Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«СОЛНЦЕ ЖЕЛТОЕ»
(Jaune le soleil)

Франция, 1971, 95 мин., ч/б, «Albina Productions S.a.r.l.»
Режиссер и сценарист Маргарита Дюрас
В ролях Кэтрин Селлерс, Сами Фрей, Дионис Масколо, Дюрка, Майкл Лонсдейл, Жерар Десарт

Рабочий по имени Дэвид обвиняется в убийстве еврея из-за принадлежавших ему собак…
Мишель Фуко, согласно переписке с Маргерит Дюрас, был потрясен этим фильмом. «Свет солнца желтый» снят по роману «Абан, Сабана, Давид», посвященному первому мужу писательницы Роберу Антельму и Морису Бланшо, с которым Дюрас советовалась при написании сценария. Этих фактов уже достаточно, чтобы заинтересоваться фильмом. Но скажем немного больше. До недавнего времени он был недоступен для всякого зрителя. Не выходил ни на видеокассетах, ни на цифровых носителях. Меж тем лента «Свет солнца желтый» заслуживает повсеместного и пристального внимания. Как в романе, так и в фильме Дюрас воссоздает некий условный город, напоминающий об Аушвице или о Праге весны 1968 года. Дюрас говорит о времени коммунизма и диктатуры. О четких правилах жизни социалистического пространства и тех, кто в этом пространстве прижиться не смог, кто в рамках мировоззрения однотипного, неосмысленного всегда оказывается нежелательным, лишним, подлежащим уничтожению. Фильм отчасти продолжает идеи, прозвучавшие в снятой двумя годами ранее ленте «Разрушать, говорит она», из которой главные герои даже унаследовали свои имена в первоначальной версии текста. Однако по прошествии некоторого времени они получают имена, вызывающие более богатые исторические ассоциации: Давид и Абан (Авраам, Абба Эвен). Мы видим перед собой постоянного скитальца, еврея, Вечного жида, которого приказано расстрелять. Дело в том, что он мыслит совсем не так, как принято. Единственный выход для него-свобода. В чем же она заключается-в неприятии всего, в безумии? Отталкиваясь от конкретных фактов, от существующих режимов, Дюрас поднимается на такую высоту универсального обобщения, что сами факты остаются уже где-то позади, а герои и зрители-наедине с самими собой и вопросом: какая система ценностей окажется правильной? Может, убийцам следует пойти по пути, который открыла для них жертва?
Маргерит Дюрас в каждом фильме создает определенное пространство, которое соответствует идее, словам и движениям персонажей. «Свет солнца желтый»-не исключение: режиссер создала шахматную доску, расставила на ней фигуры, но не объяснила правил игры. Но игра началась-игра в жизнь, безумие и смерть. «Свет солнца желтый»-фильм-допрос. Не разговор и не беседа-допрос. Зрителю ничего сразу не дается, ему приходится постепенно понимать все самому, как понимают это персонажи фильма Давид и Сабана. Нужно слушать заданные вопросы-и постигать. Удивительная актерская игра-точнее, жизнь Голосов, циркуляция Вопросов и Ответов. Фильм гипнотизирует, нужно быть осторожным при просмотре, чтобы, войдя в транс и живя синкопированным ритмом фраз, не задохнуться от их смысла, который вырубает жестоко и нещадно. Обморок смысла, в сотый раз односложный ответ-да или нет-и понимание.