Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«ЛЕГЕНДА ОБ ЭНЕЕ»
(La leggenda di Enea)

Италия-Франция-Югославия, 1962, 105 мин., «Mercury Films/La Societe des Films Sirius/Compagnie Industrielle et Commerciale Cinematographique»
Режиссер Джорджио Вентурини по Вергилию, сценаристы Альберт Банд и Уго Либераторе
В ролях Стив Ривз, Джакомо Росси Стюарт, Марио Феррари, Карла Марлье, Энцо Фермонте, Морис Поли, Бенито Стефанелли

Конец XIII века до н. э. Деревянный конь-символ греческого вероломства-помог врагам разрушить некогда гордую Трою. Те, кто спаслись из горящего города, отправились в бесконечное изгнание, и вел их Эней, последний великий защитник славной Трои. Семь долгих лет они скитались по чужим морям и, наконец, троянцы добрались до неприветливых и враждебных берегов Италии, где и разбили свой лагерь. Эней заключил союз с латинянским царем Лацием, дочь которого, Лавиния, страстно влюбилась в героя. Однако бывший жених Лавинии Турн, который впоследствии рассчитывал стать царем, выступил войной на Энея. Началась долгая кровопролитная война между латинянами и троянцами, судьбу которой решил финальный поединок двух полководцев. Так в начале XII века до н. э. начиналась история великой латинской Римской цивилизации…
Эней в древнегреческой мифологии-герой Троянской войны из царского рода дарданов, в древнеримской-легендарный предок основателей Рима Ромула и Рема, который привел спасшихся троянцев из разрушенной Трои в Италию. Согласно легендам, сын богини любви Венеры. Скитания Энея легли в основу эпической поэмы Вергилия «Энеида», указывающей на предопределенное богами происхождение Рима, а также прославляющей Октавиана Августа через его «божественного» приемного отца Гая Юлия Цезаря. В поэме приведены легенды, дающие обоснование извечной вражде между Римом и Карфагеном, а также возникновению латинов. Культ Энея относится к одному из древнейших на территории современной Италии. В Древнем Риме он был особо популярен среди патрициев, считавших себя потомками энеатов-спутников Энея, прибывших из Трои. Эней был потомком Дардана, родоначальника народа дарданов на северо-западе Малой Азии. У внука Дардана Троса родилось трое сыновей-Ил, Ассарак и Ганимед. Внука Ассарака Анхиса увидела и полюбила богиня любви Венера. Представившись дочерью фригийского царя Отрея, она соблазнила Анхиса на вершине горы Иды, где тот играл на кифаре, после чего открыла ему правду о своем божественном происхождении. В IV Гомеровском гимне Афродита говорит, что назвала мальчика Энеем («ужасный»), так как осознает ужас своего безрассудного поступка-забеременеть от смертного. Эта версия этимологии имени Энея получила наибольшее распространение. Согласно тому же гомеровскому гимну, Энея после рождения вскормили и воспитали горные нимфы. В пятилетнем возрасте его отдали отцу, который стал жить с ним в Трое. Согласно древнегреческой поэме «Киприи» Эней участвовал в экспедиции троянцев в Спарту, во время которой Парис похитил Елену. Будучи родственником троянского царя Приама и его сына Гектора, Эней участвовал в Троянской войне против объединенных сил греков во главе с Агамемноном. Согласно Псевдо-Аполлодору, Эней прибыл на помощь троянцам лишь на десятый год войны. Во время боевых схваток боги дважды спасали Энея от неминуемой смерти. Первый раз его защитили Афродита и Аполлон от Диомеда. Во второй раз Посейдон спас Энея от ярости Ахилла, вынеся с поля боя. Когда греки, использовав военную хитрость, захватили Трою, Энею удалось покинуть город. Он стал предводителем уцелевших троянцев и возглавил их в поисках нового дома. Античные источники по-разному описывают спасение Энея из Трои. Согласно Вергилию, в общей панике Энею удалось вынести на плечах из города своего престарелого отца Анхиса, а также сына Юла. Жена Креуса отстала и погибла в пылающей Трое. Диодор Сицилийский и Клавдий Элиан приводят другой миф о спасении. Эней с частью троянцев занял часть города и успешно оборонялся от греков. Эллины предложили осажденным покинуть город, взяв с собой столько, сколько они смогут унести. В то время как остальные воины несли с собой драгоценности, Эней вынес своего престарелого отца. Пораженные благородством этого поступка греки разрешили ему повторно вернуться и вынести то, что он посчитает нужным. Тогда он вернулся и забрал отеческие святыни, что вызвало к нему еще большее уважение. Описание скитаний Энея приведено у многих античных писателей. Наиболее известное произведение, «Энеида» Вергилия, отображает официальную идеологическую политику периода правления Октавиана Августа. В качестве римского эпоса «Энеида» указывала на предопределенное богами происхождение Рима, а также прославляла одного из его потомков через «божественного» приемного отца Юлия Цезаря, Октавиана Августа. Выбравшись из Трои, Эней собрал других уцелевших жителей города и построил двадцать кораблей. Вначале он пристал к берегам Фракии, надеясь найти приют у местного царя Полимнестора. Он был зятем последнего троянского царя Приама. К нему троянцы отправили царевича Полидора с золотом. Когда до фракийского царя дошла весть о гибели Трои, то он приказал убить Полидора, а золото забрал в свою казну. Узнав о вероломстве Полимнестора, Эней покинул земли Фракии и отправился в дальнейший путь. Прибыв на священный остров Делос, Эней получил от Аполлона прорицание плыть в Италию, ошибочно истолкованное им как направление на Крит. Эней и уцелевшие троянцы даже попытались основать поселение на Крите, но, поняв свою ошибку, отправились в дальнейшее путешествие. Обогнув Пелопоннес, троянцы перезимовали на Закинфе. С наступлением весны корабли под предводительством Энея отправились дальше. Пройдя остров Лефкас, они подошли к мысу Акциум и высадились в Амбракии. Там Эней с частью воинов отправился в Додону, где располагался оракул Юпитера. Там, неожиданно для себя, они встретили Гелена и Андромаху. Бывшие троянцы рассказали, что после взятия Трои их поработил сын Ахилла Неоптолем. После смерти последнего Гелен стал царем и взял в жены вдову Гектора Андромаху. Обладавший даром прорицания Гелен предупредил Энея о том, что для того, чтобы обосноваться в Италии и стать предком великого народа, ему необходимо высадиться на западном побережье Италии, а не восточном. Затем корабли под предводительством Энея обогнули Италию с юга и вышли на побережье Сицилии. К этому времени относится смерть Анхиса. Юнона, испытывая ненависть к троянцам, обратилась к богу ветров Эолу с просьбой не дать Энею возможности доплыть до Италии. Он выпустил на волю все ветры одновременно, что вызвало шторм. В страхе за сына Венера обратилась к богу морей Нептуну, который и утихомирил водную гладь. Из-за бури Эней вместе с уцелевшими троянцами оказался у берегов Африки, где в это время царица Дидона занималась строительством нового города Карфагена. Чтобы уберечь сына от возможных враждебных действий местных жителей, Венера поспособствовала тому, что Дидона полюбила Энея. До этого первая царица Карфагена была замужем за Акербантом, которого убил ее брат и царь Тира Пигмалион. Сбежав из Тира, Дидона поклялась никогда никого не любить, дабы не осквернять память о своем первом муже. Сестра царицы Анна убедила Дидону не противиться зову сердца, так как Карфаген был окружен врагами и помощь мощного защитника, такого как Эней, была для города весьма полезной. Когда во время охоты началась гроза, Дидона и Эней укрылись в пещере, где и предались любви. После этого троянец стал соправителем царицы Карфагена. Однако такое развитие событий никак не согласовывалось с планами богов. Юпитер отправил к Энею Меркурия с приказом продолжить путь. Эней был вынужден повиноваться. Дидона впала в ярость и, не выдержав мук попранной любви, покончила с собой. Перед смертью она прокляла Энея и весь его род. Во время Пунических войн эта легенда служила одним из обоснований противостояния между Римом и Карфагеном. Доплыв до побережья Кампании, Эней высадился около Кум и встретился с местной прорицательницей-кумской сивиллой. Она подтвердила согласие богов дать возможность Энею основать в Италии новый город. Когда Эней захотел узнать больше о судьбах своих потомков, сивилла предложила ему посетить загробный мир. Вместе с прорицательницей они спустились в загробный мир, где встретили Анхиса. Тот показал своему сыну души еще не родившихся потомков, вплоть до Октавиана Августа. Также Энею предсказали, что город будет основан там, где он увидит белую свинью с тридцатью поросятами, а также там, где троянцы съедят собственные столы. Вскоре, когда троянцы сошли на берег в царстве Латина, они испекли лепешки и разложили их на свежесорванных листьях сельдерея. Сначала они съели лепешки, а затем закусили сельдереем, тем самым выполнив часть пророчества. Одновременно с этим Асканий увидел огромную белую свинью с выводком из тридцати поросят. Эней, увидев исполнение пророчества, отправил послов к царю Латину. Латин принял троянцев весьма дружелюбно. До этого он получил предсказание от Фавна о том, что к нему прибудет чужеземец, который станет его зятем и предком великого народа. В то же время жена Латина Амата не одобряла воодушевления мужа. Юнона, стремившаяся любым путем помешать возрождению Трои на новом месте, послала богиню мщения Алекто к жениху дочери Латина Турну. Одновременно с этим она подстроила смерть любимого всеми италийцами оленя от руки Аскания. Когда все италийцы выступили против чужеземцев, то Латину ничего не оставалось, как подчиниться общему порыву негодования. Армия италийских народов во главе с Турном выдвинулась против прибывших троянцев. Эней начал спешно искать союзников. Сначала он обратился к престарелому Эвандру, который предоставил в его распоряжение отряд со своим сыном, или внуком, Паллантом. Также Эвандр посоветовал обратиться к этрусскому царю Тархону, которого угнетал присоединившийся к Турну Мезенций. Тем временем войска, предводителем которых был Турн, напали на троянцев. Они уже ворвались в их лагерь, когда прибыл Эней с подкреплением. Бой принял новый оборот. Боги создали призрак Энея, который заманил Турна на корабль, после чего обрубили канат, и корабль уплыл в море. Лишившись военачальника, италийцы отступили. Однако на этом война не закончилась. Вернувшийся из плавания Турн вновь собрал войско. В разгар новой битвы Эней поклялся, что в случае победы троянцы ассимилируются с италийцами в единый народ, а название троянцев не сохранится. Этим он умилостивил Юнону, которая хотела полной гибели Трои. Во время сражения Турн убил Палланта, а сам погиб в поединке с Энеем. Палланта похоронили на холме, названном в его честь Палатином. На гибели Турна и, соответственно, победе Энея и заканчивается эпическое произведение Вергилия. В «Истории от основания города» Тита Ливия в описании пути Энея в Италию отсутствует указание на посещение Карфагена и знакомство с Дидоной. После высадки в Лации местный царь аборигенов Лация Латин собрал войско, чтобы дать отпор пришельцам. До сражения дело не дошло, так как оба правителя нашли общий язык и скрепили союз свадьбой между дочерью Латина Лавинией и Энеем. В ее честь и был назван новый город Лавиний. Вскоре на аборигенов Лация и троянцев напали рутулы под предводительством Турна. Рутулы проиграли битву, во время которой погиб царь Латин. Турн заключил союз с этрусским царем Мезенцием. Перед угрозой новой войны Эней объединил троянцев и аборигенов в единый народ латинов. Сражение с объединенным войском рутулов и этрусков было удачным для латинов, однако в его ходе погиб Эней, которого похоронили рядом с рекой Нумицией. Сын Энея, то ли от Креусы, то ли от Лавинии, Асканий покинул Лавиний и основал новый город Альба-Лонгу. Его потомками стали Ромул и Рем, основавшие Рим. Дионисий Галикарнасский в целом повторяет версию Вергилия, за исключением посещения Карфагена. Он дополняет легенду рядом деталей, в том числе перечислением городов, которые Эней основывал по пути, оставляя в них троянцев, которые в силу тех или иных причин не могли продолжить путешествие. По прибытии в Италию Эней вступает в союз с Латином, который на тот момент вел войну с рутулами. Для Латина прибывшее издалека подкрепление оказывается весьма кстати, и он отдает замуж за Энея свою дочь Лавинию. После смерти Латина Эней, как зять последнего, становится царем объединенного народа аборигенов и троянцев-латинов. Во время войны он погибает, а царство наследует Асканий, который основывает новый город Альба-Лонгу, куда и переселяет латинов. Логическое завершение мифа относительно жизни Энея содержится в «Метаморфозах» Овидия. Венера уговорила своего отца Юпитера принять ее сына в пантеон. После проведения соответствующего ритуала Эней превращается в божество, которого римляне назвали Индигетом. Культ Энея был популярен в Лавинии, о чем свидетельствуют археологические находки. Также он почитался этрусками. Возможно, основой этрусской легенды о переселении Энея в Италию является факт переселения туда самих этрусков из Восточного Средиземноморья, где обитали родственные им народы. Культ Энея слился с более древним культом божества-прародителя народа Индигета. Впоследствии понятие «индигет» разделилось и стало относиться к нескольким наиболее чтимым богам пантеона, в который входил и Эней. Культ Энея в Древнем Риме был особо популярен среди патрициев. Римская знать считала себя потомками энеатов-спутников Энея, прибывших из Трои, в отличие от плебса, не обладающего соответствующей генеалогией. В противовес патрициям плебс считал, что Рим обязан всем в первую очередь их предкам-товарищам Ромула, примкнувшим к легендарному основателю Рима. Таким образом, на определенном этапе истории Древнего Рима одновременно существовали плебейские и патрицианские культы, в которых Эней пользовался большим почитанием среди знати. Патрицианский род Юлиев возводил свою генеалогию к Энею и его матери Венере. Свое название, по преданию, он получил от Аскания, взявшего себе имя Юла. В связи с этим Гай Юлий Цезарь считал своей покровительницей Венеру, в честь которой начал строить Храм Венеры-Прародительницы в Риме, а также помещал ее изображение на большинство монет. В императорскую эпоху спасение Энеем своего престарелого отца стало символом выполнения своего долга, чему древние римляне уделяли большое значение и даже создали культ богини благочестия и исполнения долга Пиетас. Более того, с приходом к власти Октавиана Августа добродетель пиетас, предполагавшая благочестие, уважительное отношение и привязанность к богам, стране, родственникам и предкам-в особенности родителям-стала частью официальной государственной пропаганды. Первый император стремился укрепить позиции поддерживающих его мелких и средних землевладельцев, для которых архаичные семейные отношения имели не только моральное, но и экономическое значение. При том уровне развития общества сильная власть отца семейства или господина обеспечивала наиболее эффективное ведение хозяйства. Соответственно, способствующая этому добродетель пиетас приобретала большое значение. Будучи тесно связанной с «римским мифом», пиетас предполагала почитание и трепетное отношение к римской религии и культам. Персонификацией пиетас в этот период официальная пропаганда представляет Энея, что и находит отображение в «Энеиде» Вергилия. Первые монеты с изображением Энея отчеканили при Юлие Цезаре. На них Эней изображен несущим Анхиса со священным палладиумом в руках. В качестве олицетворения благочестия и преданности группу Энея с Анхисом и Асканием поместили на монеты императоров Гальбы, Траяна и Антонина Пия. Кроме общеимперских, Эней также встречается и на провинциальных монетах Апамеи. Отношение к мифу об Энее как о легендарном предке римского народа на протяжении столетий менялось. В XV-XVI веках увлеченные античностью ученые и философы периода Ренессанса воспринимали на веру любые рассказы античных писателей. Эней и его спутники были для них такими же историческими личностями, как и действительно существовавшие римские полководцы и императоры. В конце XVII и начале XVIII века отношение к мифу об Энее поменялось. Его стали отвергать как не имеющий исторической основы. Итальянский философ и основоположник философии истории и этнической психологии Джамбаттиста Вико воспринимал рассказ об Энее как неправдоподобную легенду, обусловленную «тщеславием нации», стремлением древних римлян связать свою историю с древнегреческим эпосом. При этом он допускал наличие какой-то исторической основы в сказании об Энее. До середины XX века среди историков преобладало убеждение о возникновении легенды об Энее в III веке до н. э. на фоне проникновения греческой религии в римские верования, обусловленного желанием римлян связать свою историю с легендарной Троей. Открытия археологов в древних городах Апеннин, заключающиеся в находках 58 этрусских ваз с изображением Энея 520-450 годов до н. э., стелы с посвящением Энею на месте древнего Лавиния VI века до н. э., заставили по-другому взглянуть на древнюю легенду. Это дало основание утверждать происхождение мифа об Энее у этрусков, который впоследствии взяли и интерпретировали, исходя из собственных верований, римляне. Также эти артефакты стали дополнительным аргументом теории о происхождении этрусков из мигрировавших из области Восточного Средиземноморья пеласгов. Популярность мифа в среде римлян, по мнению Е. М. Штаерман, была связана с пенатами-вывезенными Энеем фигурками богов-покровителей всего римского народа из Трои, которые хранились в сокровенном месте храма Весты. В «Божественной комедии» Данте Алигьери Эней находится в первом круге ада, который населяют некрещеные младенцы и добродетельные нехристиане. Сюжет «Энеиды» Вергилия в конце XVIII столетия стал основой ироикомической поэмы Н. П. Осипова «Вергилиева Энеида, вывороченная наизнанку», а также поэмы-бурлеска «Энеида» И. П. Котляревского. Последняя считается первым произведением, написанным на украинском языке. Фильм является продолжением фильма «Троянская война» 1961 года.