Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«НЕТЕРПИМОСТЬ»
(Intolerance: Love's Struggle Throughout the Ages)

США, 1916, 163 мин., ч/б, немой, «Triangle Film Corporation/Wark Producing»
Режиссер и сценарист Дэвид Уарк Гриффит, сценаристы Хетти Грей Бейкер и Тод Браунинг
В ролях Лилиан Гиш, Мэй Марш, Роберт Харрон, Вера Льюис, Сэм Де Грасс, Мэри Олден, Перл Элмор, Элеонора Вашингтон

Фильм-один из этапных в развитии мирового киноискусства. Это сложная сюжетная конструкция из четырех перемежающихся новелл, показывавших четыре различные эпохи. В ленте, снятой с грандиозным постановочным размахом, был затронут широкий круг философских и моральных проблем. Нетерпимость трактована как зло, отравляющее жизнь во все времена и у всех народов. Обратившись к огромному историческому и мифологическому материалу, Гриффит использовал при его воплощении необычные для того времени кинематографические средства и приемы, определившие новаторское значение фильма…
Режиссер показал 4 эпохи: древнюю Иудею (в пылу религиозной нетерпимости фарисеи распяли Христа), Вавилон (борясь за власть, жрецы предали царя Валтасара), Францию (1572, борьба между католиками и гугенотами вызвала резню в ночь св. Варфоломея), наши дни (1914, вражда чуть не приводит к смертной казни невинного человека). Гриффит строит действие своего фильма единовременно, свободно переходя от Вавилона к современности и обратно, а не в хронологическом порядке. Части связываются в единое целое образом женщины, укачивающей ребенка, и строками из Уолта Уитмена: «И вечно будет колыбель качаться, Плетя времен связующую нить, Воспев и радости, и горькое страданье»…
«Эти разные истории сперва потекут, подобно четырем потокам, на которые смотришь с вершины горы. Вначале эти четыре потока побегут отдельно, плавно и спокойно. Но чем дальше будут они бежать, тем все больше и больше будут сближаться, тем быстрее будет их течение, и, наконец, в последнем акте они сольются в единый поток взволнованной эмоции».
Вавилонии угрожает персидский царь Кир, однако царь Валтасар больше занят своей царицей, чем делами государственными. Своенравную девушку с гор собственный брат пытается выдать замуж. Но на смотринах ее никто не хочет, даже за деньги. В этот момент появляется Валтасар и дает ей «Право» выйти замуж за кого она захочет. Девушка дает обет хранить верность Валтасару. Она отвергает ухаживания придворного поэта Рапсода и верховного жреца Баала. Верховный жрец, желая установить культ нового божества, ведет борьбу со сторонниками религиозной терпимости Набонидусом. Прибегая к помощи Рапсода, верховный жрец ведет переговоры с Киром. В итоге Кир идет на осаду Вавилона. Валтасар, отразив натиск, приказывает устроить пир. Жрец предупреждает Кира, что надзор ослаблен. Рапсод проговорился о предательстве девушке с гор. Она хочет предупредить Валтасара, но слишком поздно. Персы проникают в покои Валтасара. Валтасар и его возлюбленная-царица кончают жизни самоубийством. Сестра промышленника Дженкинса на пышном балу просит своего брата о поддержке пуританской организации. По приказу заработная плата была снижена на 10 %. Начинается всеобщая забастовка. Среди бастующих-юноша. Войска подавляют забаставку. Девушка и юноша покидают рабочий поселок и переселяются в город. Юноша занимается грабежом и становится сутенером. Отец девушки умирает, и она выходит замуж за юношу. Он начинает вести честную жизнь, но его банда подставляет его, и он несправедливо арестован. За время отбывания наказания у его жены родился ребенок. Но пуритане вместе с сестрой Дженкинса похитили его. Мать обращается к главарю бывшей банды своего мужа. Вечером главарь банды («мушкетер трущоб») проникает в комнату женщины, а его любовница в это время следит за ним. Главарь хочет изнасиловать девушку, но этому мешает освободившийся из тюрьмы муж. Любовница главаря, пользуясь случаем, убивает своего любовника из револьвера, а затем подбрасывает револьвер в комнату. Юноша поднимает его, приходит полиция, и его обвиняют в убийстве. Девушка присутствует на процессе мужа. Его приговаривают к смертной казни через повешенье. Девушка в отчаянии, вместе с офицером полиции, который ей верит, бежит к губернатору просить о помиловании. Но он только что уехал. Настоящая убийца, терзаемая совестью, признается во всем молодой супруге осужденного. Жена юноши и убийца в гоночном автомобиле мчатся за поездом. Тем временем в тюрьме приговоренный готовится к смерти, принимает последнее причастие. Его ведут на эшафот, стоящий во дворе. Автомобиль догнал поезд, губернатор подписывает помилование, бумага привозится в тюрьму в тот миг, когда палач набрасывает петлю на шею невинно осужденного. Несправедливый закон побежден-муж, жена и ребенок наконец вместе. Герои этой истории-юная пара гугенотов, девушка по прозвищу Карие Глазки и ее возлюбленный Проспер Латур. Накануне Варфоломеевской ночи они заключили помолвку. Наутро начинается резня. Католики врываются в дом, убита мать девушки, ее маленькую сестру выбрасывают из колыбели: тема колыбели «вечной матери» красной нитью проходит через весь фильм. Солдат-наемник, который уже давно поглядывал на девушку, хватает ее и пытается утащить в спальню. Она сопротивляется, и в борьбе он пронзает ее мечом. Проспер пытается спасти возлюбленную, но приходит слишком поздно: он находит смертельно раненую девушку на полу. С трупом невесты он выбегает на улицу и молит солдат короля застрелить его…
Включает сцены «Иисус среди фарисеев», «Брак в Канне», «Пира Валтасара». Завершается сценой распятия Христа на Голгофе. Момент является ключевым для понимания миссионерского замысла фильма. Только после завершения сюжетной линии про жизнь и страдания Христа, оканчивающейся сценой распятия-искупления грехов человечества-завершается и основная «американская» сюжетная линия. Лежащая на поверхности идея-американская демократия, помноженная на технические и социальные достижения (гоночные автомобили, телефон, система правосудия) позволяет завершить фильм хэппи-эндом, предотвратить гибель невиновного в преступлении. Новейшее достижение техники-кинематограф-также неявно противопоставляется классическим миссионерским усилиям по «исправлению нравов», показанным в фильме сатирически, как гораздо более эффективный способ распространения идей толерантности и изменения убеждений. Более глубокий замысел «Нетерпимости»-избавление от страданий для всех людей, обусловленное искупительной жертвой Христа. Этой теме посвящена концовка фильма (сияющий крест, ангелы, мир во всем мире). Таким образом, Гриффит одним из первых предпринимает попытку донесения христианских ценностей и мировоззрения новейшими для того времени средствами. Американскую демократию, помноженную на новейшую технику, он считает решением вековых проблем человечества и шагом вперед в воплощении христианских ценностей. Чтобы усилить эту идею, он завершает фильм революционным для того времени хэппи-эндом. В финале с помощью впервые примененного перекрестного монтажа показаны завершения всех сюжетных линий: Христа ведут на Голгофу. Влюбленная в Валтасара девушка спешит предупредить его об измене жрецов, но все они погибают. Гугенот не спасает свою возлюбленную. Жена рабочего мчится на автомобиле с приказом губернатора о помиловании ее мужа. Только в последней сюжетной линии все завершается благополучно. Фильм заканчивается эпилогом, состоящим из эпизодов, снятых общим планом.
В эпилоге Гриффит показывает в ярких кадрах Армагеддона грядущих времен, развязывающего мировую войну, а также бомбардировку Нью-Йорка, низвержение последних мировых тиранов, уничтожение тюрем и всех орудий угнетения, освобождение всех людей и всех наций от всех видов порабощения, начало всеобщего мира на основах всеобщей любви и, как бы венец всему,-апокалипсическое видение, сопровождаемое субтитром: «И истинная любовь принесет нам вечный мир». Общая стоимость производства фильма «Нетерпимость», считая и производство картины «Мать и закон», достигла 1750 тысяч долларов. Дополнительные расходы на рекламу и на распространение фильма равны 250 тысячам. Таким образом, картина обошлась в 2 миллиона долларов. Фильм был создан в ответ на критику, которая обрушилась на предыдущий фильм Гриффита, «Рождение нации», из-за его явного расистского содержания. Еще на стадии монтажа «Рождения нации» Гриффит приступил к съемкам нового фильма «Мать и закон». Темой для сценария фильма, позже ставшего основой эпизода «Нетерпимости», послужил судебный процесс-дело Стилоу-и отчет «Федерал индастриэл комишн» о забастовке, в результате которой, по свидетельству Льюиса Джекобса, по приказу владельца химического предприятия было расстреляно 19 рабочих. В начале 1915 года фильм «Мать и закон» был завершен, но его выход на экраны задерживался. Жорж Садуль называет 2 возможные причины: Гриффит собирался дополнить фильм или финансисты «Трайэнгла» боялись беспорядков, которые могли возникнуть по причине «некоторого социального вольнодумства фильма». Съемки «Нетерпимости» начались летом 1915 года при финансовой поддержке фирмы «Уорк компани», основным учредителем которой был Гриффит. Фильм состоял из четырех эпизодов: «Мать и закон», «Жизнь и страдания Христа», «Варфоломеевская ночь» и «Падение Вавилона». Дешевле других обошелся эпизод «Мать и закон». Основным являлся «Вавилонский эпизод», требовавший огромных расходов. Жорж Садуль указывает следующие суммы: $650 000-пиршество Валтасара, что, по мнению Садуля, дороже, чем подлинное библейское пиршество; $96 000-статисты (около 16 тыс. человек); $7 000-наряд царицы; более $1 000-мантия царицы; $20 000-кордебалет; $360 000-платья напрокат; $300 000-строительные материалы. Гриффит поручал съемку каждой сцены «Вавилонского эпизода» большому числу операторов. Съемки велись одновременно с разных углов площадки, снимая таким образом в разных ракурсах и в разном темпе. «Трэвеллинг» в «Вавилонском эпизоде» осуществлялся с помощью привязного воздушного шара. Такой метод съемки и впоследствии редко повторялся. Гриффит называл свой фильм «солнечной драмой», так как он редко вел съемки при искусственном свете. На части фундамента «вавилонских декораций» были построены павильоны студии «Уолт Дисней». Для съемок «Варфоломеевской ночи» был воспроизведен целый квартал старого Парижа. На съемки эпизода было потрачено $250 000, в них участвовало 2 500 статистов. Эпизод «Страсти Христовы» обошелся создателям в $300 000, для него было приглашено 3 500 статистов. Данный эпизод в основном строится на общих планах. Воссозданием храмов Галилеи и другими декорациями занимался Фрэнк Уортмен. Постановка сцены свадьбы проходила согласно еврейским традициям, при участии раввина Майерса. Для статистов были организованы гигантские кухни, и суповые миски циркулировали в вагонетках по узкоколейке системы Декавилля. В завершенном фильме было почти 14 катушек, то есть около 4, 1 тыс. метров. Это значит, что Гриффит использовал лишь один метр из 30 метров заснятой пленки. Почти совсем декорации к фильму разрушили в 1930-32 годы, но некоторые превратились в дома. В конце августа 1916 года нью-йоркская пресса опубликовала размером в полстраницы анонсы о предстоящей премьере «Нетерпимости», которая была названа «колоссальным спектаклем, блистательным зрелищем эпохи». Премьера состоялась вечером во вторник 5 сентября 1916 года в Liberty Theatre в Нью-Йорке. На премьеру пришли сотни знаменитых деятелей искусства, работников театра и кино. Из-за большого количества людей сеанс, который обычно начинался в 8 часов, смог начаться только к 9 часам. Во время показа делалось два антракта. Демонстрация картины окончилась только в час ночи. Проецирование оригинальной копии потребовало 3 часа 35 минут. Сборы за первый месяц превысили четырехнедельный сбор «Рождения нации» в этом же театре. Рабочее название картины было-«Мать и закон». В течение более чем пяти лет Д. У. Гриффит лично занимался этим фильмом. Прибавляя к своей современной истории события минувших лет, Гриффит целиком отстраняется от всех старых, пришедших из театра концепций. Исследовательская работа для разработки этих древних эпизодов была проведена коллективом экспертов, работавших три или четыре года для того, чтобы снабдить Гриффита материалом объемом в шесть томов, в которых они собрали самые новейшие открытия в этой области. В Англии премьера состоялась 7 апреля 1917 года в театре «Дрюри Лейн», предварительно фильм показали королевскому семейству и Георгу V в Букингемском дворце. На премьеру пришли Ллойд Джордж, Уинстон Черчилль, лорд Бивербрук, Герберт Джордж Уэллс. Фильм не оправдал надежд постановщика и провалился в прокате. Несмотря на такую широкую рекламу, «Нетерпимость» потерпела колоссальный коммерческий крах. Фильм пять месяцев продержался на экране кинотеатра «Либерти» (половину срока исключительного проката «Рождения нации»). В Англии «Нетерпимости» не удалось получить двух месяцев исключительного проката. Невзирая на желания режиссера, прокатчики (особенно за границей) разделили фильм на несколько серий и показывали их в хронологическом порядке. Нигде, кроме премьеры на экране «Либерти», фильм не имел успеха. Ключевые факторы, способствовавшие неудаче, по мнению Садуля: фильм был слишком длинен, в сценарии было много промахов; соперники в американской кинематографии; вступление США в войну. Гриффит решил использовать примеры, взятые из истории, для того чтобы взволновать широкие круги публики, часто посещающей кино, драматизмом, основанным на абстрактном принципе…Но зрители пришли на «Нетерпимость» как раз в достаточном количестве, чтобы узнать, что они совсем ничего не понимают в этой истории. Те, для кого создается произведение искусства, требующее самой большой аудитории, оказались перед лицом почти алгебраического кинообразчика. Все кончилось конфузом. Как отнестись к нелепой мысли, считать судебную ошибку примером нетерпимости в наши дни? В данном случае имеет место лишь несчастье человека…Случай с судебной ошибкой доведен до абсурда, и это удивляет зрителей, которые хотят лишь одного-развлечения. Получилось сочетание «четырех разных историй», а не сплав четырех явлений в однообразное обобщение…формальная неудача их слияния в единый образ Нетерпимости есть лишь отражение ошибочности тематической и идейной…Секрет здесь не профессионально-технический, но идеологически-мыслительный. По мнению Сергея Комарова, ряд сцен и эпизодов «Нетерпимости» буквально повторяет «Кабирию» Джованни Пастроне, а именно статуи слонов, воздевших хоботы в центральной декорации вавилонского эпизода. О влиянии Пастроне на Гриффита говорили также Монтесанти и Беллуккио. Об очевидности влияния «Кабирии» на Гриффита, а также о заимствовании «формы повествования» и «манеры беспрерывной смены мест действия»писал и Жорж Садуль. Сам Гриффит заявлял, что он даже не видел этого фильма. Интересно, что Пастроне очень враждебно относился к любому плагиату. Так, во избежание заимствований он даже построил ложные декорации «Кабирии». Однако несмотря на это, слоны были заимствованы еще до Гриффита и появились в фильме «Саламбо». Гриффит был совершенно влюблен в этих слонов. Он хотел, чтобы по такому слону стояло на каждой из восьми колонн дворца Валтасара. Я стал рыться в моих книгах. «Я извиняюсь, я не нахожу никакого оправдания для этих слонов. Меня не волнует, что там нарисовал Доре или какой-нибудь другой иллюстратор Библии. Я не вижу причин, чтобы ставить здесь этих слонов. Во-первых, в этой стране слоны не водились. Они могли о них знать, но я не нашел ни одной ссылки на это». В конце концов, этот парень Уэйлс (глава созданного исследовательского отдела фирмы «Трайенгл») где-то отыскал комментарий по поводу слонов на стенах Вавилона, и Гриффит в восторге буквально ухватился за него, очень уж он хотел этих слонов. Михаил Ямпольский утверждает, у вавилонских декораций есть еще один изобразительный источник-картина английского живописца Джона Мартина «Пир Валтасара» (1820). Хенсон указывает на то, что Гриффит хорошо знал эту картину, так как ее репродукция имелась в альбоме изобразительных материалов, собранных им для фильма. В картине, как и в фильме Гриффита, есть огромные колонны, но увенчанные не слонами, а змеями. Интересно, что режиссер заменяет змей именно слонами, так как слоны традиционно считаются антагонистами змей. В 1831 году X. С. Силоуз создал гравюру «Разрушение Вавилонской башни», которая является явным подражанием Джону Мартину. Но в гравюре Сизлоу появляются четыре скульптуры слона. Главная художественная особенность фильма в том, что в нем затронуты и проиллюстрированы классические христианско-библейские темы, изложенные новым средством-языком кинематографа. Режиссером предпринята достаточно смелая и решительная попытка найти способ решения вековых проблем человечества в современном ему времени и обществе. Важным является то, что в качестве иллюстраций своей главной идеи наряду с драматическими событиями прошлого и библейскими сценами он выбрал также и сюжетную линию, актуальную и хорошо понятную основной массе зрителей-американцев, для которых фильм, прежде всего, создавался. Все художественные, технические, сюжетные и другие, даже не очень значительные, особенности фильма (вплоть до стиля оформления титров, слегка напоминающего Библию) невозможно правильно понять и оценить, если не учитывать общий миссионерский замысел фильма. Режиссер внес множество революционных инноваций, оставшихся навсегда в арсенале кинематографа, именно в попытке создать некий грандиозный кинематографический собор, все составные элементы которого подчинены единому общему замыслу. В начале «Нетерпимости» эти четыре истории действительно звучат почти эпически, так как между «главами», еще четко отделенными одна от другой, сохраняется относительное равновесие. Но, начиная с середины, темп действия ускоряется, ритм становится более прерывистым и все эпизоды, все эпохи словно сливаются воедино-в преследование, подчиняясь излюбленному приему Гриффита-«спасения в последнюю минуту». Всеволод Пудовкин отметил выразительность крупных планов; глубокое понимание роли детали; умелое использование композиции кадра для подчеркивания психологического состояния героев; грандиозную масштабность постановки; разнообразие в применении средств съемочной техники-наезды, наплывы, затемнения и, наконец, совершенное чувство ритма в монтажных построениях. Важным техническим новаторством в фильме было то, что все четыре сюжета из разных эпох и разных стран развертывались не отдельно, а одновременно. Монтажные склейки между эпизодами, переносящие зрителей из эпохи в эпоху разбиты титрами, оформленными как разворот старинной книги-фолианта. В наши дни своеобразно выглядят научные сноски на некоторых титрах-кто именно воссоздал брачный обряд в древнем Вавилоне, согласно монографии какого ученого отснята та или иная сцена. В современном понимании происходит некое смешение художественного и научно-популярного жанра. Традиционный финал хэппи-энд, перекочевавший затем из американского кинематографа во все прочие, начался именно с фильмов Гриффита. Первоначально его даже назвали «счастливое гриффитовское спасение в последний момент». До Гриффита хорошим тоном считалось снимать не просто драмы, а именно трагедии. Главный герой должен был непременно погибнуть в финале, зрители шли в кино, заранее этого ожидая, как сейчас многие ждут традиционный хэппи-энд. «Нетерпимость» стала одним из первых фильмов, где основная (наиболее актуальная для американских зрителей) сюжетная линия завершается счастливо. Это новаторское для того времени художественное решение усилило фильм, позволило донести до зрителя миссионерский замысел режиссера и сделало фильм классикой мирового кинематографа. Монтаж, использованный как творческий метод, как стилистический прием и почти как мировоззрение-сущность «Нетерпимости». Большая насыщенность кадров почти исключает движение аппарата. Несколько «трэвеллингов» в первой части фильма подчеркивают значительность декораций. Монтаж поглотил такое огромное количество пленки оттого, что Гриффит, набросав литературный сценарий, вел съемки без рабочего сценария. Первоначально Гриффит хотел поставить «Нетерпимость» в 80 частях и выпускать ее сериями. Однако для осуществления такого проекта он не нашел достаточных денежных средств. Фильм получился в 14 частях, что было по тем временам также необычайным явлением. Фильм имел сложную структуру, сложную систему монтажа. Для своего времени «Нетерпимость» была новаторским фильмом, опередившим по многим показателям дух времени. Современники не могли дать ему правильную оценку. Гриффит стал основоположником нового подхода к монтажу фильмов. Такой, казалось бы, чисто технический прием, как монтажная склейка, был использован им для фундаментального изменения представления об экранном времени и месте действия. Максимум, на что осмеливались режиссеры до Гриффита-это внутриэпизодный монтаж (укрупнение плана для фиксации мимики героев) или монтаж нескольких последовательных эпизодов. Гриффит первым вышел за эти рамки, использовав монтаж для перехода в другие сюжеты, места действия, временныые эпохи. В начале фильма каждый такой переход сопровождается текстовым комментарием, оформленным как страница из книги-фолианта, помогающим зрителю осознать и приготовиться к переходу в новое пространственно-временное измерение. По мере ускорения развития событий во всех сюжетных линиях в конце фильма Гриффит переходит к прямой монтажной склейке между разнородными эпизодами. Новаторство привело к огромному перерасходу пленки (1:30), а также к тому, что зрители фильм не поняли, и он оказался провальным в коммерческом отношении. Однако фильм вошел в историю, по сути став одним из первых художественных фильмов в современном понимании. «Нетерпимость», вместе с фильмом «Кабирия», является предвестником жанра пеплум. Сесиль Блаунт де Милль восстановил и использовал «вавилонские декорации» для своих «Десяти заповедей». В 1958 году в Брюсселе в рамках Всемирной выставки бельгийская синематика провела опрос среди ведущих киноведов мира для определения «двенадцати лучших фильмов всех времен и народов». В почетный список по праву вошла и «Нетерпимость» Дэвида Гриффита. «Похищение ребенка»-шедевр, оказавший своим сюжетом и стилем глубокое влияние на последующую эволюцию кино. Из этого эпизода выходит другой знаменитый эпизод: похищение «малыша» дамами из «благотворительного общества» в фильме «Ребенок» (1920). Странно, что часто не обращают внимания на этот явный долг Чаплина Гриффиту. Гриффит представляет собой прошлое киноискусства, хотя никто не оказывает чести киноискусству признанием за ним права иметь свое прошлое…Д. У. Гриффит увлечен деталями, однако он избегает сухости. И все же иные кадры «Сердец мира» суховаты…«Нетерпимость» ритмичнее. Симфония ширится, нарастает в едином порыве, распадается, преображается от богатства деталей; она безупречна. Ритм картины изумителен. Именно он и превращает «Нетерпимость» в настоящее произведение искусства, а Гриффита-в художника…Он, если угодно-первое вступление к киноискусству, Инс-второе. В «Нетерпимости» он уже вводит ту синтетическую концепцию монтажа, из которой советское кино сделает крайние выводы и которая в конце немого периода получит, хоть и не в столь абсолютном выражении, повсеместное признание. Только 10 лет спустя постановка фильма «Бен Гур» по размаху превзошла «Нетерпимость». Но съемки этого фильма, частично сделанные в Италии, завершились в Голливуде и гонорары статистам и кинозвездам были гораздо выше, чем при постановке «Нетерпимости»-фильма без кинозвезд.
Вероятно, из-за обиды на тех, кто счел расовую тему в фильме «Рождение нации» неуместной, Д. У. Гриффит начал борьбу с цензурой в киноиндустрии. Более конкретно идеи были сформулированы в брошюре «Преимущества и недостатки свободы слова в Америке», вышедшей во время демонстрации картины «Нетерпимость». В фильме четыре сюжетные линии, посвященные различным периодам истории и объединенные одной темой: «Любовь-борьба через века». Фильм включает сюжеты из жизни Иисуса; сказание о древнем Вавилоне, правителя которого предали за его неприятие религиозного сектантства; историю об истреблении французских протестантов в день св. Варфоломея и современную историю о молодом человеке, несправедливо обвиненном в убийстве своего товарища и помилованном губернатором в последний момент благодаря своей возлюбленной. Гриффит положил в основу главный прием-перекрестный монтаж, который комбинировал разновременные сцены в непрерывно нарастающем темпе. Такое новаторское решение не привлекло большое количество зрителей. К тому же их пугала продолжительность картины (более трех часов). Гриффит мог бы вложить в картину более 2 млн. долларов, но за все время своего существования по кассовым сборам фильм не приблизился бы к этой цифре, даже когда после переделки было выпущено два отдельных фильма: «Падение Вавилона» и «Мать и Закон». На воссоздание исторической обстановки не жалели средств. Невероятных размеров декорации для вавилонской истории долгое время были достоянием Голливуда, массовка состояла из 3000 статистов. По существу, все основные расходы были связаны с дорогостоящими костюмами и массовыми сценами французской истории. Гриффит сам написал сложный сценарий, работу над которым продолжал и во время съемок. Актерский состав великолепно справился со своими ролями. Больше всех запоминаются Констанс Толмедж в роли девушки из партии монтаньяров, влюбленной в принца Валтазара в вавилонской истории, Мэй Марш и Бобби Херен в роли влюбленных в современной истории. Как и в «Рождении нации», Гриффит использует структуру викторианской мелодрамы. Нетерпимость рассматривается через призму трагической любви, эмоциональностью и пафосностью которой пронизаны сюжеты картины. В вавилонской истории Валтазар и его возлюбленная Аттарея кончают жизнь самоубийством, но не попадают в плен к победителю Сайрусу Персидскому, а во французской истории молодой паре, он-католик, а она-протестантка, не удается спастись от резни Варфоломеевской ночи. «Нетерпимость»-это памятник таланту Гриффита за его сценарий, режиссуру, монтаж; это шедевр широкомасштабного фильма, который так и не удалось превзойти. Он оказал большее влияние на новый советский кинематограф Сергея Эйзенштейна, нежели на соотечественников Гриффита.