Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«ГНЕВ АХИЛЛА»
(L'ira di Achille)

Италия, 1962, 120 мин., «Uneurop Film»
Режиссер Мариино Джиролами по Гомеру, сценарист Джино Де Сантис
В ролях Гордон Митчелл, Жак Бержерак, Эннио Джиролами, Кристина Джаони, Глория Милланд, Эдит Питерс, Эрминио Спалла

На десятый год троянской войны в ахейском лагере начались раздоры. Ахилл, оскорбленный Агамемноном, отказался выводить своих воинов во время очередной вылазки троянцев из осажденного лагеря, и его друг Патрокл, заменивший сына Зевса в бою, был убит Гектором. Теперь герою остается только отомстить, не обращая внимания на зловещее предсказание оракула. Ведь смерть Ахилла неразрывно связана со смертью сына царя Приама…
Ахилл, или Ахиллес-персонаж древнегреческой мифологии, участник Троянской войны, один из главных героев «Илиады» Гомера. Принадлежал к роду Эакидов, был сыном Пелея и нереиды Фетиды. Ахилл принадлежал к роду Эакидов. Его дед по мужской линии Эак, сын Зевса и речной нимфы Эгины, был царем острова Эгина в Сароническом заливе. Эндеида, дочь либо мудрого кентавра Хирона, либо мегарского героя Скирона, родила Эаку двух сыновей-Теламона и Пелея. Первый стал царем Саламина и отцом Большого Аякса, второй-царем одного из фессалийских племен и отцом Ахилла. Матерью Ахилла была Фетида, одна из пятидесяти дочерей морского бога Нерея. Зевс хотел сделать ее своей возлюбленной, но ему было предсказано (по одной из версий, Прометеем), что сын, который родится от этого союза, станет сильнее отца и свергнет его. Поэтому Зевс отказался от Фетиды, и позже она стала возлюбленной Пелея. На горе Пелион была сыграна свадьба, на которую пришли даже боги. Невеста получила в подарок крылья Арки от Зевса, а жених-меч от Гефеста, коней Балия и Ксанфа от Посейдона, хламиду от Геры, свирель от Афины, фиалу с изображением Эрота от Афродиты, копье с ясеневым древком от Хирона. Богиню раздоров Эриду на свадьбу не пригласили, и она, обидевшись, подбросила участникам празднества золотое яблоко из сада Гесперид с надписью «Прекраснейшей», что впоследствии привело к Троянской войне. Ахилл стал единственным ребенком, родившимся в этом браке. До Фетиды Пелей был женат на Антигоне, дочери царя Фтии Евритиона, и на Полидоре, дочери Периера (царя Спарты или Мессении). Первая родила ему дочь Полидору, жену Бора, сына Периера, вторая родила сына Менестия. Наконец, Филократ упоминает дочь Пелея Полимеду, которая, по его данным, была женой Менетия и матерью Патрокла. В этом случае получается, что Патрокл приходился Ахиллу родным племянником. Существуют и альтернативные генеалогии.
Некоторые античные авторы пишут, что Фетида была дочерью Хирона, что матерью Ахилла была дочь Актора Филомела или Полимела, либо что его родила от Зевса Ламия. Родив сына, Фетида решила сделать его бессмертным. Согласно наиболее ранней версии мифа, втайне от мужа она по ночам клала младенца в горящую печь, «чтобы выжечь в нем все смертное, которое было в нем от отца», а днем натирала его амброзией. Пелей однажды увидел это, пришел в ужас и выхватил ребенка у Фетиды. Та, оскорбленная, бросила мужа и сына и вернулась к сестрам. Одна из лодыжек младенца осталась ненатертой. Ее заменили костью, взятой у быстроногого Дамиса, и эта часть тела стала единственным слабым местом героя. Позже в схолиях к Аристофану появилась версия, согласно которой Фетида шестерых своих сыновей сознательно сожгла заживо, а седьмого Пелей у нее отобрал и таким образом спас. Наконец, получил распространение еще один вариант мифа, по которому Фетида ради придания ребенку неуязвимости погрузила его в воды реки Стикс. Она держала сына за пятку, которая из-за этого осталась единственным уязвимым местом на теле Ахилла. Изначально, по данным Агаместра из Фарсала, сын Пелея и Фетиды носил имя Пиррисий («Ледяной»), согласно другим авторам-Лигирон. Позже его стали называть Ахилл («безгубый»)-или потому, что его губы обожгло огнем, или потому, что он не прикасался губами к материнской груди. Отец отдал ребенка на воспитание кентавру Хирону, жившему на горе Пелион в Беотии. О маленьком Ахилле заботились Филира и Харикло-мать и жена Хирона соответственно. Кентавр научил своего воспитанника охоте, верховой езде, искусствам обращения с оружием и врачевания (Плиний Старший рассказывает, что Ахилл нашел траву, которой можно было излечивать раны). Вместе с воспитателем маленький Ахилл был в Иолке и провожал отца, уплывшего в Колхиду на «Арго». Позже он видел Геракла, заглянувшего на Пелион, чтобы проведать старого друга Хирона, и без боязни дотронулся до львиной шкуры, покрывавшей плечи героя. Судя по отдельным пассажам в «Илиаде», существовала альтернативная версия, по которой Пелей и Фетида остались вместе, и Ахилл воспитывался в их доме. Когда ахейцы начали подготовку к походу на Трою, Пелей отправил сына, тогда еще «в войне неискусного», к Агамемнону, дав ему Феникса в качестве сопровождающего. Согласно Еврипиду, Ахилл еще до этих событий был в числе претендентов на руку прекрасной Елены, похищение которой троянским царевичем Парисом стало поводом к началу войны. Классическим стал другой вариант мифа: Фетида, узнав о готовящемся походе и зная, что ее сыну суждено погибнуть под стенами Трои, спрятала Ахилла, тогда еще ребенка, на острове Скирос. Там девятилетний Пелид, переодетый в девочку и носивший, по разным источникам, имя Пирра, Керкесира или Исса, проводил время в играх с дочерьми местного царя Ликомеда. Несмотря на свой юный возраст, он вступил в связь с одной из царевен, Деидамией, и та позже родила сына Неоптолема. Однако ахейцы не могли отправиться в поход без Ахилла. Калхант предсказал им, что без этого героя война будет проиграна. Поэтому на Скирос отправился самый хитроумный из ахейских вождей Одиссей в сопровождении либо Феникса и Нестора, либо Диомеда. Чтобы заставить Ахилла выдать себя, послы разложили перед царевнами дары (драгоценности, одежду, а между ними меч и щит) и предложили выбрать что-нибудь на свой вкус. Внезапно зазвучал сигнал боевой трубы, и Пелид схватил оружие, чтобы кинуться в бой. После этого ему пришлось примкнуть к антитроянскому союзу. Под началом Ахилла было 50 кораблей. Герой взял с собой воспитателя Феникса, друга детства и возлюбленного Патрокла. Согласно некоторым авторам в начале похода Ахиллесу было 15 лет, а война длилась 20 лет. Первый щит Ахилла изготовил Гефест, эту сцену изображают на вазах. В течение долголетней осады Илиона Ахиллес неоднократно предпринимал набеги на различные соседние города. По существующей версии, он пять лет бродил по скифской земле в поисках Ифигении. В начале войны Ахиллес пытался взять город Монению (Педас), причем в него влюбилась местная девушка. «Нет ничего странного в том, что он, будучи влюбчивым и невоздержанным, мог ревностно заниматься музыкой». На десятом году осады Илиона Ахиллес взял в плен прекрасную Брисеиду. Она послужила яблоком раздора между Ахиллесом и Агамемноном, который свою пленницу Астиному вынужден был вернуть ее отцу Хрису и потому заявил притязание на обладание Брисеидой. Разгневанный Ахиллес отказался от дальнейшего участия в битвах. Фетида, желая отомстить Агамемнону за обиду, нанесенную ее сыну, умолила Зевса даровать победу троянцам. Ни бедствия греков, ни мольбы и обещания посольства, которое, по совету Нестора, снарядил к Ахиллесу Агамемнон, не могли смягчить гнева героя. Только когда троянцы под предводительством Гектора вторглись в лагерь греков, Ахиллес разрешил Патроклу повести на помощь грекам мирмидонян и для большего устрашения врагов приказал ему облечься в свои доспехи. Но Патрокл пал от руки Гектора, и лишь его обнаженный труп был отбит греками у троянцев, доспехи же Ахиллеса достались в добычу Гектору. Обезумевший от горя Ахиллес-безоружный, но в сопровождении Афины-появился на поле битвы, и один грозный вид героя обратил врагов в бегство. На следующее утро Фетида принесла ему новые доспехи, скованные искусной рукой самого Гефеста, особенно подробно описывается в «Илиаде» щит как дивное произведение искусства (это описание имеет важное значение для первоначальной истории греческого искусства). Горя мщением, Ахилл ринулся в бой и прогнал троянцев до городских стен. Один лишь Гектор осмелился противостоять ему, но и тот все же обратился в бегство. Преследуя противника, Ахиллес три раза заставил его обежать вокруг стен Трои, наконец, настиг и убил, а затем привязал обнаженный труп к своей боевой колеснице, и кони повлекли бездыханное тело в лагерь греков. Совершив пышную тризну по Патроклу, Ахиллес вернул за богатый выкуп труп Гектора его отцу, царю Приаму, который явился в его палатку молить об этом. В «Илиаде» от руки Ахиллеса погибли 23 троянца, названных поименно, например Астеропей. Эней скрестил оружие с Ахиллесом, но затем бежал от него. Ахиллес сражался с Агенором, которого спас Аполлон. Легенды эпического цикла повествуют, что при дальнейшей осаде Трои Ахилл убил в бою царицу амазонок Пентесилею и эфиопского князя Мемнона, которые пришли на помощь троянцам. Мемнона Ахиллес убил, мстя за своего друга Антилоха, сына Нестора. В поэме Квинта Ахиллес убил шесть амазонок, двоих троянцев и эфиопа Мемнона. Согласно Гигину, он убил Троила, Астинома и Пилемена. Всего же от руки Ахиллеса пали 72 воина.
Сразив множество врагов, Ахиллес в последней схватке дошел до Скейских ворот Илиона, но здесь стрела, пущенная из лука Париса и направляемая рукой самого Аполлона, поразила его в единственное уязвимое место-пяту, и герой погиб. Согласно некоторым авторам Ахиллес убит непосредственно самим Аполлоном или стрелой Аполлона, принявшего облик Париса, или же Парисом, спрятавшимся за статуей Аполлона Фимбрейского. Самый ранний автор, упоминающий об уязвимости лодыжки Ахилла-Стаций, однако имеется более раннее изображение на амфоре VI в. до н. э., где видим Ахиллеса, раненного в ногу. Позднейшие сказания переносят смерть Ахилла в храм Аполлона в Фимбре, близ Трои, куда он явился, чтобы обвенчаться с Поликсеной, младшей дочерью Приама. Эти сказания сообщают, что Ахилл был убит Парисом и Деифобом, когда сватался к Поликсене и пришел на переговоры. Согласно Птолемею Гефестиону Ахиллес был убит Геленом или Пентесилеей, после чего Фетида воскресила его, он убил Пентесилею и вернулся к Аиду. По существующей версии тело Ахиллеса было выкуплено за равный вес золота с золотоносной реки Пактол. Греки воздвигли Ахиллесу мавзолей на берегу Геллеспонта, и здесь же, чтобы умиротворить тень героя, принесли ему в жертву Поликсену. За доспехи Ахиллеса, по рассказу Гомера, спорили Аякс Теламонид и Одиссей Лаэртид. Агамемнон присудил их последнему. В «Одиссее» Ахилл пребывает в подземном царстве, где его встречает Одиссей. Похоронен Ахиллес в золотой амфоре (Гомер), которую Дионис подарил Фетиде (Ликофрон, Стесихор). Но уже «Эфиопида», один из эпосов эпического цикла, повествует, что Фетида увела своего сына с горящего костра и перенесла его на остров Левка (Змеиный остров при устье Истра Дуная), где он продолжает жить в обществе других обоготворенных героев и героинь. Остров этот служил центром культа Ахилла, равно как курган, который высится на Сигейском холме перед Троей и до сих пор слывет гробницей Ахилла. Святилище и памятник Ахилла, а также памятники Патрокла и Антилоха были у мыса Сигей. Храмы его имелись еще в Элиде, Спарте и других местах. Филострат (род. в 170 году) в сочинении «О героях» (215) приводит диалог между финикийским купцом и виноградарем, повествующий о событиях на Змеином острове. С завершением Троянской войны Ахилл и Елена вступили в брак после смерти (брак самого храброго с самой красивой) и проживают на Белом острове (остров Левка) в устье Дуная на Понте Эвксинском. Однажды приплывшему на остров купцу явился Ахилл и попросил купить для него в Трое девушку-рабыню, указав, как ее найти. Купец исполнил поручение и доставил девушку на остров, но не успел еще его корабль далеко отплыть от берега, как он и его спутники услышали дикие крики несчастной девушки: Ахилл разорвал ее на части-она, оказывается, была последней из потомков царского рода Приама. Крики несчастной долетают до ушей купца и его спутников. Роль хозяина Белого острова, исполняемая Ахиллом, становится объяснимой в свете статьи Х. Хоммеля, показавшего, что даже в VII в. до н. э. этот персонаж, давно превратившийся в эпического героя, по-прежнему выступал в своей исконной функции одного из загробных демонов. Свои особенности культ Ахилла имел на Боспоре. Здесь в произведениях поздних авторов с именем героя связывается, в частности, город Мирмекий. Лев Диакон в X веке, ссылаясь на Перипл Понта Евксинского авторства Арриана, утверждал, что Ахилл был скифом родом из Мирмекия. В комментариях Евстафия Солунского (XII век) к землеописанию, составленному Дионисием Периегетом, Ахилл-тоже скиф, точнее, скифский царь. В этой связи современные исследователи проводят параллели между названием Мирмекия и племенем мирмидонян (этноним-от древнегреческого обозначения муравьев), предводителем которых был Ахилл. При этом Ахилл, как и муравьи, становится хтоническим существом, имеющим касательство к царству смерти. Следовательно, находки в Мирмекии надписей-граффити «ΑΧΙ», предположительно, эллинистического периода, и имевшая место в 1834 году находка на акрополе Мирмекия Мирмекийского саркофага II века нашей эры, украшенного скульптурными рельефами со сценами из жизни Ахилла, представляют собой артефакты распространенного среди жителей Боспора культа Ахилла как, возможно, бога смерти. Именуется «царящим над скифами». Песнь о нем поет Демодок. В Трое появлялся призрак Ахилла, охотящегося на зверей. Копье Ахилла хранилось в Фаселиде в храме Афины. Кенотаф Ахилла был в Элиде, в гимнасии. Согласно Тимею, Периандр воздвиг укрепление Ахиллея против афинян из камней Илиона, что опровергает Деметрий из Скепсиса. Статуи обнаженных эфебов с копьями назывались ахиллами. Существует гипотеза, что изначально в греческой мифологии Ахилл являлся одним из демонов загробного мира (к каковым относились и другие герои-например, Геракл). Предположение о божественной природе Ахилла высказал Х. Хоммель в своей статье. Он показывает на материале греческих раннеклассических текстов, что даже в VII в. до н. э. этот персонаж, давно превратившийся в эпического героя, по-прежнему выступал в своей исконной функции одного из загробных демонов. Публикация Хоммеля вызвала активную дискуссию, пока незавершенную.
Попытка раскрыть тему хтонического характера черноморского культа Ахилла привела к возникновению еще одной гипотезы. Имеются предположения, что греки застали в Северном Причерноморье автохтонное население индо-ариев, и в этом случае имеется некоторое созвучие имени Ахиллеса с хтоническим змеем Ахи-Валой, который почитался местными жителями.