Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«ЛОЛА МОНТЕС»
(Lola Montes)

Франция-ФРГ, 1955, 120 мин., «Gamma Film/Florida Films»
Режиссер и сценарист Макс Офюльс по Жаку Лорану, сценарист Аннетт Вадемант
В ролях Мартин Кэрол, Петр Устинов, Антон Уолбрук, Анри Гизоль, Лиз Деламар, Оскар Вернер, Жан Галланд

50-е годы XIX века. В провинциальном американском цирке, на сцене, в богатых декорациях, сидит в царственной позе немолодая, но все еще восхитительная Лола Монтес. Перед глазами пришедших поразвлечься обывателей проходит жизнь героини, инсценированная цирковыми актерами, а сама она за 25 центов отвечает на любой, даже самый нескромный вопрос. Все пережитое обернулось фарсом, хотя с раннего детства она боролась за свое право быть счастливой, а в числе ее возлюбленных были великие композиторы, и король Баварии из-за нее потерял свой престол. Циничный и безжалостный, но любящий Лолу антрепренер объявляет смертельный номер-Лола Монтес должна совершить прыжок, не пользуясь страховочной сеткой. И, уже после прыжка, любой желающий за доллар может поцеловать женщину, близость с которой была несбыточной мечтой для многих аристократов Европы. Женщину, которая могла стать королевой, но отдавшую за гроши память о своих чувствах…
Единственный цветной и широкоэкранный фильм Макса Офюльса. Снят в 1955 году по неопубликованному роману «Необычайная жизнь Лолы Монтес» Сесиль Сен-Лоран, в основу которого положена скандальная жизнь Элизы Гилберт, также известной под именем графини Ландсфельд. На момент премьеры это был самый крупнобюджетный проект в истории французского кинематографа. Пышные, красочные костюмы для ленты разработал один из постоянных сотрудников Офюльса-Юрий Анненков. Фильм знаменит своей драматической судьбой. Поначалу лента была освистана зрителями. Новаторская структура повествования через вереницу выборочных флэшбэков оказалась слишком дерзкой для своего времени. Несмотря на протесты режиссера, продюсеры перемонтировали фильм, чтобы представить историю Лолы в хронологической последовательности. От этого развитие событий стало еще менее понятным для неподготовленного зрителя. Баталии Офюльса с продюсерами по поводу монтажа были прерваны смертью режиссера в 1957 году. Десять лет спустя фильм был отреставрирован, однако вернуть ему первоначальный вид не удалось из-за утраты 20 минут вырезанного при перемонтаже киноматериала. Однако даже и в таком виде «Лола Монтес» впечатлила критиков нового поколения. Один из самых авторитетных, Эндрю Саррис, провозгласил ее величайшим свершением в истории кинематографа. Одни видели в фильме критику нездоровой одержимости публики великосветскими персонажами и «звездами», другие-завуалированное размышление о несоответствии иллюзии и реальности, то есть о самой природе киноискусства. В начале XXI века считавшийся утраченным хронометраж был обнаружен, благодаря чему Французская синематека, в сотрудничестве с сыном Макса Офюльса Марселем, отреставрировала ленту для всемирной премьеры в программе «Каннская классика» (2008). Тогда «Лола Монтес» впервые предстала перед зрителями так, как ее замысливал режиссер-широкоэкранный формат, режущие глаз своей яркостью краски текниколора, необузданная театральность. В 2010 году студия Criterion представила воссозданную «Лолу Монтес» в DVD-формате. Чтобы оправдать огромный для своего времени бюджет, главная роль в фильме была отдана секс-символу Франции пятидесятых-Мартин Кароль. Несмотря на эффектную внешность, Кароль считалась неважной актрисой, и Офюльс старался обратить ее скованность перед камерой на пользу рассказу: в начальных сценах она выглядит почти куклой, которой помыкают другие. Тем не менее, многие указывают на актерскую работу Кароль как на самое слабое место фильма. Других раздражают вялость действия и надоедливые пируэты кинокамеры, которые перетягивают на себя внимание зрителя. У поклонников ленты свои аргументы. «Более роскошных стилистических росчерков представить себе невозможно, текучесть композиционных решений не имеет себе равных, порхание камеры стирает грань между движением и чувством-как будто режиссер использует ее в качестве кисти»-восторгается составитель киносправочника Time Out. Не менее высока оценка Михаила Трофименкова: «Трагический балаган, который никакому Феллини и не снился. Цирк разрастается до масштабов мира, стены исчезают. Немыслимая, наглая, безграничная свобода сюжетосложения». Бюджет картины составил 650 миллионов франков.
Лола Монтес (настоящее имя Мария Долорес Элизабет Розанна Гилберт, 1821-1861)-ирландская актриса и танцовщица, фаворитка короля Баварии Людвига I, присвоившего ей титул графини фон Ландсфельд. Элизабет Розанна Гилберт родилась в семье шотландского офицера Эдварда Гилберта и ирландской дворянки Элизы Оливер. До пяти лет Элизабет проживала в Калькутте, ее отец умер вскоре по прибытии туда от холеры. В 1827-34 годах она воспитывалась в доме отчима, позднее-в доме отца отчима в Шотландии, а затем до 1837 года училась в Бате в школе для благородных девиц. В 1837 году Элизабет сбежала из пансиона и вышла замуж за офицера Томаса Джеймса и в 1838 году выехала с ним в Индию. Супруги со скандалом разошлись в 1839 году в Шимле из-за интрижки Лизбет с лордом Ленноксом. В 1842 году Элиза Гилберт вернулась в Лондон, где изучала испанский язык и испанские танцы. Она также побывала с краткой образовательной поездкой в Испании. В 1843 году Элизабет Гилберт под именем Мария де лос Долорес Поррис-и-Монтес (кратко Лола Монтес) вернулась в Лондон и выдавала себя за испанскую танцовщицу из Севильи, пользуясь популярностью вышедшей новеллы Проспера Мериме «Кармен». После успешного дебюта 3 июня 1843 года ее разоблачили, и Лола была вынуждена бежать из Англии. В путешествиях по Европе Лолу Монтес, пускавшуюся в разные любовные аферы, сопровождали многочисленные скандалы. Первый из них случился в тюрингенском княжестве Рейсс-Эберсдорф. 3 сентября 1843 года в Берлине Лола Монтес танцевала Los Boleros de Cadix для короля Пруссии Фридриха Вильгельма IV и императора Николая I, затем во время своих гастролей вызвала возмущение в Варшаве. Из Рейс-Эберсдорфа, Берлина, Варшавы и Баден-Бадена ее выдворили. В 1844 году Лола Монтес выступила в Парижской опере, а в 1846 году напомнила о себе в Париже после смерти на дуэли ее возлюбленного Александра Дюжарри, издателя La Presse. Среди почитателей Лолы Монтес были оба Дюма: отец и сын, а также Ференц Лист, с которым она познакомилась в 1843 году в Дрездене и сопровождала его в Париж. Проведя два года в парижском полусвете, Лола Монтес прибыла 5 октября 1846 года в Мюнхен, остановилась в отеле «Баварский двор» на Променадеплац и подала заявку на работу танцовщицей. Август фон Фрайс, руководивший Баварским придворным театром, отказал ей в ангажементе, и Лола Монтес попросила аудиенции у короля Людвига I. Их первая встреча состоялась 7 октября 1846 года. Уже 10 октября Лола Монтес выступила на сцене мюнхенского Придворного и национального театра. 14 октября там же состоялось ее второе выступление. Лола Монтес переехала в отель «У золотого оленя», а затем поселилась в частных апартаментах на Терезиенштрассе. Ее экономка фрау Деш, полицейский шпик, возводила на нее напраслину, что танцовщица якобы принимает по ночам студентов. В этот же период Йозеф Карл Штилер написал ее знаменитый портрет, украшающий ныне Галерею красавиц в Нимфенбургском дворце. 25-летняя танцовщица стала фавориткой 60-летнего короля, который уже спустя месяц и десять дней после ее первого выступления изменил свое завещание. В его новой редакции для Лолы предусматривалась выплата 100 тыс. гульденов, если после смерти Людвига I она не будет состоять в браке или вдовствовать. Кроме того, незамужней Лоле Монтес полагалось годовое содержание в 2400 гульденов. До 1850 года, когда отношения между Лолой и королем закончились, она успела получить в действительности 158 084 гульденов, что на сегодняшний день по покупательной способности соответствует 2, 3 млн. евро. Король Людвиг подарил своей возлюбленной также дворец в Мюнхене на Барерштрассе, 7, куда она въехала в 1847 году. Король регулярно бывал в гостях у Лолы Монтес с 17 до 22 часов. Иногда она принимала и других господ, в большинстве карьеристов, надеявшихся, что Лола Монтес замолвит за них словечко перед королем. Связь короля с танцовщицей быстро стала достоянием общественности и вызвала у нее неодобрение. Единственным удостоверением личности Лолы Монтес был паспорт, выданный в княжестве Рейсс-Эберсдорф, и король решил принять Лолу Монтес в баварское гражданство, но кабинет правительства и в особенности министр внутренних дел Карл фон Абель заявил о незаконности этого акта. 11 февраля 1847 года все министры баварского правительства подали в отставку, которая была принята 1 марта. Новый состав правительства был сформирован с большим трудом. Несмотря на это, Лола Монтес получила баварское гражданство, что вызвало протесты на Терезиенштрассе. 25 августа 1847 года Лола Монтес была возведена в дворянство с титулом графини фон Ландсфельд «за многочисленные благие дела для бедной Баварии». Мюнхенцы очень не любили Лолу Монтес. Попыхивая турецкой сигарой, она устраивала в Мюнхене скандалы один за другим. Ее увлекала идея завести себе студенческую лейб-гвардию, и она уговорила мюнхенских студентов организовать новый студенческий союз в свою честь, а также завела интрижку с одним из студентов Пейснером. Мюнхенское студенчество было возмущено поведением Лолы Монтес, что привело к отставке нескольких профессоров и высокопоставленных чиновников. Однажды возбужденная толпа опознала ее на Театинерплац и ринулась к ней, так что Лоле пришлось даже скрываться в Театинеркирхе. По следам этих событий король Людвиг I распорядился 9 февраля 1848 года закрыть университет на зимний семестр 1848-49 годов и приказал студентам покинуть город в три дня. 10 февраля 1848 года студенты и жители Мюнхена протестовали против этого решения перед резиденцией короля, в городе возникли беспорядки. Под давлением купечества, арендодателей и бюргерства Мюнхенский университет открылся спустя сутки, графине Ландсфельд было выдано предписание покинуть город в течение одного часа. 11 февраля 1848 года она на глазах разгневанного населения бежала в замок Блютенбург, затем в Линдау и далее в Швейцарию. Король Людвиг 16 марта на заседании совета короны объявил, что Лола Монтес более не является гражданкой Баварии. 17 марта она была объявлена в розыск. В революционной ситуации 1848 года после распространившихся слухов о якобы тайном возвращении Лолы Монтес в Мюнхен баварский монарх 20 марта отрекся от престола. Новое правительство признало недействительным выданный Монтес диплом на графское достоинство. Страстному коллекционеру графу Максимилиану фон Арко-Циннебергу достался окурок, брошенный Лолой Монтес во время бегства из Мюнхена, который в настоящее время демонстрируется в экспозиции Мюнхенского городского музея. В Швейцарии Лола Монтес надеялась на встречу с королем Людвигом. Из переписки между Лолой Монтес и королем следует, что Лола на деньги баварского короля вела неслыханно роскошный образ жизни. Ее мимолетный возлюбленный Огюст Папон пытался шантажировать Людвига. Король охладел к Лоле Монтес только после того, как из первых уст от Пейснера узнал о ее романе со студентом. Тем не менее, переписка между танцовщицей и королем продолжалась, Лола Монтес пыталась вытянуть из возлюбленного еще денег. В 1849 году Лола Монтес вернулась в Лондон, где вышла замуж за молодого британского офицера Джорджа Траффорда, после чего Людвиг окончательно порвал с ней. Первый супруг Лолы Монтес был жив и здоров, поэтому ее обвинили в двоебрачии, и ей вновь пришлось бежать из Англии. Со своим незаконным вторым супругом она отправилась к Средиземному морю, но вскоре супруги поссорились и расстались. Лола Монтес попыталась еще раз завоевать своими испанскими танцами Париж и Бельгию, опубликовала мемуары, а в 1851 году перебралась в США. На Бродвее в 1852 году она выступила в ревю «Лола Монтес в Баварии» в роли самой себя. В июле 1853 года Лола Монтес вышла замуж за Патрика Халла и в августе обосновалась в Калифорнии, в Грасс-Валли. В 1855 году Лола Монтес гастролировала в Австралии, в частности, в Виктории, где своими представлениями развлекала золотоискателей. В 1856 году ее выступлением открылся королевский театр в Каслмейне. После смерти супруга Лола Монтес в 1857 году вернулась в Нью-Йорк и позднее читала лекции на политические и социальные темы, которые приносили ей немалый доход. Лола Монтес также издавала советы по уходу и красоте, защищала «падших девушек» и под влиянием протестантского священника Чарльза Чонси Берра превратилась в истую христианку. Ее состояние здоровья стало ухудшаться, Лола Монтес пережила несколько ударов, затем заболела воспалением легких, от которого умерла спустя три недели. Похоронена на кладбище Грин-Вуд в Бруклине.