Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«ЛИСИЧКИ»
(The Little Foxes)

США, 1941, 120 мин., ч/б, «The Samuel Goldwyn Company»
Режиссер Уилльям Уайлер, сценаристы Лилиан Хеллман, Артур Кобер и Дороти Паркер
В ролях Бетт Дэвис, Герберт Маршалл, Тереза Райт, Ричард Карлсон, Дэн Дурья, Патрисия Коллиндж, Чарльз Дингл

Алчность и жадность-вот два порока, ведущие героиню этой картины к намеченной цели. Она, как тот лисенок из библейской притчи, не могущий достать виноград и перегрызающий корни растения ради своей цели. Реджина и ее беспринципные братья решают купить себе прибыльный бизнес-хлопковую фабрику. Для этого нужны немалые деньги, которых у них нет, но есть у мужа Реджины. Однако на просьбу участия в этом сомнительном деле супруг героини отвечает отказом…
Южная аристократка Реджина Хаббард Гидденс борется за богатство и свободу в рамках общества начала XX века, где отцы считали только сыновей законными наследниками. В результате ее алчные братья, Бенджамин и Оскар, независимые богачи, в то время как она финансово зависит от своего мужа, Хорэйса, у которого тяжелое заболевание сердца. Оскар, женившись и оклеветав сладострастную, ныне алкоголичку Берди, чтобы приобрести плантацию ее семьи и ее хлопковые поля, теперь хочет объединить усилия с Бенджамином, чтобы построить хлопчатобумажную фабрику. Они обращаются к своей сестре, нуждаясь в дополнительных 75 000 долларов для инвестиций в проект. Оскар, чтобы получить деньги Хорэйса, первоначально предлагает брак между своим сыном Лео и дочерью Реджины Александрой, которые являются кузенами. Хорэйс и Александра категорически отвергают это предложение. Когда Реджина напрямую просит у Хорэйса денег, он отказывается. Она говорит ему, что его отказ не имеет значения, так как он скоро умрет, а этого дня она с нетерпением ждет. Александра подслушивает разговор. После отказа Хорэйса Бенджамин и Оскар давят на Лео, который работает в банке, чтобы тот украл облигации Хорэйса из его личной ячейки, чтобы получить дополнительную сумму, необходимую для строительства фабрики. После поездки в банк Хорэйс обнаруживает пропажу облигаций и сообщает об этом Реджине. Понимая, что ее братья заставили Лео украсть облигации, она решает шантажировать их, чтобы получить большую долю на фабрике. Хорэйс немедленно заявляет, что меняет свое завещание, оставляя Александре все, кроме облигаций, которые, как он утверждает, он добровольно одолжил Лео. Это сорвало бы попытку Реджины шантажировать братьев и лишило бы ее доли в бизнесе. Берди набирается смелости и говорит Александре, чтобы та не выходила замуж не за того мужчину (то есть за ее сына Лео), так как она будет страдать от последствий всю жизнь. Оскар слышит это и, когда Александра уже не видит, сильно ударяет Берди. Реджина спорит с Хорэйсом. Когда у него случается сердечный приступ, она не предпринимает никаких усилий, чтобы помочь ему. Хорэйс, шатаясь, поднимается по лестнице, чтобы взять лекарство, но падает на полпути. В этот Реджина бросается к нему, зовет слуг, чтобы они отвели его в комнату и позвали доктора. Сцена заканчивается тем, что Гораций лежит на смертном одре, окруженный семьей, доктором и слугами. Хорэйс умирает, и никто не может помешать Реджине обвинить своих братьев в воровстве. Таким образом, она шантажирует их, требуя 75% собственности на фабрике, заставляя их принять ее требования. Это слышит Александра. После того как ее дяди уезжают, она сталкивается с матерью по поводу смерти своего отца. Реджина отрицает свою вину, но Александра настроена скептически. Затем Александра говорит о том, как важно не смотреть праздно на то, как люди творят зло. Реджина говорит дочери, что она ничего не может сделать, чтобы помешать ей покинуть дом, и надеется, что Александра останется. Тем не менее, Александра покидает мать вместе с Дэвидом Хьюиттом. Реджина остается при деньгах, но совершенно одинокой…
Картина получила девять номинаций на премию «Оскар». Название фильма происходит от названия главы 2-ой, стиха 15-го книги «Песнь песней Соломона» в версии короля Джеймса, которая гласит: «Ловите нам лисиц, лисенят, которые портят виноградники, а виноградники наши в цвете». Изначально на главную роль Реджины Гидденс рассматривалась Таллула Бэнкхед, которая уже играла этого персонажа в бродвейской постановке пьесы в 1939 году, получив множество положительных отзывов. Но режиссером экранизации был выбран Уилльям Уайлер, видевший в главной роли Бэтт Дэвис, с которой ранее уже сотрудничал в таких картинах как «Иезавель» и «Письмо». Он настаивал на том, чтобы именно Дэвис утвердили на главную роль. Продюсер Самюэль Голдуин согласился с ним, поскольку ни один из фильмов Бэнкхед не был кассовым хитом. Сама же Дейвис поначалу не соглашалась на участие в фильме, потому что хотела, чтобы главную роль сыграла Таллула Бэнкхед и даже уговаривала Голдуина, но тот отказался. Глава компании Warner Bros. Джек Уорнер, с которой у Дэвис был контракт, отказывался отпускать актрису на съемки и даже предлагал на замену Мириам Хопкинс. Тем не менее, после долгих уговоров Уорнер согласился, получив взамен 385 000 долларов. Дэвис зарабатывала 3000 долларов в неделю, и когда она узнала, сколько Уорнер получил за ее появление в «Лисичках», она потребовала и в конечном итоге получила свою долю от этой суммы.
Уайлер рекомендовал Дэвис посмотреть на Бэнкхед в оригинальной пьесе, что она и сделала, несмотря на серьезные опасения. Позже она пожалела об этом, потому что после просмотра спектакля с Бэнкхед и прочтения сценария Хеллман она чувствовала, что ей нужно будет создать совершенно другую интерпретацию роли, которая, по ее мнению, не подходила персонажу. Бэнкхед изобразила Реджину как жертву, вынужденную бороться с презрением, с которым ее братья относились к ней, но Дэвис сыграла ее как холодную, коварную, расчетливую женщину. Чарльз Дингл, Карл Бентон Рид, Дэн Дюрея, Патрисия Коллиндж-все они повторили свои бродвейские роли. Персонажа Дэвида Хьюитта в оригинальной пьесе не было. Хеллман ввела его, чтобы добавить второго привлекательного мужчину, который был бы на одной стороне с Хорэйсом против ядовитого семейства Хаббард. Дэвис и Уайлер часто спорили во время съемок практически обо всем: от грима, наносимого на Дэвис (Уайлер считал, что она похожа на актера театра Кабуки, но Дэвис хотела выглядеть старше своего возраста, так как по сюжету ей было за сорок), декораций и костюмов (Дэвис считала, что все было слишком роскошным для семьи с бедственным финансовым положением) и до ее видения роли (Уайлер хотел более женственную и отзывчивую Реджину, сродни интерпретации Бэнкхед). Дэвис много уступала Уайлеру во время съемок «Писем», но на этот раз она твердо стояла на своем. Также во время съемок стояла сильнейшая за многие годы жара, температура на площадке регулярно поднималась выше 37 градусов. В конце концов, Дэвис покинула съемки. «Это был единственный раз в моей карьере, когда я ушла из фильма после того, как начались съемки-вспоминала она позже-Я так переживала из-за того, что мой любимый и самый почитаемый режиссер спорил со мной по каждому поводу…Я просто не хотела участвовать в этом». Актриса удалилась в свой арендованный дом в Лагуна-Бич и наотрез отказалась возвращаться на работу. Вернуть на площадку ее смог только продюсер Голдуин, пригрозив судебным иском и требованием выплаты неустойки. Через неделю она вернулась на съемочную площадку после того, как начали ходить слухи о том, что ее заменят Кэтрин Хепберн или Мириам Хопкинс. Несмотря на то, что фильм имел критический и коммерческий успех и был номинирован на девять премий «Оскар», Дэвис и Уайлер больше никогда не работали вместе. Премьера фильма состоялась 21 августа 1941 года в нью-йоркском «Радио-сити-мьюзик-холле». По данным газеты The New York Times в день национальной премьеры фильм посмотрело 22 163 человека, установив тем самым рекорд посещаемости. 10 декабря 1945 года фильм вышел в прокат в Советском Союзе. В 1940-е и 1950-е годы фильм также демонстрировался во многих странах Европы.