Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«КТО ХОЧЕТ УБИТЬ ДЖЕССИ?»
(Kdo chce zabit Jessii?)

Чехословакия, 1966, 80 мин., ч/б, «Ceskoslovensky Statni Film/Filmove studio Barrandov»
Режиссер и сценарист Вацлав Ворличек, сценарист Милош Макурек, композитор Сватоплук Гавелка
В ролях Дана Медричка, Иржи Совак, Ольга Шоберова, Юрай Висны, Карел Эффа, Владимир Менсик

Немолодая супружеская пара научных сотрудников, как обычно по четвергам, ложатся спать вместе. Она только что блестяще защитила новейший препарат по коррекции сновидений, а он озабочен созданием устройства для поднятий тяжелых грузов, идею которого он случайно находит в комиксе с очаровательной блондинкой Джесси на обложке. Мысли о гравитационной перчатке, описанной в комиксе, и о ее обладательнице Джесси не покидают его и во сне. Заметив это, супруга подключает к нему прибор трансляции снов, а обнаружив на экране ту самую блондинку, решает опробовать на муже новоиспеченный препарат. Однако, как обнаружилось, у него есть побочный эффект-материализация сновидений…
Хороший фильм. Интересно, что американцы планировали снять ремейк с Джеком Леммоном и Ширли Маклейн в главных ролях, но советская оккупация Чехословакии в 1968 году положила конец этим планам. После успеха этого фильма сценарист Милош Макурек написал похожий сценарий для фильма «Четырех убийств достаточно, дорогая» (1971). На международном кинофестивале в Локарно картина удостоилась специального упоминания. На кинофестивале на Фарерских островах картина номинировалась на Гран-при.
Из журнала «Искусство кино». Этот фильм получил «Золотой Астероид» на фестивале научно-фантастических фильмов в Триесте и потому требует к себе отношения серьезного. С другой же стороны он требует к себе отношения несерьезного, комического, ибо задуман как комедия, выполнен как комедия. Впрочем, по порядку: кто хочет убить Джесси и кто вообще эта Джесси, из-за которой загорелся кинематографический сыр-бор? Ответ напрашивается сразу: никто нс хочет. Во-первых, поди убей эту полуодетую красотку, пока она нарисована, а потом, когда она оживет и окажется в своем отлично продуманном неглиже на улицах Праги, убивать ее и вовсе не захочется-так она хороша и беззащитна, несмотря на чудодейственную анти-гравитационную рукавицу, которую столь злодейски порываются отнять у нее чрезвычайно широкоплечий «Супермен» и чрезвычайно узколицый «Пистолетчик». Начинается все с того, что добропорядочный профессор Беранек зачитался журналом «Мир техники», на обложке которого, научного отдыха для, печатается комикс о похождениях красавицы Джесси с ее чудодейственной рукавицей. Понятное дело, профессору тут же захотелось изобрести аналогичную рукавицу во славу отечественной науки, и он берет журналы домой, задумывается, засыпает и, разумеется, видит во сне Джесси. Все бы ничего, если бы супруга Беранека тоже не была профессором и даже руководителем специальной лаборатории «Сомниологии», каковая наука изучает возможность материализации сновидений, затаенных мечтаний и прочей идеалистической чепухи, порой встречающейся еще в нашей действительности. Естественно, что мадам экспериментирует, и естественно, что на собственном супруге. Естественно, что, увидев на экране «сомниографа» своего супруга в объятиях Джесси, пани Беранкова вводит в его бесчувственное тело солидную дозу «сомниоэликсира», долженствующего превратить приятное сновидение в кошмар, а прелестную соперницу-в ничто. Однако доза оказывается слишком сильной-Джесси и ее преследователи неожиданно материализуются. Рушатся стены. Супермен качается на люстре, подобно Тарзану, Пистолетчик палит в белый свет, как в копеечку, спящие пражане нежданно просыпаются в дымной и шумной атмосфере Дикого Запада, полиция гонится за нарушителями спокойствия, мадам профессор вновь норовит дематериализовать слишком материальную Джесси, уже успевшую ответить взаимностью на пылкое чувство Беранека. Полиция идет по следу, Беранек и Джесси на скамье подсудимых. Между делом мадам успела влюбиться в Супермена и, чтобы не расставаться с ним до самой смерти, отправляется за своим мускулистым возлюбленным в нарисованный мир комиксов. Здесь, как и во многих комедийных предприятиях последних лет, комедия пытается выйти за пределы давным-давно очерченного круга гэгов, ситуаций, характеров, пытается обновиться, шагнув в самые неожиданные области человеческого воображения. Ворличек не скрывает этого: «столкновение выдуманных героев серийного комикса с рядовыми смертными содержит оригинальные, еще не обыгранные комедийные возможности». Замысел не так уж плох. Плохо другое: унылые и просто не слишком изобретательные перипетии его живых героев так и не сталкиваются с нарисованным миром комикса. То есть сталкиваются в самом прямом, чисто зрительном смысле. Подчеркнуто банальны и герои самого комикса. Интересно могло бы быть действительное столкновение этих банальностей, а его-то и нет в картине. Потому-то ее нельзя отнести ни к фильмам фантастическим, ибо рукавички и сомниограф-лишь повод для забавы, ни к комедиям, ибо комического конфликта в ней нет.