге Иудеи). Неудачи в борьбе с повстанцами побудили Лисия издать декрет, упразднивший запреты, касающиеся отправления иудейских обрядов, в установленный срок сложившим оружие повстанцам была обещана амнистия. Это положение не спасло, в декабре 164 года до н. э. Иуда захватил почти весь Иерусалим, за исключением городской цитадели. Лисий, который к этому времени стал регентом при малолетнем царе Антиохе V, в свою очередь осадил повстанцев в Иерусалиме, но, не желая тратить время на осаду, в связи с назревшими внутренними проблемами в царстве, заключил перемирие, отменяющее антииудейскую религиозную политику. Лисий казнил ярого поборника эллинизации первосвященника Менелая, и поставил на его место умеренного Алкима. Иуда официального признания не получил и Алкиму первосвященником не признал. В 162 году до н. э. на трон Селевкидов взошел Деметрий I. Для наведения порядка в Иудее, он направил туда войско под началом Бакхида, одного из своих лучших военачальников. Иерусалим был взят и над Иудеей назначен наместник Никанор. В 161 году до н. э. Никанор попытался ликвидировать сохранившиеся очаги восстания, однако в сражении близ Бет-Хорона его отряд был разбит, а сам он пал в битве. Повстанцы вновь вошли в Иерусалим. Желая получить сильных союзников, Иуда заключил договор с Римом о нейтралитете и военной взаимопомощи. Однако это ему не помогло: в 160 году до н. э. для наведения порядка в мятежной провинции, в Иудею снова вошли греческие войска под командованием Бакхида. Восставшие были разбиты, Иуда погиб в сражении. После гибели Иуды, его братья, Ионатан и Симон, собрали остатки повстанцев и продолжили тактику партизанской борьбы. Через семь лет, в 153 году до н.э. внутри державы Селевкидов началась гражданская война: Александр I Балас, самозванец, выдававший себя за сына Антиоха IV Эпифана, высадился в Сирии, занял Птолемаиду (современный Акко) и стал готовиться к наступлению на Антиохию. При этом он старался заручиться поддержкой всех недовольных политикой Деметрия. Ионафан поддержал Александра Баласа и взамен получил от него назначение первосвященника Иерусалима и титул «друг царя» (152 год до н. э.). Пост первосвященника стал одним из важнейших политических должностей в Иудее при Хасмонеях. Позднее Ионатан получил от уже ставшего царем (в 150 г. до н. э.) Александра Баласа город Экрон с окрестностями в личное владение (147 год до н. э.) В 145 году до н. э. против Александра Баласа выступил сын Деметрия I-Деметрий II, которого поддерживал царь Египта Птолемей VI. Во главе огромного войска Александр I Балас двинулся в Сирию против нового соперника. Птолемей VI и Деметрий II разбили его и обратили в бегство; в битве Птолемей VI был тяжело ранен и вскоре скончался. Александр бежал в Аравию к царю Набатеи Забдилу. Там его казнили, а голову выслали Птолемею VI. У Александра остался малолетний сын, который был провозглашен Антиохом VI, а регентом при нем стал Диодот Трифон, который продолжил борьбу с Деметрием II. В продолжающейся гражданской войне оба претендента старались набрать себе как можно больше сторонников. Деметрий II пообещал Ионафану включить в состав Иудеи те районы на юге Самарии, в которых евреи составляли большинство. Также была обещана передача Иудее иерусалимской цитадели, однако этот вопрос так и не был решен. Но Ионатан, не удовлетворенный греческим присутствием в Иерусалиме, поддержал Трифона, который за это назначил его брата, Симона, правителем небольшой прибрежной полосы у Средиземного моря, включая порт Яффо. Пользуясь фактическим безвластием, Ионатан начал активно укреплять города Иудеи, установил дружеские отношения со Спартой, а в Рим была послана делегация для возобновления союза, заключенного Иудой. Обеспокоенный этими действиями Трифон заманил к себе Ионатана с двумя сыновьями и оставив их в заложниках, начал военную кампанию против Иудеи. Однако военные действия Симона, вынудили Трифона покинуть Иудею. Ионатан и сыновья были казнены (143 год до н. э.). Во главе маккавеев после гибели Ионафана, стал его брат Симон. Он заключил договор с врагом Трифона, Деметрием II. В 142 году до н. э. Деметрий II заинтересованный в поддержке Иудеи, освободил ее территорию от выплаты дани, что де-факто означало признание ее независимой страной. В 141 году до н. э. Симон собрал в Иерусалиме т. н. «Великий собор», на котором был провозглашен этнархом, первосвященником и главнокомандующим Иудеи с правом заключения международных договоров от своего имени. Эта власть должна была решением собора переходить по наследству потомкам Симона «до того времени, как явится истинный пророк». Политика Симона состояла в укреплении находившихся под его властью городов, поощрением торговли и промыслов, с завоеванных территорий изгонялось греческое население, замещаемое еврейскими поселенцами. Была введена антиселевкидская эра. Симон завоевал гавань Иоппию, захватил стратегически важный Газер, вытеснил из иерусалимской цитадели (Акра) сирийский гарнизон. На престоле Селевкидского царства Деметрия II сменил Антиох VII Сидет. Царь подтвердил статус Симона в качестве вождя Иудеи и признал за Иудеей право на чеканку собственной монеты. Однако он потребовал от Симона вернуть Селевкидской державе захваченные евреями города-Газару и Иоппею или выплатить за них компенсацию в 1 000 талантов. Сначала в Иерусалим прибыл Афинобий, соратник Антиоха, с целью получить эту компенсацию. Симон показал посланцу свои сокровища, а потом предложил ему сумму в 10 раз меньше. Возмущенный Афинобий вернулся к царю. Последний отправил войско во главе с Кендебием, что бы наказать первосвященника и построить крепость Кедрон, однако этот поход окончился неудачей, причина которой доподлинно неизвестна-древние источники говорят о разных причинах. В январе или феврале 134 года до н. э. Симон был умерщвлен во время пиршества своим зятем Птолемеем, наместником Иерихона, который стремился сам стать этнархом Иудеи. Он также убил жену Симона и двух его сыновей. Однако третий сын Симона Йоханан Гиркан, правивший Гезером, уцелел и при поддержке народа добился власти в Иудее. Тем временем Антиох VII, неудовлетворенный действиями Кедрона, решил собственноручно решить вопрос с Иудеей. Его поход по различным источникам датируется по-разному, но однозначно в промежутке между 134 и 130 годами до нашей эры. Сирийская армия во главе с Антиохом разгромила Иудею и начала осаду Иерусалима. Северная сторона города была самой незащищенной, поэтому именно там Антиох приказал построить сто трехэтажных осадных башен и разместил в них по отряду солдат. Кроме этого вокруг Иерусалима был вырыт глубокий и широкий ров. Евреи страдали от ежедневных атак противника и голода, недостаток воды они компенсировали тем, что начали собирать дождевую воду. Вскоре Йоханан Гиркан понял, что не сможет прокормить все население города и приказал оставить в городе лишь боеспособных, а всех остальных приказал выгнать из города, но они не смогли преодолеть укрепления Антиоха и остались под стенами города. Когда настал праздник Суккот, Йоханан смиловался над изгнанными и приказал впустить их в город. Тогда же он предложил недельное перемирие, чтобы евреи могли отпраздновать Суккот. Антиох согласился на перемирие и отправил жертвенных быков с позолоченными рогами и серебряные чаши с благовониями. Евреи были поражены поступком Антиоха, и прозвали его Эвсебом, что переводится с древнегреческого как «Благочестивый». После этого начались мирные переговоры. В итоге евреи сложили оружие, отказались от претензий на города, которые находись за Иудеей, выплатили 500 талантов дани и дали заложников, среди которых был брат Иоанна. В свою очередь Антиох подтвердил все права и привилегии евреев, которые они получили от его предшественников, в том числе и право на чеканку собственных монет. С воцарением Гиркана борьба Хасмонеев за независимость Иудеи от Селевкидов была завершена. Менахем Штерн считает, что залогом победы стала поддержка со стороны народа, который был предан своей культуре и религии и традициям, несмотря на наличие меньшинства элиты, готовой к ассимиляции. Важными факторами в пользу повстанцев была раздробленность и внутренние противоречия в селевкидском государстве, а также поддержка со стороны других государств, в первую очередь Римской республики.