Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«ВАМПИРЫ»
(Les Vampires)

Франция, 1915, 400 мин. ч/б, немой, «Societe des Etablissements L. Gaumont»
Режиссер и сценарист Луи Фейад, композитор Робер Израэль
В ролях Стася Напьерковска, Мусидора, Эдуард Мате, Жан Эмме

Репортер Филипп Жеранд обнаруживает, что его секретные записи, касающиеся банды под названием «Вампиры», украдены. Его подозрение падает на офисного клерка Оскара Мазамета, который вскоре признается, что состоит в банде. Он был вынужден украсть бумаги, чтобы доказать свою преданность преступникам. Он умоляет Филиппа не увольнять его, показывая фотографию своих двоих маленьких детей. Репортер жалеет Оскара, но требует, чтобы тот ушел из банды и стал помогать в его расследовании. И вот на протяжении почти семи часов двое мужчин занимаются охотой на бандитов, регулярно спасают друг другу жизнь…
Несколько эпизодов сериала было запрещено к показу Министерством внутренних дел Франции за гламуризацию образа жизни преступников и криминальных элементов. За свою двадцатилетнюю карьеру Луи Фейад снял более 700 фильмов. Это легендарный семичасовой немой сериал на гангстерскую тему, совместивший реализм и фантазию. Сюжет покоится на расследованиях репортера, преследующего необычную банду воров драгоценностей, терроризирующую Париж. Бандиты проникают в самую элиту общества, над которым устанавливают политическое, психологическое и сексуальное господство. Название картины произошло от личности руководительницы банды Ирмы Вэм (Irma Vep-вампир)-суровой очаровательной женщины, которая на протяжении всех десяти серий постоянно меняет свой образ, так что действительно становится похожей на вампиршу. Снятый на улицах Парижа времен Первой мировой войны, фильм имел оглушительный коммерческий успех. Каждая серия картины является законченной историей. Мусидора была акробаткой, поэтому все свои трюки выполняла самостоятельно.
Легендарное произведение Луи Фейада считается отправной точкой в истории сериалов, предшественником глубокофокусной эстетики, позднее развитой Жаном Рено и Орсоном Уэллсом, и родственным по духу сюрреалистическому кино. Подобная взаимосвязь привела к появлению нового жанра-триллера. Поделенная на десять независимых, лишенных финальной яркости частей, продолжительных по времени и выпущенных в прокат через разные промежутки времени, картина «Вампиры» является чем-то средним между серийным фильмом и сериалом. Запутанный, а зачастую и противоречивый сюжет картины основан на истории о шайке парижских бандитов-вампиров и их бесстрашном оппоненте-репортере Филиппе Геране. Вампиры, мастера перевоплощения, подчиняются четверке «великих вампиров», все по очереди уничтожаются, и все служат женщине-вамп Ирме Вап (ее имя-анаграмма слова «вампир»), которая является сердцем и душой не только вампиров, но и всего фильма. Сыгранная ярко и эмоционально Мюзидорой, ставшей после выхода на экран картины звездой, Ирма-наиболее привлекательный персонаж ленты, по сравнению с мертвенно-бледным Гераном и его комичным приятелем Мазаметом. Ее харизма подрывает идею картины-победы добра над злом, и привносит в нее некую аморальную нотку, усиленную делением всех на хороших и плохих парней, зачастую использующих одни и те же двуличные приемы, и сценой жестокого убийства вампиров в конце фильма. Похожий на детектив и триллер о доме с привидениями, фильм «Вампиры» восславляет устойчивый на вид мир буржуазии, одновременно подрывая его. Толстые стены и перекрытия отелей испещрены ловушками и скрытыми от глаз ходами. Массивные камины служат проходами для убийц и воров, которые с обезьяньей ловкостью передвигаются по крышам парижских домов. Городской транспорт изобилует безбилетниками на крышах и снабжен открывающимися полами, чтобы выбрасывать бродяг в люки. Однажды ничего не подозревающий герой картины высунул голову из окна своей квартиры, ему на шею набросили проволочную петлю, рывком сдернули вниз, спешно втолкнули в огромную корзину и увезли в такси быстрее, чем потребовалось бы произнести: «Ирма Вап!». В другой сцене, в стене с камином, открывается просторный лаз к окну, откуда можно попасть в соседнее кабаре. Подчеркивающий атмосферу псевдостабильности, сюжет картины выстраивается как ряд циклов убедительных инверсий; замысловатая, вводящая в заблуждение видимость существует по обе стороны закона: мертвые персонажи оживают, столпы общества (священник, судья, полицейский) оказываются вампирами, и вампиры, устанавливающие законы, разоблачаются. Фейад создает нечто внушительное и значимое, двойной мир-реальный и воображаемый, близкий и поразительно далекий одновременно. Это и есть его самый главный вклад в создание жанра кинотриллера, который по праву делает Фейада его основателем.