Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«ЛЕВ И ФИВЫ»
(Leone di Tebe)

Италия-Франция, 1964, 89 мин., «Filmes/La Societe des Films Sirius»
Режиссер, сценарист и продюсер Джорджио Феррони, композитор Франческо Де Мази
В ролях Марк Форест, Ивонна Фурно, Массимо Серато, Розальба Нери

Однажды греки решили покорить столицу Древнего Египта город Фивы и пошли сражаться в пустыню. А в это время легендарный фараон Рамзес влюбляется в прекрасную Елену и буквально сходит от нее с ума. Причем его не останавливает даже то, что его настоящая невеста не менее привлекательна. Начинаются замысловатые и коварные дворцовые интриги, убийства и предательства. И тогда знать обвиняет во всем этом безумии Елену. Ей грозит страшная участь. И только бесстрашный и мужественный Геракл знает, как ей помочь…
Рамсес II Великий-фараон Древнего Египта из XIX династии, правивший приблизительно в 1279-1213 годах до н. э. (согласно т. н. «короткой» ассиро-египетской хронологии). Сын Сети I и царицы Туйи. Один из величайших фараонов Древнего Египта. Ему преимущественно присваивался почетный титул А-нахту, то есть «Победитель». Памятники и папирусы нередко называют его и народным прозвищем Сесу или Сессу. Это, несомненно, то же имя, которое в предании Манефона упоминается таким образом: «Сетозис, который называется также Рамезес». У греков это имя превратилось в Сезостриса, героя легендарных сказаний и всемирного завоевателя. Количество его памятников различной степени сохранности в Египте и Нубии крайне велико. Рамсес II взошел на престол в 27 день третьего месяца сезона шему (то есть Засухи). Молодому царю было в это время около двадцати лет. Несмотря на огромное количество памятников и документов, носящих на себе имя Рамсеса II, история его более чем 66-летнего царствования освещается в источниках довольно неравномерно. Датированные документы существуют для каждого года его правления, но они крайне неоднородны: от памятников религиозного назначения до горшков из-под меда из Дейр-эль-Медины. Смена фараонов могла, как и в прежние времена, побудить у угнетенных народов надежды на удачные восстания. От первых месяцев правления Рамсеса сохранилось изображение привода ханаанских пленных к фараону, но оно несколько условное. Зато восстание в Нубии было, по-видимому, настолько значительное, что для его подавления потребовалось личное присутствие фараона. Страна была усмирена.
Во время этого похода только в одной малонаселенной области Ирем было убито 7 тысяч человек. Наместник Рамсеса в Нубии смог в первые месяцы его царствования доставить ему богатую дань и был осчастливлен за это наградами и царским благорасположением. Возможно, в самом начале своего царствования Рамсесу пришлось также иметь дело с ливийцами. Во всяком случае, сохранилось изображение его торжества над западным соседом, относящееся к первым месяцам его царствования. Не позже 2-го года правления Рамсес одержал победу над шерданами-представителями одного из «народов моря» (считают, что впоследствии они заселили остров Сардинию). Египетские надписи говорят о кораблях неприятеля и разгроме его во время сна. Из этого можно заключить, что дело происходило на море или на одном из нильских рукавов и что воинственные шерданы были захвачены египтянами врасплох. Пленные шерданы были включены в ряды египетского войска. Они чувствовали себя, по-видимому, недурно на службе у фараона, так как позднее изображения показывают их бьющимися в Сирии и Палестине в первых рядах воинов Рамсеса. Определенные успехи были достигнуты во внутригосударственных делах. Осенью первого года своего правления на освободившееся место первого жреца Амона Рамсес поставил верного ему Небуненефа, ранее занимавшего пост первого жреца Тиниского бога Онуриса. На третьем году правления Рамсеса всего на 6-метровой глубине удалось, наконец, найти воду на золотых рудниках в Вади-Алаки, что значительно повысило там добычу золота. Диодор Сицилийский называет Рамсеса II Осимандий, видимо, возводя это имя от тронного имени Рамсеса-Усер-маат-Ра. Укрепив таким образом государство, Рамсес начал готовиться к большой войне с хеттами. Так как Рамсес называл «второй экспедицией» кампанию, которая завершилась битвой при Кадеше на 5-м году правления, можно предположить, что стела, установленная на 4-м году в Нахр-эль-Келб, к северу от Бейрута, является напоминанием о первой кампании. Несмотря на то, что практически весь текст утерян, изображение Ра-Хорахти, протягивающего руку к царю, ведущему пленника, позволяет говорить о некоем военном событии.
Видимо, в 4-й год правления Рамсес предпринял свой первый поход в Переднюю Азию, направленный на подчинение морского побережья Палестины и Финикии, в качестве необходимой предпосылки дальнейшего успешного ведения борьбы с хеттами. В ходе этого похода Рамсес взял город Берит и достиг реки Элевтерос, где поставил свою памятную стелу. То, что Нахр-эль-Келб находится на территории, которую занимали племена амурру, вероятно, говорит о подчинении царя Аммуру Бентешины египетским властям. Произошло это, прежде всего, из-за активизации хеттских набегов, в то время как египетское присутствие гарантировало хоть какое-то спокойствие. Именно это событие стало поводом для объявления войны между Рамсесом II и хеттским правителем Муваталли II: это достаточно ясно из текста договора, подписанного Шаушкамувой, сыном Бентешины, и Тудхалией IV, сыном Муваталли. Весной 5-го года своего правления Рамсес, собрав более чем 20-тысячное войско, выступил из пограничной крепости Чилу во второй поход. Через 29 дней, считая со дня выступления из Чилу, четыре воинских соединения египтян, названные в честь Амона, Ра, Птаха и Сета, в каждом из которых было около 5 тысяч воинов, разбили лагерь на расстоянии одного перехода от Кадеша. Одно из соединений, называвшееся по-ханаански «молодцы» (неарим), и составленное фараоном, видимо, из отборнейших воинов, еще раньше было послано вдоль морского побережья, для последующего воссоединения с основными силами у Кадеша. На следующий день, утром многотысячное войско египтян начало переправу через Оронт у Шабтуна (позднее известен евреям под названием Рибла). Введенный в заблуждение подосланными в египетский лагерь хеттскими лазутчиками, которые уверяли, что хетты отступили далеко на север, к Халебу, Рамсес с одним, уже переправившимся соединением «Амона», не дожидаясь переправы всего остального войска, двинулся к Кадешу. На севере, на небольшом мыске при слиянии Оронта с его левым притоком, громоздились зубчатые стены и башни Кадеша. А в заречной равнине, к северо-востоку от крепости, скрытое городом в полной боевой готовности стояло все войско Хеттского царства и его союзников. Согласно египетским источникам, хеттская армия насчитывала 3500 колесниц с тремя воинами на каждой и 17 тысяч пехоты. Общее количество воинов составляло примерно 28 тысяч. Но войско хеттов было донельзя смешанным и в значительной степени наемным. Кроме хеттских воинов в нем были представлены едва ли не все анатолийские и сирийские царства: Арцава, Лукка, Киццуватна, Араванна, приевфратская Сирия, Каркемиш, Халаб, Угарит, Нухашше, Кадеш, кочевые племена и так далее. Каждый из этих разноплеменных союзников явился под начальством своих властителей и, следовательно, Муваталли было крайне трудно управлять всем этим скопищем. Царь Хатти Муваталли имел все основания избегать схватки с египтянами в открытом бою. Рассчитывать с подобными полчищами одолеть в открытом бою египетское войско, сплоченное, вышколенное и направляемое единой волей, было трудно. Последующая шестнадцатилетняя борьба показала, что войска Хатти избегали битв в открытом поле и больше отсиживались в сирийских крепостях. Во всяком случае, ни на одном из бесчисленных памятников Рамсеса II не показано ни одного крупного сражения с царством Хатти вне городских стен после битвы под Кадешем. Но и сама битва при Кадеше доказывает, что хетты надеялись больше на обман и внезапность нападения, чем на свою военную силу. Переправившись через Оронт, соединение «Ра» не стало дожидаться соединений «Птаха» и «Сета», которые еще даже не подошли к броду, и пошло на север для встречи с фараоном. Тем временем, южнее Кадеша, вне поля зрения египтян, сосредоточилась основная масса колесничего войска противника. Переправа его колесниц через Оронт, очевидно, производилась заблаговременно и прошла незаметно для египтян. Соединение «Ра» в походном порядке, не готовое к бою, подверглось нападению вражеских колесниц, и было молниеносно рассеяно, а колесницы обрушились на соединение «Амона», занимавшееся разбивкой стана. Часть египетских воинов обратилась в бегство, а часть вместе с фараоном была окружена. Египтяне понесли огромные потери. Рамсесу удалось сплотить вокруг себя свою гвардию и занять круговую оборону. Спасению Рамсеса от неизбежного поражения способствовало лишь то, что хеттская пехота не смогла переправиться через бурные воды Оронта и не пришла на помощь своим колесницам. Счастливая случайность-неожиданное появление на поле брани еще одного соединения египтян, того самого, которое шло берегом моря, несколько выправила положение, и египтяне смогли продержаться до вечера, когда к Кадешу подошло соединение «Птаха». Хетты были вынуждены отступить за Оронт, получив, в свою очередь, урон при переправе через реку. В этом сражении погибли два брата хеттского царя Муваталли, несколько военачальников и много других знатных хеттов и их союзников. На следующий день, утром Рамсес вновь напал на хеттское войско, но сломить врага не удалось и в этом сражении. Во всяком случае, ни один источник не говорит о том, что фараон овладел Кадешем. Обескровленные противники явно были не в силах одолеть друг друга. Хеттский царь Муваталли предложил фараону перемирие, что дало Рамсесу возможность с честью отступить и благополучно вернуться в Египет. Хеттский же царь успешно продолжил свои действия с целью подчинить Амурру и, в итоге, сместил правителя Бентешина. Хетты даже продвинулись дальше на юг и захватили страну Убе, ранее принадлежавшую Египту. Битва при Кадеше сильно впечатлила Рамсеса II, который приказал воспроизвести рассказ об этом событии и грандиозные панорамные «иллюстрации» к нему на стенах многих храмовых комплексов, в том числе, в Абидосе, Карнаке, Луксоре, Рамессеуме и Абу-Симбеле. Основные источники, повествующие о произошедшем-три различных текста: длинный детальный рассказ с включенными лирическими отступлениями-так называемая «Поэма Пентаура»; короткий рассказ, посвященный событиям самой битвы-«Доклад» и комментарии к рельефным композициям. О битве при Кадеше упоминают и несколько хеттских документов. Источники, касающиеся дальнейшего хода войны с хеттами, весьма скудны, и порядок событий не вполне достоверен. Войны в Азии, которые Рамсес II вел после 5-го года правления, были вызваны, прежде всего, новым усилением Хеттского царства, враждебностью сирийского севера и потерей Амурру. На 8-м году правления Рамсес вновь вторгся в Переднюю Азию. Итогом этого похода стало взятие Дапура. При содействии своих сыновей, Рамсес осадил и взял эту стратегически важную крепость. Взятие Дапура, изображенное на стенах Рамессеума, Рамсес считал одним из своих славнейших деяний. Он отводил этому подвигу второе место после «победы» под Кадешем. Дапур, находящийся, согласно египетским текстам, «в стране Амуру, в области города Тунипа», вероятно, к этому времени уже вошел в Хеттскую империю, так как в некоторых источниках говорится о его местонахождении одновременно и «в стране Хатти». Как обычно, приступу предшествовала битва на равнине под крепостью, а вскоре и она сама была взята, и к Рамсесу вышел представитель царя Хатти, ведя предназначенного в дар фараону тельца, в сопровождении женщин, несших сосуды и корзины с хлебом. Ко времени Рамсеса II военное искусство египтян шагнуло далеко вперед по сравнению со временем медлительных приемов Тутмоса III, основавшего двумя столетиями ранее «египетскую мировую державу». Тот предпочитал брать укрепленные города измором и часто, не добившись цели, в бессильной злобе опустошал окрестные сады и нивы. Напротив, войны Рамсеса II превратились в непрерывное взятие приступом больших и малых крепостей. При том трудном положении, в котором египтяне оказались в Сирии-Палестине, фараон не мог тратить время на долгую осаду. Перечень городов «захваченных Его Величеством» в Азии сохранился на стене Рамессеума. Многие топонимы плохо сохранились, некоторые до сих пор не локализованы. В стране Кеде, возможно, расположенной на подступах к Анатолии, был взят укрепленный город с великолепным княжеским дворцом. По-видимому, в это же время были взяты и разграблены Акко на финикийском побережье, Иеноам на границе с югом Ливана, и другие северо-палестинские города, также упомянуты в списке Рамессеума. Хотя ни один из документов не говорит о взятии Кадеша, но ввиду того, что Рамсес делал завоевания далеко на севере от этого города, последний, несомненно, был захвачен египтянами. Рамсес также взял город Тунип, где поставил свою собственную статую. Но когда Рамсес возвратился в Египет, хетты снова заняли Тунип, и на 10-м году своего правления Рамсес был вновь вынужден брать этот город. Причем, во время этого с ним снова произошел какой-то случай; Рамсесу, почему-то, пришлось даже сражаться без доспехов, но сведения об этом подвиге слишком отрывочны, чтобы точно составить себе представление о том, что же с ним произошло. Это событие упоминается в тексте стелы в долине Нахр-эль-Келб. По-видимому, в период борьбы Рамсеса в Сирии или несколько позже, произошли какие-то смуты в Ханаане. Недатированная сцена в Карнаке изображает подчинение города Аскалона. На 18-м году Рамсес вел военные действия в районе города Бейт-Шеана. Между 11-м и 20-м годами своего правления Рамсес был занят укреплением египетского господства в Палестине. Недатированные военные кампании изображены на стенах Луксора, Карнака и Абидоса. Среди рельефов Луксора упомянута военная кампания в регионе Моава; также известно, что Рамсес воевал с племенами шасу на юге Мертвого моря в районе Сеира, позже переименованного в Эдом. На востоке от Геннисаретского озера Рамсес поставил плиту в ознаменование своего посещения этого района. Список Рамессеума упоминает Бет-Анат, Канах и Мером, города, которые библейской традицией размещаются в Галилее. Надписи Рамсеса утверждают, что он покорил Нахарину, Нижний Речену, Арвад, Кефтиу, Катну. Впрочем, несмотря на большое число побед, «мировая» держава Тутмоса III полностью восстановлена не была: во всех начинаниях Рамсесу мешало царство Хатти, являясь опорой мелких князьков Сирии-Палестины. В конечном итоге, Северная Сирия и даже царство Амурру остались за царством Хатти. Лишь в прибрежной полосе, уже по свидетельству египетских источников, владения фараона доходили, по меньшей мере, до Симиры. Со смертью Муваталли, произошедшей, вероятно, на 10-м году правления Рамсеса II, отношения между Египтом и Хатти заметно улучшились. Сын Муваталли, Урхи-Тешуб унаследовал престол под именем Мурсили III, однако вскоре был смещен своим дядей Хаттусили III, заключившим с Египтом мир. Может быть, что примирению соперников постепенно способствовало образование сильной Ассирийской державы и связанные с этим опасения. В начале зимы 21 года царствования Рамсеса II посол Хаттусили в сопровождении переводчика-египтянина прибыл в египетскую столицу Пер-Рамсес и вручил фараону от имени своего повелителя серебряную дощечку с клинописным текстом договора, заверенного печатями, изображавшими царя и царицу Хатти в объятиях их божеств. Договор был переведен на египетский язык и впоследствии увековечен на стенах Карнака и Рамессеума. Текст договора, который фараон отослал Хаттусили в обмен на его дощечку, также был клинописным, составленным на международном тогда аккадском языке. Его фрагменты сохранились в Богазкейском архиве. В основном договор был направлен на обеспечение взаимной неприкосновенности владений и предоставление помощи, пехотой и колесницами, в случае нападения на одну из договаривающихся сторон или восстания подданных. Обе стороны взяли обязательство выдавать перебежчиков. Это был первый в мировой истории дипломатически оформленный договор, дошедший до наших дней. По причине ли подписания этого договора или из-за ухудшения здоровья, но период активных военных походов Рамсеса II пришел к концу. Началось время активной дипломатической переписки между двумя странами. В Богазкейском архиве были обнаружены послания Рамсеса II, его семьи и везиря Пазер, адресованные царю Хаттусили III и его супруге Пудухепе. Египетские врачи часто направлялись к хеттскому двору. Результатом договора, спустя 13 лет после его подписания, на 34-м году правления фараона, стал дипломатический брак Рамсеса II и дочери Хаттусили, принявшей египетское имя Маатхорнефрура («Зрящая красоту Солнца», то есть фараона). Царевна стала не одной из второстепенных жен царя, как это обычно случалось с иностранками при египетском дворе, а «великой» супругой фараона. Принцесса выехала из Хаттусы в сопровождении матери и караванов приданого: золото, серебро, бронза, скот, овцы и рабы. На границе их встретили люди фараона, чтобы сопровождать принцессу через Ханаан в Египет. Она прибыла в Пер-Рамсес в феврале 1245 года. С египетской стороны царевну сопровождал «царский сын Куша». Дочь царя Хатти «была приведена к его величеству, и она пришлась по сердцу его величеству». На рельефах стелы в Абу-Симбеле, рассказывающей об этом событии, Хаттусили III изображен сопровождающим свою дочь в Египет; действительно, в архиве Богазкея обнаружено письмо Рамсеса II с предложением тестю посетить Египет, однако было ли осуществлено подобное путешествие, достоверно не известно. Вторая дочь Хаттусилиса III также стала женой Рамсеса. Точная дата этого брака неизвестна, но это произошло уже незадолго до смерти хеттского царя, приблизительно на 42-м году правления Рамсеса II. Мир между Египтом и Азией установился более чем на пол столетия, что вызвало «взрыв» торговой активности в регионе. Для многих городов, таких как, например, Угарит, эта эпоха стала временем небывалого роста и укрепления экономического благосостояния. С этого времени отношения между Египтом и Азией претерпели качественные изменения. Если раньше участники египетских военных походов с добычей возвращались на берега Нила, то теперь некоторые из них остались жить во многих сирийско-палестинских городах. Во всяком случае, подобное население зафиксировано еще при Рамсесе III (XX династия).
Нефертари Меренмут-первая законная супруга, считавшаяся главной царицей уже на первом году самостоятельного правления Рамсеса (как свидетельствует надпись в гробнице жреца Амона Небуненефа). Она принадлежала к одной из придворных семей родом из Фив. Брак Рамсеса с представительницей фиванской знати был политически оправдан, поскольку род Рамсеса происходил из Дельты и не имел родственных связей с египетской аристократией. Имеются предположения о ее родстве с фараоном Эйе из XVIII династии, но достоверных свидетельств тому нет. Нефертари Меренмут вела дружескую переписку с хеттской царицей Пудухепой, обменивалась с нею подарками. На празднике в приблизительно 1255 году до н. э. в честь завершения строительства двух храмов Абу-Симбел, малый храм которого был посвящен ей, старшая дочь царевна Меритамон заменила уже болеющую мать царицу Нефертари, которая скончалась в том же году. Сыновья Рамсеса и Нефертари не пережили отца и не взошли на престол. Сети-девятый сын Рамсеса II, сын царицы Нефертари Меренмут, в 53-й год царствования Рамсеса II еще был жив. Он изображен при осаде Дапура и в военных сценах в Карнаке. Второй законной женой Рамсеса II-возможно, одновременно с Нефертари Меренмут была Иситнофрет. Иситнофрет изображена со своими детьми на многих монументальных сооружениях. Вместе со своими сыновьями она представлена в скульптурной группе, ныне хранящейся в Париже. Бент-Анат-старшая дочь Рамсеса II, возглавляла луксорский список его дочерей. Ее статуи помещались на Синае, в Танисе, в Карнаке, в Абу-Симбеле. Ее гробница находится в Долине цариц, в западной части Фив. Бент-Анат стала Главной женой царя на 25-м году царствования ее отца, после смерти матери. Существует предположение, что Бент-Анат родила от фараона дочь Бент-Анат-младшую, изображенную на стене ее гробницы. Рамсес-второй сын Рамсеса II. Изображен вместе со своей матерью и братом Хаэмуасом в небольшой скульптурной группе, ныне хранящейся в Париже, а также на стелах в Асуане и в Гебель-эль-Сильсиле. Его можно обнаружить и в абу-симбельском храме. Ему же как умершему, посвящена статуя, изготовленная по заказу сына его брата Хаэмуаса. Принадлежащая Рамесесу фигурка ушебти помещена в Серапеуме на 26-й год правления Рамсеса II. Хаэмуас-четвертый сын Рамсеса II, долгое время был наиболее влиятельным при дворе своего отца. Он исполнял обязанности верховного жреца Птаха в Мемфисе и был признан наследником престола на 30-й год правления Рамсеса II. Он фигурирует в трех списках детей Рамсеса II. В юности он принимал участие в войнах в Сирии, о чем свидетельствуют изображения и тексты в Рамессеуме и в Карнаке. Как верховный жрец Птаха в Мемфисе, Хаемуас засвидетельствован фигурками ушебти, изготовленными в связи с церемонией захоронения священных быков Аписов на 16, 26, 30-й и в еще один неизвестный год правления Рамсеса II. С 30-го по 40-й годы царствования Рамсеса II Хаэмуас руководил четырьмя (возможно, пятью) юбилеями «тридцатилетия» своего отца. В должности верховного жреца Птаха Хаэмуасу в 55-й год правления Рамсеca II наследовал его брат Мернептах. Известны ушебти и гробницы Хаемуаса, а также различные предметы (нагрудные украшения, амулеты), найденные в Серапеуме в погребениях быков Аписов. В Британском музее хранится прекрасная статуя Хаэмуаса. Мернептах-13-й сын Рамсеса II. На 55-й год правления Рамсеса II наследовал Хаэмуасу в должности верховного жреца Птаха в Мемфисе. В этот же год он был объявлен наследником престола. После смерти Рамсеса II он стал фараоном. Маатхорнефрура («Зрящая красоту Ра»; ее хеттское имя неизвестно)-третья законная жена Рамсеса II, старшая дочь хеттского царя Хаттусили III и царицы Пудухепы. Акт дипломатического брака на 33 год правления Рамсеса закреплял подписанный годами ранее мирный договор между государствами. Она прибыла в Пер-Рамсес в феврале 1245 года. По одной версии, Маатхорнефрура жила в гареме Mer-wer, по другой-родила фараону ребенка и вскорости умерла. Маатнефрура изображена вместе со своим отцом Хаттусили III на стеле, высеченной на южной стороне внутреннего зала большого храма в Абу-Симбеле, и представлена рядом с Рамсесом II на одном из его колоссов в Танисе. Четвертой законной женой Рамсеса II стала другая дочь Хаттусили III, однако, имя ее неизвестно. Хенутмира («Подобная Ра»)-младшая сестра либо дочь Рамсеса II. Эта гипотеза поддерживается изображением Хенутмиры на статуе ее матери, и, одновременно, матери Рамсеса II-царицы Туйи в Ватиканском музее. Согласно сохранившимся источникам ее роль была скромной, она не имела сыновей и, по-видимому, прожила недолго. Известны ее немногочисленные рельефы на некоторых поздних статуях Рамсеса II. В сороковые годы царствования брата-супруга она скончалась и была погребена в Долине цариц. Саркофаг из розового гранита с головой сокола, принадлежащий Хенутмире, узурпирован во времена XXII династии; памятник хранится в Каирском музее. Известно, что в гареме Рамсеса II была также дочь царя Вавилона и дочь правителя страны Зулапи (Северная Сирия). У большинства сыновей и дочерей Рамсеса неизвестны имена их матерей. Монтухерхепшеф-пятый сын Рамсеса II, принимал участие в военных походах в Азию. Его скарабей хранится в Берлине. Он же присвоил статую в Бубастисе. Ментухерхопшеф был начальником над лошадьми и колесницами. Небенхару-шестой сын Рамсеса II, участвовал, в осаде города Дапур. Мериамун-седьмой сын Рамсеса II, упомянут в Рамессеуме и в Луксоре изображен при осаде Дапура. Аменемуа-восьмой сын Рамсеса II, представлен в храме в Дерре под именем Сетимуа. Он участвовал в осаде Дапура. Известны имена царевичей Сетепенра (10-й сын), Рамери (11-й сын), Хорхерунемеф (12-й сын) и многих других. Небеттави-дочь Рамсеса II. Изображена рядом с его колоссом Абу-Симбеле. Ее гробница находится в Долине цариц. Она также носила титул «жена царя» и, вероятно, состояла в браке со своим отцом. Позднее она стала женой кого-то другого, поскольку ее дочь Истмах не считалась дочерью царя. На передней стене храма Абидоса сохранились изображения и отчасти имена 119 детей Рамсеса (59 сыновей и 60 дочерей), которые предполагают большое количество наложниц, кроме известных нам законных жен, а по некоторым подсчетам-111 сыновей и 67 дочерей. На северо-востоке Дельты Нила, откуда происходила его семья, Рамсес II основал на месте старого дворца своего отца Сети I новую столицу-Пер-Рамсес. Этот город оставался основной резиденцией царей XIX-XX династий. Тем не менее, религиозная столица страны оставалась в Фивах, а царские погребения по-прежнему высекались в скалах Долины Царей. Гробница Рамсеса II не была завершена и в настоящее время находится в крайне плохом состоянии из-за губительного воздействия почвенных вод и ливней; его мумия там оставалась крайне непродолжительное время из-за древних грабителей могил. В царствование Рамсеса II особым почитанием пользовались культы Амона, Ра, Птаха и Сета; однако, именно в это время в религиозной жизни страны все заметнее становится азиатское влияние, выразившееся во включении в египетский пантеон иноземных божеств, ассоциировавшихся с войной или враждебной египтянам морской стихией. В последние годы правления Рамсес II был обожествлен как «Великая Душа Ра-Хорахте», объявив себя, таким образом, воплощением солнечного бога на земле. Рамсес II скончался на 67-м году правления и пережил 12 своих сыновей, среди которых двое-военачальник Аменхерхепшеф и Хаэмуас особенно долго носили титул наследника престола. Египетский трон унаследовал 13-й сын фараона-Мернептах, сын царицы Иситнофрет I, к этому времени-мужчина средних лет. Он был первым из нескольких наследников Рамсеса II, краткие правления которых завершили XIX династию. Спустя тысячелетие после правления Рамсеса II его культ процветал в Мемфисе и Абидосе. Весьма показательным стало наследие образа царя и его сыновей в древнеегипетских и античных сказаниях и легендах. В Фивах около 300 года до н. э. жрецы бога Хонсу для поддержания авторитета их храма воздвигли в святилище бога массивную стелу, текст которой, рассказывающий о путешествии целительной статуи бога Хонсу в страну Бахтан, был навеян азиатскими походами Рамсеса II и его свадьбой с хеттскими царевнами. В сентябре 2008 года в ходе раскопок в районе Айн-Шамс на востоке Каира группа египетских археологов обнаружила руины храма фараона Рамсеса II, также в этом районе обнаружены фрагменты гигантской статуи Рамсеса II. Тело Рамсеса в древности хоронилось жрецами пять раз (перезахоранивалось четыре)-из-за грабителей могил. Сначала его перенесли из собственной гробницы в гробницу его отца Сети I. Ее ограбили. Тогда мумию перезахоронили в гробницу царицы Имхапи. Ее также ограбили. Затем перенесли в гробницу фараона Аменхотепа I. Наконец, в итоге, мумию Рамсеса с мумиями других ограбленных фараонов (Тутмосом III, Рамсесом III) жрецы спрятали в скальный тайник Херихора в современном Дейр-эль-Бахри. Во второй половине XIX века этот тайник обнаружен арабским семейством грабителей могил во главе с шейхом Абд-эль-Расулом, который постепенно продавал ценности оттуда европейским туристам. Это привлекло внимание египетских властей. Египетская служба древностей провела целую спецоперацию по выявлению источника поступлений, и в итоге шейх был вынужден выдать местонахождение скального подземного тайника Дейр-эль-Бахри 320, сооруженного по приказу царя Херихора в XI веке до нашей эры. В результате хорошо сохранившаяся мумия фараона была обнаружена там в 1881 году среди других ограбленных царских тел и стала доступной науке. В Каирском музее, где хранилась мумия фараона, ученые заметили разрушительные действия грибков при контакте с воздухом и решили отправить мумию в Музей человека в Париже для консервации. 26 сентября 1976 года военный самолет с останками Рамсеса II приземлился в аэропорту Ле-Бурже. Рейс встречали госсекретарь по делам университетов Алис Сонье-Сеите и армейский отряд. В стерильной комнате Парижского этнологического музея ученые несколько месяцев занимались общей консервацией и исследованием мумии фараона. Исследования показали, что Рамсес был довольно высокого роста (1, 7 м), светлокожим с лейкодермой, рыжеволосым (впрочем, рыжий цвет волос у мумии может объясняться более быстрым разрушением эумеланина (черного пигмента) по сравнению с феомеланином (рыжим пигментом), что прослеживается у всех мумий). Принадлежал к средиземноморскому типу, близкому к африканским берберам.