Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«Я-СЕМИРАМИДА»
(Io Semiramide)

Италия, 1963, 101 мин., «Apo Film/Globe Films International»
Режиссер и сценарист Примо Зеглио, сценаристы Феде Арно и Альберто Либерати
В ролях Ивонн Фюрно, Джон Эриксон, Ренцо Риччи, Нино Ди Наполи, Джанни Риццо, Джон Барта, Марио Лаурентино

Коварная куртизанка Семирамида, фаворитка царя Минурте, мечтает свергнуть своего покровителя и самой воцариться на троне Ассирии. Для достижения своей цели она разрабатывает хитроумный план и вступает в сговор со своим возлюбленным, пленным дарданийским царем Киром…
Семирамида-в аккадской и древнеармянской мифологиях легендарная царица Ассирии, супруга легендарного царя Нина, убившая его хитростью и завладевшая властью. Историческим прообразом Семирамиды является реальная ассирийская царица Новоассирийского периода Шаммурамат (812-803 гг. до н. э.)-вавилонянка по происхождению, жена Шамши-Адада V и мать Адад-нирари III (в малолетство которого была регентшей), известная фактически лишь тем, что правила единолично, что является чрезвычайно редким явлением в странах древнего мира. Под ее влиянием в Ассирии был введен культ бога Набу, статуи которого были найдены в Кальху, с надписью повелевавшей не признавать никакого другого бога. Это делалось, вероятно, для более тесного сплочения державы. Шаммурамат вела войны главным образом против Мидии и Манны. Даже когда Адад-нирари III стал править самостоятельно, Шаммурамат продолжала играть заметную роль и появляться вместе с именем царя на статуях бога Набу и в надписях Белтарсиилимы, наместника Кальху. На обелиске из Ашшура приведена ее титулатура: «Стела в честь Шаммурамат, царицы Шамши-Адада, царя вселенной, царя Ассирии; матери Адада-Нирари, царя вселенной, царя Ассирии; невестки Салманасара, царя четырех сторон света». С именем Семирамиды традиционно связывают одно из «семи чудес света»-«висячие сады Семирамиды», предположительно построенные в Вавилоне Навуходоносором II (605-562 до н. э.) для дочери мидийского царя Киаксара Амитис, скучавшей по гористой родине. Согласно альтернативной версии, оригинальные висячие сады могли находиться в Ниневии, столице Ассирийского царства, и были построены в начале VII века до н. э. Диодор Сицилийский в «Исторической библиотеке» и Филострат в «Жизни Аполлония Тианского» также приписывали ей строительство соединявшего две части Вавилона тоннеля под Евфратом, который на деле был предположительно создан еще в XXII веке до н. э. В то время как большинство авторов XIX-XX веков, начиная с теолога Джорджа Роулинсона и ряда востоковедов, считали Семирамиду несомненно основанной на Шаммурамат, французский ассириолог Франсуа Ленорман указывал, что на нее были перенесены элементы месопотамской мифологии. В образ Шамирам-Семирамиды вплелись также черты некоторых богинь, в частности-аккадской богини любви Иштар. О Шамирам-Семирамиде в древности существовало множество мифов и легенд, часть которых дошла до нас в трудах древнегреческих авторов Ктесия, Диодора, Плутарха. Геродот мельком называет Семирамиду как одну из двух цариц, правивших Вавилонией, наряду с «царствовавшей через пять поколений» Нитокрис (которой приписывает постройки Навуходоносора II). По данным Ктесия, Семирамида происходила из Дамаска, а согласно Диодору, она родилась близ Ашкелона в Палестине. Оба сходятся на том, что Семирамида-дочь богини Деркето и некоего сирийца (или дочь Деркета), вскормленная и воспитанная голубями, затем ее воспитал царский пастух Сима, который и дал ей имя, означающее «голубка». Она сделалась женой правителя Сирии Оннея (либо была наложницей царского раба), родила от Оннея двух сыновей (Гиапата и Гидаспа) и вместе с мужем захватила Бактры. По преданию, во время осады она посоветовала супругу штурмовать город стены в наиболее уязвимых местах укреплений, где бактрийцы сосредоточили своих защитников, лишь для отвлечения их внимания, а основную часть войска направить на наименее охраняемые наивысшие точки городских стен. Затем она стала женой ассирийского царя Нина, отнявшего ее у подчиненного ему Оннея и доведшего этим последнего до самоубийства, а после смерти Нина села на ниневийский престол. Согласно Динону, муж разрешил ей пять дней править Азией, и она приказала страже убить его. Древние авторы приписывают ей основание (или восстановление) Вавилона, а также постройки еще в ряде городов, включая дворцы Экбатаны в Мидии и Тушпу в Армении, из-за чего и в средневековье древнюю урартскую столицу называли Шамирамкерт и считали летней резиденцией царицы. Согласно предположению отдельных историков, это могло быть результатом переноса на нее городского канала и других сооружений времен непосредственного современника исторической Шаммурамат-царя Урарту Менуа. Некоторые античные источники возводят к ней не только все ассиро-вавилонские памятники, но и персидские, и восточносредиземноморские, и анатолийские-и даже египетские пирамиды, не говоря уже о висячих садах и путях сообщения через горные страны. Даже Бехистунскую надпись хорошо известного грекам Дария I живший всего столетие спустя при дворе его праправнука Ктесий считал созданной Семирамидой.
Ей же приписываются походы и завоевания до самой Индии, Эфиопии и оазиса Амона в Ливийской пустыне, призванные объяснить, почему ее именем назывались объекты от Кавказа до Аравийского полуострова. Утверждали также, что на ее изображениях она часто была запечатлена верхом на лошади. Среди прочего, утверждалось, что она совершила поход на Индию, увлеченная перспективой подчинить себе самый многочисленный в мире индийский народ, хотя тот не давал никаких поводов для войны. Диодор сообщает фантастические сведения насчет численности ее войска-одних лишь пехотинцев якобы было 3 миллиона, конницы 200 тысяч, колесниц 100 тысяч. Кроме того, зная о боевых слонах индийцев, она приказала ремесленникам изготовить множество муляжей этих животных из шкур 300 тысяч черных быков, набив чучела соломой поместив в них по человеку, управляющему верблюдом. Однако она была разбита царем индов Стабробатом, который заманил ее после пересечения реки Инд в ловушку и ранил ее стрелой в руку и копьем в спину, заставив спешно отступать; и потеряла две трети войска. Также воевала с сирийцами. Сыновья Оннея составили против нее заговор с помощью Сатибара, желая убить Ниния-младшего, но она разоблачила их. Диодор сообщает, что ее сын Ниний вступил против нее в заговор с евнухом (примечательно, что Аммиан Марцеллин называет ее изобретательницей оскопления). Рассказывали, что она улетала в виде голубя, когда Ниний стал покушаться на ее жизнь, поскольку ранее в оазисе Сива она получила от оракула Амона в ответ на вопрос о своей кончине пророчество, что она падет от руки сына или же что в таком случае она покинет людей и будет обожествлена многими народами Азии. По другим версиям, она все же была им убита. Много говорили о ее любовных делах. Согласно Орозию, она вступила в инцестуальную любовную связь со своим сыном. Согласно Юбе, она была влюблена в коня и, потеряв коня, бросилась в погребальный костер. В общей сложности она правила 42 года.
На насыпи Семирамиды располагался город Тианы (Каппадокия). О ее гробнице упоминает Плутарх. По Евгемеру, это жена Бела, тождественная Гере. Во всем этом можно видеть сочетания неверно понятых мифов Иштар с воспоминаниями об ассирийском периоде, олицетворенном в Семирамиде. Последнее объясняется, может быть, тем, что Ктесий писал по мидийским источникам. Мидяне познакомились с ассиро-вавилонской культурой в царствование Рамман-Нирари III, женатого на вавилонской царевне Саммурамати, и, вероятно, соединили с именем царицы, занимавшей исключительное в истории Ассирии положение, представление о поразившей их, тогда еще находившихся в примитивном состоянии, цивилизации и государственности. Сказания Ктесия оказали, по-видимому, существенное влияние на соответствующий рассказ о Шамирам у Мовсеса Хоренаци. Однако последний сохранил для нас также элементы армянских сказаний о Шамирам, сложившихся в самой Армении и связывающих ее деятельность с сооружением города Ван, канала, подводящего к нему питьевую воду, и, главное, с армянским царем Арой Прекрасным. Возможно, в лице Ары выступает древнеармянское божество умирающей и воскресающей природы, подобные которому существовали у многих народов мира. Согласно древнеармянским источникам, Шамирам, наслышанная о красоте армянского царя, отправила ему послание, в котором просила стать своим мужем и взойти на царство, стремясь объединить две державы. Однако вернувшиеся послы передали царице унизивший ее отказ армянского царя. Шамирам воспылала ненавистью к Аре, собрала войско и напала на Армению. Несмотря на приказ взять Ару живым, ассирийцы смертельно ранили его в кровопролитном сражении у склона горы, называвшейся Араи-лер (гора Ара). На том же месте, согласно преданию, впоследствии было основано село, называемое Араи-гюх (село Ара). Шамирам послала за телом Ары мародеров, которые принесли умиравшего царя в ее шатер. Там же он и скончался. Семирамида велела жрецу Мирасу воскресить царя, и тот, положив тело на вершине горы Аменпркич, стал вызывать собакоголовых духов-аралезов, которые оживляли умиравших воинов, зализывая им раны. Ара, несмотря на это, умер, и Шамирам, сбросив его тело в яму, пустила слух о том, что воскресила царя. Роль Ары исполнил один из любовников царицы. Армяне поверили ее словам и прекратили боевые действия, после чего Семирамида покинула Армению, поверив словам Мираса, будто дух Ара взят богами на Кавказские горы и оттуда перенесется в Вавилон к покорившей его сердце царице. Легенда об оживлении бога связана с холмом возле села Лецк (близ города Ван). Семирамида фигурирует как персонаж ряда произведений позднейшего искусства, например, ее упоминает «Божественная комедия» Данте.
Петр Коместор в «Схоластической истории» (1173) приписывает Семирамиде изобретение штанов. Кальдерон де ла Барка посвятил ей пьесу «Дочь воздуха», Вольтер-трагедию «Семирамида», а целый ряд композиторов (Йозеф Мысливечек, Джоаккино Россини, Отторино Респиги, Доменико Чимароза, Маркуш Португал, Джакомо Мейербер) написали одноименные оперы (в XVIII веке, например, пользовались популярностью либретто Апостоло Дзено «Семирамида», 1725, и Пьетро Метастазио «Узнанная Семирамида», 1729). Первый фильм о ней сняли во Франции в 1910 году. «Семирамидой Севера» называли датскую королеву Маргариту I и российскую императрицу Екатерину II (Вольтер). Пресвитерианский проповедник Александр Хислоп в своем антикатолическом памфлете 1853 года «Два Вавилона» считал ее основательницей политеизма, называя ее мужем Нимрода, а сыном-Таммуза, которых тоже рассматривал как реально существовавших исторических персонажей. Более того, в своей теории заговора он приписывал им основание католической церкви и ассоциировал Семирамиду с Вавилонской блудницей, несмотря на отсутствие каких-либо библейских тому подтверждений. Эти представления до сих пор имеют хождение в кругах некоторых евангельских протестантов и конспирологов, включая Дэвида Айка, отводящего Семирамиде важную роль в установлении «власти рептилоидов» над человечеством. В честь Семирамиды назван астероид, открытый в 1906 году.
Шаммурамат-царица Ассирии приблизительно в 811-805 годах до н. э. Жена Шамши-Адада V и мать Адад-нирари III. В малолетство Адад-нирари III была регентом. Шаммурамат была вавилонянкой и под ее влиянием в Ассирии был введен культ бога Набу. Статуи этого бога были найдены в Кальху с надписью, повелевавшей не признавать никакого другого бога. Это делалось, вероятно, для более тесного сплочения державы. Шаммурамат вела войны главным образом против Мидии и Манны. С 805 года до н. э. Адад-нирари III стал править самостоятельно. Однако и в дальнейшем Шаммурамат продолжала играть большую роль. Это видно из того, что она названа вместе с царем в надписях Белтарсиилимы, наместника Кальху и на статуях бога Набу. В античную литературу Шаммурамат вошла под именем Семирамиды, с которой связывались «висячие сады»-одно из «семи чудес света», и которой приписывались чудесные похождения. Правила Шаммурамат 5 лет.