Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«НЕСРАВНЕННАЯ САРА»
(The Incredible Sarah)

Великобритания, 1976, 106 мин., «Reader's Digest Films Ltd.»
Режиссер Ричард Флейшер, сценарист Рут Вольфф
В ролях Гленда Джексон, Даниэль Мэсси, Ивонна Митчелл, Дуглас Вилмер, Дэвид Лэнгтон, Джон Кастл, Саймон Уилльямс

Биографический фильм о великой французской актрисе Саре Бернар (1844-1923), в котором любовные истории перемежаются фрагментами спектаклей, а также эксцентрическими капризами театральной звезды…
Сара Бернар (1844-1923)-французская театральная актриса, которую в начале XX века называли «самой знаменитой актрисой за всю историю». Успеха она добилась на сценах Европы в 1870-х годах, а затем с триумфом гастролировала и в Америке. В ее амплуа были в основном серьезные драматические роли, из-за чего актриса получила прозвище «Божественная Сара». В ее честь назван кратер Бернар на Венере. Сара Бернар родилась 22 октября 1844 года в Париже. Мать Сары-Юдифь Бернар (1821-1876)-происходила из еврейской семьи и была дочерью коммивояжера Морица Баруха Бернхардта и Сары Гирш (1797-1829). С 1835 года Юдифь, ее четыре сестры и брат воспитывались мачехой Сарой Кинсберген (1809-1878).
Отец будущей актрисы остался неизвестен. Иногда им считают Поля Мореля, офицера французского флота (об этом свидетельствуют некоторые официальные документы). По другой версии отцом является Эдуард Бернар, молодой адвокат. До приезда во Францию Юдифь подрабатывала модисткой. Но в Париже она предпочла стать куртизанкой. Приятная внешность, умение со вкусом одеваться обеспечили ей безбедное существование за счет средств состоятельных любовников. Родившаяся дочь мешала Юдифи вести беззаботную жизнь, и поэтому Сара была отправлена в Бретань, где жила с кормилицей до четырех лет. Она могла остаться там еще долго, если бы не произошел несчастный случай: няня оставила Сару одну с мужем-инвалидом, Сара смогла выбраться из своего кресла и подошла слишком близко к камину, платье загорелось. Соседи спасли девочку. Юдифь в это время путешествовала по Европе с очередным покровителем. Ее вызвали к дочери, и она забрала Сару в Париж. Впрочем, вскоре она снова покинула ее, оставив на попечение новой няньки. Вынужденная жить в унылом месте, в мрачном доме, куда привезла ее няня, Сара замкнулась в себе. Но судьба все-таки соединила мать и дочь. Случайная встреча с тетей Розиной, которая была такой же куртизанкой, как и Юдифь, вызывает у девочки нервный припадок, она падает с рук няни и ломает себе руку и ногу. Мать, наконец, забирает ее, и несколько лет уходит на то, чтобы одинокая девочка вспомнила, что такое материнская любовь. Сара не была обучена ни чтению, ни письму, ни счету. Ее отдают в школу Мадам Фрессард, где она проводит два года. Во время пребывания в школе Сара впервые принимает участие в спектаклях. Во время одного из представлений она вдруг видит, как в зал входит ее мать, решившая навестить дочь. С Сарой случается нервный приступ, она забывает весь текст и «страх сцены» с тех пор преследует ее до самых последних дней, даже в период ее мировой славы. Осенью 1853 года Сару отдают на обучение в привилегированную частную школу Грандшамп. Протекцию устраивает очередной поклонник Юдифи, герцог Морни. Подростком Сара была очень худой, постоянно кашляла. Осматривавшие ее доктора предрекали ей скорую смерть от туберкулеза. Сара становится одержима темой смерти. Примерно в это время делаются ее знаменитые фотографии, где она лежит в гробу (гроб ей купила мать после долгих уговоров). Однажды мать по совету близких родственников и друзей решила, что Сару стоит побыстрей выдать замуж. В ответ на уговоры девочка устремляет взор к небесам и патетически заявляет присутствующим, что она отдана Богу и ее участь-монашеские одежды. Герцог Морни по достоинству оценивает эту сцену и рекомендует матери отдать дочь в консерваторию. В это же время Сара впервые попадает на настоящее представление в Комеди Франсэз. После этого судьба ее решена. «Когда занавес медленно поднялся, я почувствовала, что теряю сознание. Можно сказать, в этот момент поднялся занавес моей жизни»-из книги «Моя двойная жизнь». В возрасте 13 лет Сара поступила в драматический класс Высшей национальной консерватории драматического искусства, который она окончила в 1862 году. Несмотря на протекцию, для поступления в консерваторию Саре предстояло выдержать экзамен перед комиссией. Готовясь к нему, она занимается уроками дикции. Ее главным учителем в это время становится Александр Дюма-отец. Гений художественных образов, он учит Сару, как создавать характеры с помощью жестов и голоса. На экзамене все очарованы голосом Сары, и она без проблем поступает в консерваторию, а обучению отдает все силы. На выпускном экзамене она завоевывает второе место. 1 сентября 1862 года Сара Бернар дебютировала в театре «Комеди Франсэз» в спектакле «Ифигения» Жана Расина, исполнив главную роль. Ни один из критиков не разглядел в начинающей актрисе будущую звезду, большинство считало, что скоро имя этой актрисы незаметно исчезнет с афиш. Вскоре из-за конфликта Сара Бернар прекратила сотрудничество с «Комеди Франсэз». Ее возвращение туда состоялось лишь через десять лет. После ухода из театра для Бернар наступают непростые времена. О следующих четырех годах ее жизни мало что известно, за исключением разве того, что в этот период она сменила несколько любовников. Но стать куртизанкой, как ее мать, Сара не захотела. 22 декабря 1864 года у Сары рождается сын, Морис, чьим отцом был Анри, принц де Линь. Вынужденная искать средства для существования и воспитания сына, Сара устраивается в театр Одеон, второй по значимости из парижских театров того времени. После нескольких не слишком удачных ролей критики замечают ее в Короле Лире, где она играет Корделию. Следующий успех приходит с ролью в пьесе «Кин, или Гений и беспутство» Дюма-отца, который остался весьма доволен игрой своей протеже. В 1869 году актриса исполняет роль менестреля Занетто в «Прохожем» Франсуа Коппе, после чего успех усилился. Триумфальной стала для нее роль Королевы в «Рюи Блазе» Виктора Гюго, которую она сыграла в 1872 году. Работала в театрах «Комеди Франсез», «Жимназ», «Порт-Сен-Мартен», «Одеон». В 1893 году приобрела театр «Ренессанс», в 1898 году театр «Насьон» на площади Шатле, который получил название Театра Сары Бернар. Многие выдающиеся деятели театра, например К. С. Станиславский, считали искусство Бернар образцом технического совершенства. Однако виртуозное мастерство, изощренная техника, художественный вкус сочетались у Бернар, по некоторым отзывам, с нарочитой эффектностью, некоторой искусственностью игры. Многие выдающиеся современники, в частности, А. П. Чехов, И. С. Тургенев, А. С. Суворин и Т. Л. Щепкина-Куперник, отрицали наличие у актрисы таланта, который подменялся предельно отточенной и механистической техникой игры. Столь крупный успех скептики объясняли усиленным вниманием, которое Бернар уделяла пресса, более касавшимся ее личной жизни, чем собственно театра, а также необычайно раздуваемым ажиотажем перед представлениями. Среди лучших ролей Бернар: донья Соль («Эрнани» Гюго), Маргарита Готье («Дама с камелиями» Дюма-сына), Теодора (одноименная пьеса Сарду), принцесса Греза, герцог Рейхштадтский (в одноименной пьесе и «Орленке» Ростана), Гамлет (одноименная трагедия Шекспира), Лорензаччо (одноименная пьеса Мюссе). С 1880-х гг. Бернар гастролировала во многих странах Европы и Америки. Выступала в России (1881, 1892, 1908-09) в стенах Михайловского театра, в Москве, а также Киеве, Одессе и Харькове.
Во время гастролей 1905 года в Рио-де-Жанейро актриса повредила правую ногу, что усугубило детскую травму и привело к мучительным болям в колене. В 1915 году актриса настояла на ампутации ноги чуть выше колена. Но, несмотря на увечье, Сара Бернар не оставила сценическую деятельность. В годы Первой мировой войны выступала на фронте. В 1914 году была награждена орденом Почетного легиона. В 1922 году оставила сценическую деятельность. Актриса умерла 26 марта 1923 года в Париже в возрасте 78 лет от уремии после отказа почек. Она похоронена на кладбище Пер-Лашез.
Портреты Сары Бернар писали Бастьен-Лепаж, Болдини, Гандара и другие художники, ее многократно фотографировал Надар. Для Марселя Пруста Сара Бернар послужила прототипом актрисы Берма в цикле романов «В поисках утраченного времени». Жорж Клерен вошел в историю как любимый портретист Сары Бернар, с которой он был связан долгой дружбой. Им создано свыше ста портретов Сары Бернар в различных ролях, сыгранных актрисой на сцене. Наиболее известен портрет Бернар в роли Офелии, которую она сыграла в 1886 году, а также знаменитый портрет актрисы в розовом платье, сделавшийся хрестоматийным. Альфонс Муха писал рекламные плакаты к ее выступлениям. Д. Марелл написал о Саре Бернар пьесу «Смех лангусты». Сара Бернар удостоена звезды на Голливудской аллее славы за вклад и развитие киноиндустрии. Сара Бернар также сама занималась живописью на любительском уровне. В Государственном Эрмитаже хранится одна из ее работ-«Старуха с книгой», датированная 1878 годом.