Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«КИН-ДЗА-ДЗА»

СССР, 1986, 135 мин., «Мосфильм»
Режиссер и сценарист Георгий Данелия, композитор Гия Канчели
В ролях Станислав Любшин, Евгений Леонов, Юрий Яковлев, Ольга Машная, Леван Габриадзе, Лев Перфилов

Два обыкновенных советских человека, молодой скрипач-грузин и дядя Вова случайно оказываются на другой планете, когда нажимают не ту кнопку странного механизма в руке необычного инопланетянина. Это планета Плюк в созвездии Кин-Дза-Дза. Ее поверхностью оказывается выжженная пустыня, а обитателями-грязные, одетые в лохмотья инопланетяне. Тем не менее, они могут разговаривать, правда, используя очень ограниченный набор слов, а также понимать чужие мысли. Вся загвоздка планеты в том, что в техническом отношении она ушла намного дальше Земли, но в социальном плане находится на первобытном уровне. Жители планеты делятся на две разные группы: чатланинов (хороших) и пацаков (плохих). Денежным эквивалентом здесь оказываются обыкновенные земные спички. Итак, скрипачу и дяде Вове предстоит нелегкий путь, полный опасностей и приключений, чтобы вернуться на родную Землю…
Картина снималась два с половиной года. Снимали в Каракумах в самую жару. Съемочный процесс был очень трудным. К 12 часам дня все почему-то начинали ссориться. Оказывается, в Каракумах с двенадцати до двух никто не работает, в это время происходят какие-то излучения, вредные для нервной системы. Костюмы создавались на ходу из подручных средств. Так, например, на Леонове-ботинки из картины «Легенда о Тиле», матросские брюки, майка с ворсом, которую покрасили, а потом прожгли в ней дыры. Летчики подарили списанные летные костюмы и каркас от бандажа промежности из брюк-это и есть головной убор Леонова. Из этих же костюмов вытаскивали разные пружинки и навешивали их на шеи и головы героям. В картине на планете Плюк все ржавое. А в Каракумах с этим-одно удовольствие! Там работают нефтяники и бросают ненужное оборудование. Рядом-военный аэродром, и тоже все выбрасывают. В фильме состоялся актерский дебют Левана Габриадзе-сына сценариста. По сценарию его герой-грузинский парень-вез не уксус, а чачу. Они и на Альфу-то вместо Земли попали потому, что перепили и слегка промахнулись. Эпизод уже был снят, но тут как раз развернулась антиалкогольная кампания. Пришлось многое срочно менять. Вылетали целые эпизоды. Чачу заменили на уксус, потому что за чачу по тем временам давали 5 лет! Что касается экзотического языка, то придумывался он на самом деле достаточно просто. Скажем-«пепелац». «Пепел» по-грузински-бабочка. «Пацак»-это и кацо, и пацан, и кацап-все вместе. «Эцилопп»-это полицейский, если читать наоборот. А с главным словом «ку» неожиданно возникли осложнения. Однажды Георгию Данелия принесли газету, и там крупно набрано жирным шрифтом: «К. У. Черненко». И по всей газете: «КУ Черненко…КУ Черненко…». Что делать? Надо срочно менять! Но, пока думали, чем заменить «ку», бояться уже стало нечего, генсек умер. Съемки оказались труднейшими. Пески, пески, бесконечные перелеты-на три дня прилетали, улетали, потом опять на три дня. Это довольно сложно и для здоровья, и для творчества. Сценарий переписывался каждую ночь. В ролях приезжали со съемки в гостиницу, Данелия и Габриадзе запирались в номере и переписывали текст. А текст, который актеры уже выучили, оказывался совершенно противоположным тому, что они написали за ночь. У Георгия Данелии в это время произошла трагедия в личной жизни. Он был в прострации, снимал очень немного. Были очень печальные съемки, хотя это называлось комедией. Сценарий, кому ни давали читать, никто ни черта не понял! Министр кино Камшалов лишь четверть сценария осилил. Сказал: «Если б не имя Данелии, я бы эту фигню сразу выкинул!». Но добро на съемки дал: привык, что у режиссера часто в сценарии одно, а на экране другое. Лишь предупредил: «Чтоб без антисоветчины, впрочем, я ее все равно вырежу». Тут он ошибся: фильм вышел в совсем иное время, при другом министре. Картина снималась о вымышленной планете, где жители технически посильнее землян, зато нравственно-полный швах! Режиссер подал это с юмором, но сейчас фильм смотреть уже страшно: сбывается предсказанное в нем. В России есть чатлане, есть пацаки, которых метят колокольчиками и загоняют в клетки. Европа для русских, Москва для кавказцев-та же Альфа: или пошли вон, или «превратим в кактусы». Словарный запас уменьшился, скоро останутся только «ку» и «кю». В сценарии Данелия и Габриадзе все настолько похоже на нашу жизнь, на весь маразм, который нас окружает, на всю эту затхлость и ужас, с этими власть имущими, купающимися в бассейнах, когда у народа нет воды. Американцев, когда они увидели фильм, больше всего поразила дешевизна специальных эффектов. Еще на предварительных стадиях режиссер решил, что не будет повторять то, что уже было во многих фильмах-все эти суперсовременные летательные аппараты и прочие атрибуты будущего. Раз уж на планете Плюк все загнивает, то и это все должно быть жуткое, ржавое. Как вы понимаете, в российских условиях этого добиться не так трудно. На премьере в Доме кино фильм полностью провалился. Пошли письма возмущенных зрителей с вопросами типа: куда смотрит правительство, на что тратятся народные деньги, кто позволяет хорошим артистам сниматься в такой ерунде, как не стыдно режиссеру морочить голову советскому народу. С композитором Гией Канчели режиссер специально добивался очень противного звука в фонограмме фильма-чтобы как бритвой по стеклу, чтобы мурашки шли по телу и чувство отвращения поднималось в душе. Но сейчас, когда звучит музыка к фильму, отвращения нет. Может быть, потому что в реальной жизни все гораздо ужаснее? Леван Габриадзе живет сейчас в Чехии. На кинофестивале «Fantasporto» картина номинировалась на Гран-при и получила приз зрительских симпатий. Картина удостоилась российского приза «Ника» за лучшую музыку и звук.