Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«ЛИЛЯ НАВСЕГДА»
(Lilja 4-ever)

Швеция-Дания, 2002, 109 мин., «Memfis Film/Det Danske Filminstitut/Film i Vast»
Режиссер и сценарист Лукас Мудиссон
В ролях Оксана Акиньшина, Артем Богучарский, Павел Пономарев, Любовь Агапова, Элина Бененсон, Лилия Шинкарева

Шестнадцатилетняя Лиля живет в маленьком бедном городке. Ее мать уехала в Америку с новым любовником, и Лиля ждет, когда ей пришлют приглашение. Не дождавшись от матери ни писем, ни денег, Лиля понимает, что ее бросили. У нее остается единственный друг-11-летний Володя, с которым они мечтают о лучшей жизни. И однажды у Лили появляется надежда. Она влюбляется во взрослого симпатичного парня по имени Андрей, и он уговаривает Лилю поехать вместе с ним в Швецию…
Фильм начинается со сцены, где Лиля бежит по улице под музыку «Mein Herz brennt» «Rammstein» и в конечном итоге оказывается на мосту, где встает на перила. Затем действие переносится в ее прошлое. Мать несовершеннолетней Лили Михайловой, живущей в бывшей Советской республике, уезжает с богатым женихом в США и бросает свою дочь в одиночестве. Опекунша Анна (тетя Лили) переселяет племянницу из ее хоть и не богатой, но в целом уютной квартиры в небольшую убогую квартиру под предлогом, что за коммунальные услуги ни она, ни Лиля платить не могут. Денежно она девочке никак не помогает. Совсем плохо становится, когда коммунальная служба отключает в квартире электричество, потом Лиля обнаруживает, что тетя Анна тем временем заняла ее старую квартиру, а затем саму Лилю вызывает социальная служба, где она выясняет, что мать прислала им письмо, в котором хочет отказаться от прав на дочь. Тогда подруга Лилии Наташа пытается уговорить ее заняться вместе с ней проституцией, как это делала в свое время ее мать, но Лиля отказывается. Однако отец Наташи находит заработанные от клиентов деньги, и подруга, теперь уже бывшая, испугавшись, врет, что это деньги Лилии, из-за чего за последней закрепляется репутация проститутки. Окончательно оказавшись без средств к существованию, Лиля бросает школу (где у нее уже давно тяжелые отношения с учителями и одноклассниками), а потом, когда она понимает, что ей нужны деньги, и у нее нет никакого средства заработать, девочка начинает на самом деле заниматься проституцией. Из-за этого компания парней, которые еще недавно были ее друзьями, однажды ночью врывается к ней домой и насилует ее. Единственным другом Лилии является Володя-нескладный мальчишка, который, так же, как и она, отвергнут всеми, в первую очередь своим отцом-алкоголиком. Он единственный, кто не презирает Лилю, и с кем у нее очень нежные отношения. На заработанные деньги она даже покупает ему баскетбольный мяч, но его отец прокалывает его ножницами. Вскоре в жизни Лили появляется Андрей: симпатичный умный обаятельный молодой человек, который, как ей кажется, влюбился в нее. Это вызывает ревность и настороженности со стороны Володи. Через некоторое время Андрей зовет Лилю с собой в Швецию, обещая счастливую совместную жизнь и работу в благополучной стране. Лиля соглашается, хотя перед ней лежит целая череда фактов, которые должны были ее насторожить: Андрей предлагает ей работу в виде сбора овощей на овощной ферме (что, по мнению, Володи, звучит странно, так как овощи в это время года не собирают). Лиля должна лететь по фальшивому загранпаспорту (Андрей мотивирует это тем, что она несовершеннолетняя). А у самого Андрея в день отъезда неожиданно «заболевает бабушка», и он отправляет Лилю одну, сообщив, что в Швеции ее будет ждать «его друг». После отъезда Лили ее друг Володя совершает самоубийство, наглотавшись таблеток. За границей Лилю встречает «шеф» Витэк, который на деле является сутенером. Он отвозит ее в запертую квартиру и, когда Лиля принимает ванну, насилует. Лиля оказывается в безвыходной ситуации, ее используют как обыкновенную проститутку. Единственным скрашивающим обстоятельством являются сны, в которых ее навещает дух Володи с белыми декоративными крыльями за спиной. В одном из снов, на Рождество, он переносит ее на крышу и говорит, что дарит ей весь мир вокруг, но Лиле не нравится такой «подарок», потому что, по ее мнению, этот мир хоть и является таким богатым, о котором она мечтала, но в то же время он оказался очень холодным и неприветливым. Она хочет спрыгнуть с крыши, но Володя говорит, что если она умрет, то ее обидчики от этого только выиграют, а она-нет (тем более, что сам он жалеет о своем поступке). После этого в Лиле что-то ломается и, будучи в ванной, она решается отстричь себе волосы, и изуродовать себя макияжем, после чего она перечит клиенту (из-за чего тот очень жестко ее насилует). А затем пытается убежать из машины сутенера, но тот зверски избивает ее, притаскивает в квартиру и, бросив на пол, убегает. Очнувшись, Лиля видит дух Володи, который показывает ей, что Витэк, убегая, в ярости забыл запереть дверь. С вопросом «Куда я пойду?» Лиля выходит наружу. От безысходности она убегает от полиции и оказывается на мосту, где забирается на перила. Володя просит ее остановиться, но Лиля, не слушая его, прыгает. В машине скорой помощи ее пытаются реанимировать. Стоящий рядом с медиками Володя кладет Лиле на лицо руку, та открывает глаза, после чего она оказывается у себя дома, и заново идет эпизод, где Лиля садится в машину к Андрею (чтобы тот отвез ее в аэропорт), но на этот раз Лиля не делает этого и захлопывает перед ним дверцу. Фильм заканчивается сценой, в которой Лиля и Володя играют в баскетбол на крыше дома, а за их спинами сияют белоснежные крылья…
Драма шведского режиссера Лукаса Мудиссона, его третий полнометражный фильм. В отличие от своих предыдущих фильмов, Мудиссон снял мрачную картину, пронизанную отчаянием и безысходностью, рассказывающую историю брошенной матерью на произвол судьбы 16-летней девочки в бывшей республике Советского Союза. В оригинальном названии фильма (Lilja 4-ever) слово «forever» (навсегда) сокращено до написания «4-ever». Фильм основан на истории Дангуоле Расалайте, чьи прощальные три письма послужили основой для сценария. Лукас Мудиссон написал сценарий на шведском языке, а потом перевел его на русский. Изначально в сюжете было очень много религиозных образов Иисуса Христа, которые сопровождали Лилю по ходу его развития. Производством занималась студия Мудиссона «Memfis Film» в сотрудничестве с компаниями «Film i Väst», «Sveriges Television» и «Zentropa». Финансовая поддержка была оказана шведскими и датскими Институтами Кинематографии и фондом «Nordisk Film-TV-Fond». Бюджет составил 30 миллионов шведских крон. На главные роли Мудиссон просмотрел около тысячи детей и подростков, которым во время проб нужно было разыгрывать целые импровизации и различные темы в общении родителей и детей. В одной из них нужно было изобразить подростка, который не сделал домашнюю работу и теперь уговаривает родителей отпустить его погулять. Кандидатуру Акиньшиной Мудиссон прокомментировал тем, что она представляла собой не такой образ Лили, который он задумывал изначально, так как, по его словам, Оксана оказалась даже лучше этого. Съемки длились около 40 дней. В качестве бывшей советской республики был взят эстонский город Палдиски, часть снималась в Таллине, шведские эпизоды снимались в Мальме и в павильонах в Тролльхеттане. Прыжок Лили с моста снимался в Мальме в районе Эриксфальт (мост над Треллеборгсваген). Поскольку Мудиссон не знал русского языка, то он общался с актерами через переводчиков. Если реплики по звучанию казались ему неубедительными, то он просил актеров импровизировать, не опираясь на сценарий. Одним из переводчиков была Александра Дальстрем. Картина была избрана в качестве заявки от Швеции на премию «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке. Так как правила AMPAS до 2005 года по этой категории предусматривали фильмы на одном из официальных языков страны происхождения, снятый преимущественно на русском фильм чуть не был дисквалифицирован, однако в итоге допущен к рассмотрению-впрочем, так и не достигнув шорт-листа номинации.
На международном кинофестивале в Хихоне Оксана Акиньшина была названа лучшей актрисой. На международном кинофестивале в Стокгольме картина получила приз за лучшую актрису (Акиньшина) и награду ФИПРЕССИ. Шведская киноакадемия вручила картине свои призы за лучшую режиссуру, сценарий, операторскую работу, актрису (Акиньшина) и как лучшему фильму года, а номинировала за лучшего актера.
Дангуоле Расалайте (1983-2000)-16-летняя литовская девушка, которая попала в сексуальное рабство в Швеции и, не выдержав, покончила с собой, спрыгнув с моста. Ее дело широко освещалось в шведской прессе в начале 2000-х годов. Дангуоле родилась в Тельшяйе, но выросла в старостве Каунаса Шанчяи. У нее была старшая сестра Иоланта, ее мать, Регина Расалиене, работала продавцом и по некоторым данным до вторичного замужества была проституткой. Отца Дангуоле осудили за драку на пять лет, и Регина позже на некоторое время вторично вышла замуж за человека, от которого Дангуоле получила фамилию Расалайте. В начале 1997 года Регина решила переехать в США (где планировала получить грин-карту), для чего продала их дом в Шанчяи и они с дочерью переехали в Жежмаряй, где поселились в однокомнатной квартире, которую Регина решила использовать в качестве временного пристанища, пока оформлялась виза. В этот период Дангуоле уехала к своей сестре Иоланте в Германию (та была замужем за немцем), где училась в хюттенфельдской Литовской Гимназии. Сестра с мужем платили за ее обучение 700 марок в месяц. До Германии Дангуоле была довольно скромной девочкой и прилежно училась в школе, но в Германии с ней, по словам родственников, произошла непонятная метаморфоза, вследствие которой Дангуоле начала нарушать дисциплину, что повлекло жалобы администрации гимназии, из-за чего Регина приехала в Германию и увезла Дангуоле обратно в Литву. Получив визу, Регина решила для начала одна отправиться в Штаты, а Дангуоле планировала забрать, когда той исполнится 16 лет (тогда Регине не потребовалось бы просить у отца Дангуоле его согласия на выезд дочери). После отъезда матери Дангуоле полтора года жила у своей тети Ирены Марозиене, которая с мужем Видмантасом и сыном Сергеем жила там же в Жежмаряй, но они жили в двухкомнатной квартире, в которой четверым было очень тесно, и Дангуоле вернулась в свою прежнюю квартиру. После учебы в Германии она не смогла ужиться в местной школе (тетя Ирена пристроила ее в Жежмаряскую Гимназию) и в конечном итоге бросила ее, несмотря на уговоры родственников окончить хотя бы девять классов. В октябре 1998 года родственники пристроили ее в ПТУ, но, поскольку она жила одна, и Ирена, ее семья, и бабушка Дангуоле Янина Дамбраускиене не могли тотально контролировать ее (через какое-то время Ирена тоже эмигрировала сначала в Англию, а затем-в США к Регине), то Дангуоле, будучи теперь предоставленной сама себе, вскоре бросила учебу и начала вести распутный образ жизни, часто не ночуя дома (соседи вспоминали, что она появлялась дома только, чтоб переодеться). Через некоторое время родственники потеряли ее из виду, так как Дангуоле уехала из Жежмаряя и жила у различных любовников в Кайшядорисе, где через некоторое время исчезла. За всем этим Дангуоле к 16 годам оставалась без паспорта. Летом 1999 года Регина (к тому моменту она в третий раз вышла замуж, на этот раз за американца югославского происхождения) послала дочери письмо, в котором написала, что, наконец, готова забрать ее в США. В ответ муж Ирены написал ей, что нигде не может найти племянницу. Через полгода Дангуоле была объявлена в розыск. Между тем, осенью 1999 года Дангуоле пришла с неким парнем к своей подруге Кристине Ашменайте и уговорила ту отдать ей свой паспорт. Парень был ее новым молодым человеком, который пообещал ей работу в Швеции в Мальме на овощной ферме.
17 сентября 1999 года Дангуоле по паспорту Кристины прилетела в Кристианстад. Там ее встретили и отвезли на квартиру в Арлеве к человеку, который отобрал паспорт и заявил, что она должна будет возместить ему компенсацию за свой перелет в виде 20 тысяч шведских крон (в то время это было эквивалентно 2410 долларам) и возмещать будет с помощью проституции. Сексуальное рабство сопровождалось побоями в случае неподчинения. Квартира всегда была заперта и когда приходил клиент, ему заранее вручали ключ. Так, спустя месяц, Дангуоле удалось втереться в доверие одному постоянному клиенту, который владел пиццерией, и тот, уходя, «забыл» запереть дверь (по другой версии, Дангуоле, улучив момент, сбежала из квартиры через окно). Она избегала полиции, потому что ей сказали, что проституция в Швеции незаконна и, к тому же, она приехала в страну по фальшивому паспорту. Расалайте убежала к владельцу пиццерии, но тот в итоге сам стал использовать ее, как проститутку. За несколько недель до Рождества 1999 года Расалайте познакомилась с 17-летней боснийкой Мелитой, которая поселила ее в квартире в северном пригороде Мальме. Там Дангуоле сидела безвылазно, опасаясь снова столкнуться с сутенерами. Мелита часто видела у подъезда дома что-то ищущих людей, а ее родители получали угрозы от незнакомцев. В ночь с 6 на 7 января 2000 года между Дангуоле и Мелитой произошла некая ссора, в процессе которой Дангуоле заявила, что больше не хочет жить. Девушки помирились, но 7 января во второй половине дня Дангуоле, прихватив нож, тайно ушла из квартиры и Мелита не успела ее задержать. В тот же день ее тело было найдено на трассе E22 под автодорожным виадуком Крусегатан. Полиция посчитала, что это было самоубийство, но свидетелей прыжка Дангуоле найдено не было. Ее в бессознательном состоянии доставили в больницу, но от полученных травм она скончалась 10 января, не приходя в сознание. При себе у Дангуоле не было ни паспорта, ни каких-либо документов, из-за чего ее тело не сразу опознали. У нее был клочок бумаги с тремя телефонами, один из которых принадлежал матери Мелиты, а второй-той самой квартире в Эрлеве. Там были найдены три прощальных письма (в которых Расалайте описала свою историю), адресованных ее друзьям в Литве (одно из писем было адресовано Кристине). В квартире в Эрлеве были найдены вещи Расалайте и две несовершеннолетние проститутки из Чехии-Клаудия и ее 13-летняя сестра Ливия.
Сутенер, державший в рабстве Расалайте, так и не был найден. В письмах Расалайте называет человека, который привез ее из аэропорта в Эрлев и других сутенеров, которые ее удерживали в квартире, «русскими», но, по мнению следствия, они или хотя бы один из них вполне могли быть и литовцами. Почти никто из этих людей так и не был опознан или арестован, кроме «шофера»: он сам откликнулся, когда шведская полиция выступила по телевидению с просьбой о помощи, но сказал, что ему просто заплатили за то, чтобы он привез девушку из аэропорта, а на что именно он везет ее, он не знал. В конечном итоге полиция установила, что «русским» сутенером был некий Гедриус, который действовал под своим настоящим именем. Квартира в Эрлеве принадлежала его другу, но тот заявил, что не знал, для чего Гедриус ее использует. Поскольку процесс идентификации Расалайте затянулся на долгое время, только 31 мая 2000 года был выдан ордер на арест Гедриуса, который, однако, уже 30 апреля покинул Швецию. 3 августа 2000 года шведские власти закрыли дело, поскольку прокурор посчитал, что только трех писем Расалайте, словесных свидетельских показаний и самого состава преступления будет недостаточно, чтобы получить международный ордер на арест. Инспектор, отвечающий за расследование, Бо Люндквист заявил, что даже если бы Гедриус был схвачен, по шведским законам он получил бы только 15 месяцев тюрьмы максимум. По просьбе Регины власти Швеции кремировали тело, прах она забрала в США. 23 января 2006 года королева Сильвия публично упомянула о смерти Расалайте, выражая протест против насилия в отношении женщин.