Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«ИСТОРИЯ АДЕЛИ Г.»
(L'histoire d'Adele H.)

Франция, 1975, 96 мин., «Les Artistes Associes/Les Films du Carrosse/Les Productions Artistes Associes»
Режиссер и сценарист Франсуа Трюффо, сценаристы Жан Грюо и Сюзанна Шиффман
В ролях Изабель Аджани, Брюс Робинсон, Сильвия Мэрриотт, Рубен Дори, Роджер Мартин, Рэймонд Фалла

История о дочери Виктора Гюго, вместе с отцом уехавшей в эмиграцию в Англию и влюбившейся там в английского офицера. Вместе с ним она уезжает в Канаду, затем в США. Она несчастлива в любви. Дочь знаменитого писателя Адель одинока в чужом мире, в котором для нее не оказалось места…
Действие фильма разворачиваются в 1863 году. Гражданская война в США в самом разгаре, но Великобритания и Франция еще не вступили в этот конфликт. В прошедшем году британские войска были перемещены в Галифакс, Новая Шотландия, с целью тщательного досмотра европейских граждан, которые высаживаются с иностранных судов. Адель Гюго, вторая дочь Виктора Гюго, проходит через охрану и попадает в Галифакс. Путешествуя под вымышленным именем, Адель находит жилье в пансионе, которым управляют мистер и миссис Сандерс. Спустя некоторое время Адель находит нотариуса и интересуется у него о британском офицере, лейтенанте Пинсоне, с которым она некогда состояла в отношениях. Позже в тот же день Адель видит его в книжном магазине. Когда она узнает, что мистер Сандерс будет присутствовать на ужине для военных, где также будет и Пинсон, то просит его передать ему письмо-любовное послание, сообщающее о приезде. Показывая свои старые фотографии миссис Сандерс, Адель рассказывает о своей старшей сестре Леопольдине, которая утонула, катаясь на лодке, в возрасте 19 лет сразу после свадьбы. Когда мистер Сандерс возвращается с ужина, то рассказывает, что передал письмо Пинсону, но тот ничего не сказал. В ту же ночь Адель мучают кошмары про утопление. На следующий день Адель пишет свои родителям, что она, несмотря ни на что, будет вместе с Пинсоном, и то, что они собираются пожениться, но она до сих пор ждет их официального согласия. Она проводит вечера, записывая в дневник о своей жизни и своей любви к Пинсону. «Я верну его любовь нежностью»-пишет она. Пинсон приходит в пансион, где пытается убедить ее в том, что она должна покинуть Галифакс и прекратить преследовать его. Адель верит, что если они поженятся, то все его проблемы будут решены. Пинсон знает, что ее родителям не нравится его крупные карточные долги. Адель пытается переубедить его, рассказывая о том, что она отказалась от другого предложения выйти замуж, угрожает разоблачить его и разрушить всю военную карьеру, а также предлагает ему оплатить все долги, но он все также остается равнодушным. В последующие дни Адель продолжает вести свой дневник, убежденная в том, что она есть жена Пинсона. Она пытается призвать призрака ее мертвой сестры, чтобы тот помог ей. Одной ночью Адель преследует Пинсона до дома его любовницы и смотрит за тем, как они занимаются любовью. Невзирая на это, Адель продолжает писать ему письма, а ее поведение становится все более эксцентричным. Мистер Уистлер, продавец книг, который предоставляет ей бумагу, признается в чувствах к Адели. Выйдя из книжного магазина, она падает в обморок. Мистре Уистлер посещает ее в пансионе и приносит бумагу, но Адель отказывается его видеть. Доктор Мердок посещает больную и диагностирует у нее легкую форму плеврита. Он замечает одно из писем, которое адресовано Виктору Гюго, и рассказывает миссис Сандерс о настоящей личности пансионера. Адель становится все одержимее. Однажды она пишет своим родителям о том, что они с Пинсоном поженились и что к ней следует обращаться как к мадам Пинсон. Получив известие, Виктор Гюго публикует объявление о женитьбе своей дочери в местной газете. О данной новости узнает и полковник Пинсона. После этого сам Пинсон пишет Виктору Гюго, что никогда не женится на Адели. В ответ на это Виктор Гюго пишет дочери, требуя вернуться домой в Гернси. Адель же просит его, чтобы тот простил Пинсона и не преследовал его через суд. Узнав о настоящей личности Адели, мистер Уистлер дарит ей книги ее отца, но из-за этого она гневается на него. Позже она снимает проститутку в качестве подарка для Пинсона. Она следует за ним в театр на представление гипнотизера, где она, вдохновленная его работой, начинает думать, что он может заставить Пинсона полюбить ее. Ей приходится отказаться от этой идеи, после того, как она узнает, что представление было обманом. Адель сходит с ума от отчаянья. Она приезжает к отцу невесты Пинсона и заявляет, что он давно женат на ней и что она вынашивает его ребенка. Отцу приходится прервать помолвку. Она встречает Пинсона еще раз, и он упрекает ее за такие действия, называя ее безумной. Уехав из пансиона, жизнь Адели продолжает ухудшаться. Она бродит по улицам в ободранной одежде, разговаривая сама с собой. В феврале 1864 года Пинсона отправляют на Барбадос и несчастная Адель следует за ним. Уже женившись, Пинсон узнает, что Адель также на Барбадосе. Обеспокоенный ею Пинсон находит Адель бродящей на улицах в лохмотьях. Он пытается вступить с ней в контакт, но Адель не узнает его. Благодаря помощи бывшей рабыни, Адель возвращается в Париж. Отец помещает ее в психбольницу в Сен-Манде, где она проживет следующие 40 лет. Там она работает в саду, играет на пианино и ведет дневник. Адель Гюго умирает в 1915 году в возрасте 85 лет…
Франсуа Трюффо решил снять фильм после того, как получил авторские права на личный дневник Адели Гюго, впервые опубликованные за несколько лет до этого. Главным условием было то, что Виктор Гюго не будет представлен в фильме. Изначально Трюффо хотел позвать на главную роль Катрин Денев, но позже отказался и решил позвать безызвестную в то время Изабель Аджани. Фильм был снят на острове Гернси, в Сенегале и Барбадосе.
После премьеры фильм имел довольно скромную коммерческую прибыль и, хотя он получил благоприятные отзывы, все равно считается одним из наименее известных и успешных фильмов Франсуа Трюффо. Несмотря на это, юная Изабель Аджани получила большое признание критиков за роль Адели Гюго. За эту роль она была номинирована на премию «Оскар», что сделало ее самым молодым номинантом в тот момент. Фильм получил премию Национального совета кинокритиков США за лучший фильм на иностранном языке. Трюффо вспоминал : «В процессе написания сценария «Дикого ребенка», основанного на мемуарах доктора Жана Итара, мы с Жаном Грюо открыли, что написание исторических произведений без каких-либо изменений и дополнений, приносит нам огромное удовольствие. Если так трудно создать душевную историю, в которой пути множества персонажей переплетаются, то будет также трудно написать и сюжет для фильма, который рассказывает историю одного человека. Я считаю, что именно это и привлекло меня в этом проекте. Создав любовные истории, которые включали бы двух или трех человек, я хотел попытаться создать историю, в который любовь персонажа будет направлена лишь в одну сторону». Для того чтобы начать съемки, Трюффо должен был получить права от Жана Гюго, прямого наследника Виктора Гюго. Он дал согласие после обращения режиссера при условии, что Виктор Гюго не появится на экране. Первоначально запрос на финансирование фильма был направлен в Warner Bros., но они отказались, ссылаясь на излишнюю литературность истории. Фильм был профинансирован United Artists. Первоначальный бюджет фильма составил пять миллионов франков, поэтому сценарий был упрощен, чтобы больше сфокусироваться на Адели. Хотя Трюффо ранее пообещал роль Кэтрин Денев, он хотел, чтобы главную роль исполнила новая актриса. На эту роль пробовалась Стейси Тендетер, но затем режиссер был впечатлен игрой Изабель Аджани в «Пощечине» и на сцене, и по этой причине решил взять на съемки ее. В то время у нее был контракт с театром Комеди Франсез, который отказывался разрывать его с ней. Все это переросло в юридический спор, но, в конце концов, Аджани смогла сыграть в фильме. Большинство уличных сцен были сняты на Гернси, Нормандские острова. Многие из актеров массовки были местными жителями. Сцены, поставленные в Галифаксе, были по большей части сняты в Сент-Питер-Порте, на острове Гернси. Ни одна из сцен не была снята в самом Галифаксе. Сцены на Барбадосе же были сняты на острове Горе, Сенегал. По своему обычаю Трюффо влюбился в главную актрису, но Аджани отвергла все его ухаживания. Ей не нравилось репетировать, а работа в Гернси была сильным эмоциональным напряжением для всей съемочной команды. Трюффо позже писал своему другу: «Вы упомянули удовольствие, которое я должен получать, когда снимаю Изабель. Но это совсем не похоже на него: каждодневные страдания для меня, а для нее-почти агония. Ведь ее профессия-религия для нее, а поэтому наша работа-это испытание для каждого. Было бы легко сказать, что с ней трудно, но это не так. Она не такая, как другие девушки в этой профессии, и, так как ей нет даже 20 лет, добавьте к этому (к ее гениальности, давайте не будем бояться слов) незнание других и их уязвимость, что создает дополнительное напряжение».
Адель Гюго (1830-1915)-дочь Адели и Виктора Гюго. Адель была пятым ребенком в семье, младшей из двух дочерей, и единственной, кто пережил своего прославленного отца. Но психическое состояние Адели было ослаблено и, начиная с 1872 года, она долгие годы провела в психиатрической клинике. Адель была очень красивой женщиной и одаренной пианисткой. На ее психическое состояние серьезным образом повлияли два обстоятельства: смерть старшей сестры (19-летняя Леопольдина погибла в 1843 году, катаясь на яхте) и страстная, но безответная любовь к английскому офицеру. В возрасте 26 лет у Адели начали проявляться признаки психической нестабильности (что не было исключением в семье Гюго: Евгений, брат Виктора Гюго, окончил свои дни в психиатрической лечебнице в 1837 году с диагнозом «приобретенный идиотизм»). Так, Адель считала, что ее сестра Леопольдина, трагически утонувшая во время медового месяца, поддерживает с ней спиритический контакт. Возможно, повлияло и увлечение родителей Адели спиритическими сеансами, которые они проводили за несколько лет до помешательства девушки. В 1852 году Адель последовала за своим отцом в изгнание на остров Гернси, но там она стала жертвой депрессии, и в 1858 году ей пришлось вернуться во Францию для лечения. В 1861 году, во время путешествия по Англии, Адель познакомилась с английским офицером Альбертом Пинсоном. Нельзя сказать точно, был ли он бессердечным человеком, обманувшим невинное создание, или был сбит с толку жертвой эротомании, но Адель практически сразу начала считать, что именно он-мужчина всей ее жизни. Однако Пинсон не ответил взаимностью-не помогли ни редкостная красота девушки, ни слава ее отца. Когда Пинсона перевели служить в Галифакс (Канада), Адель втайне от родителей последовала за ним (чтобы оплатить поездку, она выкрала драгоценности матери). В течение трех лет, которые Адель провела в Галифаксе, она рассказывала окружающим, что между ними была помолвка и что семья жениха против их отношений. Она утверждала, что родила от Пинсона мертворожденного ребенка (нет никаких доказательств этого), и, наконец, в письме своему брату Франсуа-Виктору написала, что вышла замуж за Альберта. Несмотря на некоторые сомнения, родные Адели опубликовали в газете, издаваемой на острове Гернси, сообщение о свадьбе. Позже Адель призналась брату, что свадьбы не было, но продолжала надеяться, что бракосочетание состоится (и нанимала гипнотизера, чтобы уговорить Альберта жениться на ней). Франсуа-Виктор предлагал Адели «развестись» с Пинсоном и вернуться во Францию, но Адель отказалась. Пинсон между тем объявил о своей женитьбе на дочери местного судьи. Тогда Адель заставила своих адвокатов написать судье, что это она является женой Альберта. Помолвка Пинсона была отменена. В 1866 году Пинсона перевели в Вест-Индию на остров Барбадос, Адель поехала за ним. О ее дальнейшей жизни на островах мало известно, однако ее психическое состояние ухудшалось. Адель настаивала, чтобы ее называли «Мадам Пинсон». Наблюдатели описывали ее как «грустную, в растрепанной одежде, которая мало подходила для тропического климата». Она постоянно что-то записывала, бродила по улицам. Мальчишки бросали в нее камнями, поэтому она предпочитала выходить в темное время суток. В 1872 году Адель привезли во Францию. Это было печальное возвращение-за исключением отца, все остальные члены семьи уже умерли. Рассудок Адели окончательно помутился, и остаток своей жизни она провела в психиатрической больнице. Отец периодически навещал ее, вплоть до своей смерти в 1885 году. Адель умерла в 1915 году, она уже с трудом говорила, но на лице ее сохранялись следы былой красоты. На протяжении нескольких лет Адель Гюго вела дневники, впоследствии опубликованные. В них она с исключительной подробностью описывает различные стороны жизни своей семьи в годы изгнания на Джерси и на Гернси. В популярной литературе получил распространение термин «синдром Адели», которым описываются случаи страстной безответной платонической любви, однако такой «синдром» не входит в классификацию DSM-IV и является не более чем литературной метафорой.