Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«ЧЕРТОПОЛОХ»
(Ironweed)

США, 1987, 143 мин., «Home Box Office/Keith Barish Productions/TAFT Entertainment Pictures»
Режиссер и сценарист Эктор Бабенко по Уилльяму Кеннеди
В ролях Джек Николсон, Мерил Стрип, Кэролл Бейкер, Майкл О’Киф, Фред Гвинн, Дайан Венора, Маргарет Уиттон

Действие происходит в США во времена великой депрессии-в течение нескольких дней в канун Дня всех святых 1938 года. Фрэнсис Фелан в прошлом известный бейсболист, ныне бомж и алкоголик. Фрэнсис возвращается в Олбани, откуда он когда-то сбежал. Двадцать лет тому назад его обеспеченную жизнь прервала трагедия. Сначала во время забастовки Фрэнсис убил человека и позже он, будучи пьяным, стал причиной смерти своего новорожденного сына. В Олбани Фрэнсис находит свою бывшую любовницу, бывшую певицу, ныне такую же опустившуюся, безнадежно больную женщину Хелен Арчер. Их приютила благотворительная ночлежка, которую содержит Реверенд Честер. Фрэнсис вместе с другим бродягой Руди подрабатывает на кладбище, где роет могилы. В один из вечеров после порции спиртного его и Хелен посещают видения. Фрэнсиса преследует мертвый ребенок и другие люди, в чьей смерти он повинен. Фрэнсис находит свою бывшую супругу Энн и пытается наладить с ней контакт. Его уже взрослые сын и дочь против воссоединения. Прошлого не вернуть и все бесполезно-они с Энн расстаются. Концовка картины трагична. В конце фильма Хелен умирает. Бдительные горожане избивают и выгоняют бомжей из города. Опустошенный Фрэнсис покидает город в товарном вагоне…
Картина рассказывает драматическую историю об отверженном человеке, бездомном алкоголике. Действие фильма происходит в период Великой американской депрессии. В родной город Олбани, штат Нью-Йорк, возвращается герой картины-Джек Филэн, опустившийся бродяга. Спустя 20 лет он вновь мучается воспоминаниями о трагическом и нелепом убийстве, совершенным им в юности, о крушении семейной жизни и смерти своего новорожденного ребенка. Раскаяние не позволяет герою воспользоваться прощением жены и возможностью вернуться к нормальной жизни. Он «чертополох», он привык к жизни «на дне» и предпочитает страдать и странствовать в одиночестве…
Материалом для фильма послужила известная книга Уилльяма Кеннеди, получившая Пулитцеровскую премию в 1984 году. Книгой заинтересовался бразильский режиссер Эктор Бабенко и совместно с Кеннеди они написали сценарий. После того, как идея понравилась и Джеку Николсону, независимые продюсеры Кейт Бэриш и Марсиа Насатир согласились выделить бюджет и начать производство. Фильм снимали там же, где и происходят события-в Олбани. Мэрил Стрип, которая жила неподалеку, возвращалась после съемок домой. Николсон, который набрал немного лишнего веса после «Иствикских ведьм», сгонял его прямо в ходе работы над картиной. Съемки прошли летом 1987 года и заняли около 17 недель. Технически наиболее сложной стала сцена забастовки, в ходе которой пришлось воссоздать исторический вид города начала XX века и высыпать несколько сот тонн мусора на улицы города. Картина была выпущена к Рождеству 1987 года и провалилась в прокате едва окупив один только гонорар Джека Николсона (5 млн. долларов). Вознаграждение Мэрил Стип оказалось примерно в два раза меньше. После того, как она узнала, сколько получил за картину ее партнер, возмущению Мэрил не было предела. Она даже начала кампанию за уравнивание в размерах вознаграждения за фильм актеров и актрис. Картина получила в целом весьма прохладные отзывы. Критики нашли фильм не совсем цельным, а идею книги-не донесенной до экрана без потерь. Джанет Маслин отозвалась о сюжете как о «скелете» без плоти. По мнению Шейлы Бенсон картина словно разбита на отдельные плохо связанные эпизоды. Довольно странным был выпуск картины в прокат накануне Рождества-социально сложная тематика картины совершенно этому не соответствовала, и кассовый провал был закономерен. Дэйв Кер назвал попытку воссоздать трущобы Олбани «диснейлендом для попрошаек», а в одеждах нищих подозрительно заметна рука костюмера. Актерская игра в картине оказалась на уровне, но она не спасает картину. Номинации на высокие премии вполне заслужены. Николсон попросту не может играть плохо, как отметил Керр, но этого недостаточно. Мэрил Стрип весьма убедительно создает образ алкоголички и прекрасно играет голосом, однако все возможности дарования Мэрил не опираются на сценарий, который не дает им полностью раскрыться. Роджер Эберт впрочем достаточно высоко оценил «Чертополох», сравнив его с вышедшей примерно в одно время картиной «Пьянь», отдельно отметив актерскую игру. По его мнению, экранное противостояние Джека Николсона и Кэрол Бейкер как раз придало картине некоторую законченность ближе к развязке. При бюджете в 27 миллионов долларов картина в прокате США собрала 7, 5 миллионов.