Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«ВЗЛЕТНАЯ ПОЛОСА»
(La jetee)

Франция, 1962, 28 мин., ч/б, «Argos Films/Radio-Television Francaise»
Режиссер и сценарист Крис Маркер
В ролях Этьен Беккер, Элен Шателен, Жан Негрони, Андре Генрих, Жак Леду, Давос Ханич, Пьер Жоффруа, Жак Браншу

Фильм открывает торжественная литургия Петра Гончарова «Кресту Твоему» в исполнении хора Александро-Невского собора. После термоядерного удара Третьей мировой войны оставшиеся в живых парижане живут в подземных катакомбах Парижа. Они предпринимают попытки путешествий во времени в надежде найти в будущем потомков и заполучить от них еду, медикаменты и энергетические установки «во имя того, чтобы прошлое и будущее помогли настоящему». Главный герой, являясь заключенным, вынужден согласиться на путешествие во времени. Его постоянно преследует эпизод его детства, в котором он становится свидетелем убийства в терминале аэропорта Орли. Этот эпизод используется при путешествии во времени. Путешественника забрасывают все дальше и дальше в прошлое. Путешественник встречается и разговаривает с женщиной, которая была вместе с убитым. После успешного путешествия в прошлое экспериментаторы забрасывают главного героя в будущее. В будущем он встречается с людьми возродившегося общества. По возвращении в настоящее героя приговаривают к смерти, но люди будущего предлагают перенести его в будущее и присоединиться к ним. Он отказывается, прося вернуть его в прошлое, в терминал аэропорта Орли. Попав назад в прошлое, он понимает, что убитый человек, которого он видел в детстве-он сам, и что он увидел собственную смерть со стороны…
«Взлетная полоса»-единственный игровой фильм знаменитого документалиста Криса Маркера и один из первых фильмов о субъективно переживаемых путешествиях во времени. Кинокритики сравнивают его с рассказами Борхеса и «Прошлым летом в Мариенбаде» напарника Маркера по документальным проектам 1950-х годов, Алена Ресне. На протяжении всего своего творческого пути прустианцы Маркер и Ресне оставались зачарованы всесилием и в то же время несовершенством памяти. Фотомонтажная техника фильма, кажется, отражает импрессионистическую природу памяти, из фрагментов которой субъект составляет осмысленный визуальный образ. В одной из сцен возлюбленная главного героя вглядывается в камеру-и вдруг внезапно моргает. Утонченный и в то же время безотказно шокирующий фильм, «Взлетная полоса» блистательно подрывает правила создания кино, заставляя зрителей пересмотреть свои установки относительно не только кино, но и времени, памяти и того, как нами воспринимается действительность. В фильме основной музыкальной темой является музыка литургической песни Кресту Твоему, автор которой Петр Гончаров. По предположению Джима Хобермана, «Взлетная полоса» стала первым фильмом, порожденным чарами классического фильма Альфреда Хичкока «Головокружение», где главный герой навязчиво и с роковыми для себя последствиями пытается воссоздать мгновение заветной психической травмы. В статье 1966 года Джеймс Баллард привел «Взлетную полосу» в качестве примера успешной кинофантастики. Единственная движущаяся сцена с моргающей девушкой была процитирована Ридли Скоттом в культовом фильме «Бегущий по лезвию» (1982). Нарративный прием и сюжет «Взлетной полосы», вплоть до отсылок к «Головокружению» Хичкока, взяли за основу сценаристы фильма «12 обезьян» (1995), хотя режиссер последнего Терри Гиллиам в интервью английскому кинокритику Иэну Кристи утверждает, что сам он не видел фильм Маркера, а только просматривал изданную книгу фотографий из «Взлетной полосы», не читая сопровождающий их закадровый текст.