Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«КЛИМТ»
(Klimt)

Великобритания-Австрия-Германия-Франция, 2006, 131 мин., «Osterreichisches Filminstitut/Filmfonds Wien/Eurimages»
Режиссер и сценарист Рауль Руис, сценаристы Жильбер Адаир и Герберт Веселы, сценарист Хорхе Арриагада
В ролях Джон Малкович, Вероника Феррес, Стивен Диллейн, Сафрон Бэрроуз, Николай Кински, Сандра Чекарелли

Рассказ о жизни и творчестве австрийского художника Густава Климта, основоположника модерна в австрийской живописи. Климт родился в 19 веке, когда в живописи и оформлении была сильна академическая традиция. В 1897 он стал одним из основателей независимого от Академии художеств отделения, в 1903 году создал «Венские мастерские», которые внесли заметный вклад в развитие австрийского художественного искусства. Прекрасный портретист, мастер орнаментально-красочных пейзажей, декоративных работ, Климт всегда был художником-новатором. Путь к успеху был трудным, цикл аллегорических панно Климта для университета был не понят и со скандалом отвергнут заказчиком. Символические картины, проникнутые драматическим эротизмом, вызывали шок у зрителя…
Густав Климт (1862-1918)-широко известный австрийский художник, основоположник модерна в австрийской живописи. Главным предметом его живописи было женское тело, и большинство его работ отличает откровенный эротизм. Густав Климт родился в венском предместье Баумгартен в семье художника-гравера и ювелира Эрнеста Климта, был вторым из семи детей. Отец Климта был выходцем из Богемии и гравером по золоту. Мать, Анна Климт, пыталась, но не смогла стать музыкантом. Большую часть своего детства Климт провел в бедности, так как экономическая ситуация в стране была тяжелой, и его родители не имели постоянной работы. Все трое сыновей Эрнеста Климта стали художниками. Первое время Густав учился рисовать у отца, а затем с 1876 года-в венском художественно-ремесленном училище при Австрийском музее искусства и промышленности, в которое в 1877 году поступил и его брат Эрнст. Густав Климт обучался там до 1883 года и специализировался на архитектурной живописи. Образцом для него в этот период был художник исторического жанра Ганс Макарт. В отличие от многих других молодых художников, Климт согласился с принципами консервативного академического образования. С 1880 года Густав, его брат Эрнст и их друг художник Франц Мач работали вместе, украшая фресками театры в Райхенберге, Риеке и Карловых Варах. В 1885 году они работали над оформлением венского здания «Бургтеатра» и Художественно-исторического музея. В 1888 году Климт получил награду от императора Франца Иосифа «Золотой крест» за заслуги в искусстве. Он стал также почетным членом Мюнхенского и Венского университетов. В 1892 году отец и брат Эрнст умерли, и на Густава легла финансовая ответственность за семью. Кроме того, эти события наложили отпечаток на его художественные взгляды, и в скором времени он начал развивать глубоко индивидуальный стиль. В начале 90-х годов девятнадцатого века художник встретил Эмилию Флеге, которая, несмотря на его отношения с другими женщинами, оставалась его спутницей до конца дней. Климт в 1897 году стал одним из основателей и президентом Венского сецессиона и журнала «Ver Sacrum», издаваемого группой. Он оставался в группе до 1908 года. Изначально целями сецессиона были устройство выставок для молодых художников, пишущих в необычном стиле, привлечение лучших работ зарубежных художников в Вену, и популяризация работ членов группы путем издания журнала. У группы не было манифеста, и она не пыталась выработать единый стиль: в ней сосуществовали натуралисты, реалисты и символисты. Правительство поддержало их усилия и сдало им в аренду участок городской земли для постройки выставочного зала. Символом группы была Афина Паллада, символ правосудия, мудрости и искусства. С начала 90-х годов Климт ежегодно отдыхал вместе с семьей Флеге на озере Аттерзе и написал там множество пейзажей. Пейзажный жанр был единственной нефигуративной живописью, интересовавшей Климта. В 1894 году Климт получил заказ на создание трех картин для украшения потолка большого актового зала главного здания Венского университета. Аллегорические картины «Философия», «Медицина» и «Юриспруденция» были закончены к 1900 году. Их резко критиковали за тематику, которую называли порнографической. Климт преобразил традиционные аллегории и символы в новый язык, с большим ударением на эротику, и потому более раздражающий консервативных зрителей. Недовольство высказывали все круги-политические, эстетические и религиозные. В результате картины не были выставлены в главном здании университета. Это был последний публичный заказ, который художник согласился выполнить. После этого картины приобрел меценат Август Ледерер. В 30-е годы двадцатого века нацистские власти национализировали ледереровскую коллекцию работ Климта. В конце войны эти работы перевезли во дворец Иммерхоф, но в 1945 году в эту местность вошли союзнические силы, и отступающие войска СС подожгли замок. Картины погибли. Все, что сегодня имеется-это разрозненные предварительные наброски, черно-белые снимки трех картин плохого качества и одна цветная фотография Гигеи из «Медицины». Ее сверкающие золотые и красные краски дают представление о том, сколь мощно выглядели эти три утраченных произведения искусства. Картиной «Обнаженная истина» (1899) Климт продолжил вызов общественности. Обнаженная рыжая женщина держит зеркало истины, над которым помещена цитата из Шиллера: «Если ты не можешь твоими делами и твоим искусством понравиться всем, понравься немногим. Нравиться многим-зло». В 1902 году Климт завершил Бетховенский фриз для 14-й выставки сецессиона. Фриз представлял собой часть памятника композитору и содержал также монументальную раскрашенную скульптуру работы Макса Клингера. Фриз предназначался только для выставки и был выполнен непосредственно на стене нестойкими материалами. После выставки фриз был сохранен, хотя и не выставлялся больше до 1986 года. «Золотой период» творчества Климта отмечен позитивной реакцией критики и является самым успешным для художника. Название периода происходит от позолоты, использованной во многих работах художника, начиная с «Дворца Афины» (1898) и «Юдифи» (1901), но наиболее известной его работой этого периода является «Поцелуй» (1907-08). Золотой фон и символика, близкая византийской, восходят к мозаикам Венеции и Равенны, увиденным Климтом во время путешествия по Италии. В это же время он увлекся декоративным искусством в стиле ар-нуво. В 1904 году он с группой художников получил заказ на отделку дворца Стокле, принадлежавшего бельгийскому промышленнику Адольфу Стокле и ставшему одним из известнейших памятников ар-нуво. Климту принадлежат детали украшений столовой, которые он сам относил к своим лучшим декоративным произведениям. Между 1907 и 1909 годами Климт выполнил пять портретов женщин, одетых в меха. Климт вел довольно простой образ жизни, работал в собственном доме, посвящал все время живописи и семье, и не состоял в дружеских отношениях с другими художниками. Он был достаточно знаменит для того, чтобы получать много частных заказов, и имел возможности выбирать из них то, что было ему интересно. Как и Роден, Климт использовал мифологию и аллегорию для маскировки своей глубоко эротической натуры, и его рисунки часто выдают чисто сексуальный интерес к женщинам. Как правило, его модели соглашались позировать в любых сколь угодно эротических положениях. Многие из них были проститутками. Климт очень мало писал о своем видении искусства или своих методах. Он не вел дневника и посылал Флеге открытки. Густав Климт никогда не был женат, но у него были многочисленные романы. Ему приписывают от трех до сорока внебрачных детей. По мнению биографов, в его наиболее длительных и близких отношениях с женщинами секс, возможно, вообще отсутствовал. Климт познакомился с Эмилией Флеге в начале 90-х годов девятнадцатого века, когда ее сестра Хелен вышла замуж за Эрнста, брата художника. После смерти Эрнста Хелен вернулась в родительский дом вместе с дочкой, опекуном которой был назначен Густав. В 1904 году три сестры Флеге основали дом моды и стали ведущими венскими кутюрье. Адаптируя парижскую моду к местным вкусам и создавая собственные модели, сестры одевали самых элегантных и богатых женщин Австрии. Климт внес свой вклад в модели Флеге и помог декорировать зал для демонстраций. Постепенно Эмилия и Густав стали неразлучны-по крайней мере, в делах. Многие биографы и эксперты сомневаются в том, что у них был роман. Эмилия гордилась своей современностью, в личной жизни никто ей был не указ, и Климт, вероятно, относился к ней как к равной ему личности. Они были настолько близки, что последними словами сраженного инсультом Климта были: «Пошлите за Эмилией». В 1911 году картина Климта «Жизнь и смерть» получила приз на Всемирной выставке в Риме. В 1915 году умерла его мать. 6 февраля 1918 года Густав Климт умер в Вене от пневмонии, перенеся перед этим инсульт. Он был похоронен на Хитцингском кладбище в Вене. Множество картин остались незаконченными. В качестве объектов изображения Климт предпочитал женщин. Если в его картине оказывался мужчина, то его лицо обычно скрыто или спрятано. Так, например, в «Поцелуе», самой прославленной работе художника, мужчина склонился над женщиной, и его лицо повернуто прочь от зрителя, когда он прижимается губами к ее щеке. Женщина, наклонив голову под неестественно прямым углом, кажется, теряет сознание в его объятиях. Обе фигуры, одетые в золото, стоят на коленях среди цветов. Многие современные критики критикуют манеру Климта изображать женщин как пассивный объект мужского желания. Они отмечают, что мужчина в «Поцелуе» доминирует над женщиной, вынужденной жаться к нему в поисках опоры. С 1910 года Климт начал отходить от перегруженного декоративностью стиля. На портрете Адели Блох-Бауэр, написанном в 1912 году, экстравагантного золота уже нет. Теперь Климту важнее цвет: облаченная в белое Адель изображена на фоне синих, зеленых и розовых цветовых пятен. Но Климту не хватило времени выработать новый стиль-разразилась Первая мировая война, а 6 февраля 1918 года он умер. На международном кинофестивале в Москве картина номинировалась на Гран-при, а получила специальный приз.