Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«ЛОРКА, СМЕРТЬ ПОЭТА»
(Lorca, muerte de un poeta)

Испания, 1987-88, 120 мин., «Accion Films/La Sept/RAI Radiotelevisione Italiana»
Режиссер и сценарист Хуан Антонио Бардем, сценаристы Марио Камю и Йан Гибсон
В ролях Николас Грейс, Антонио Иранцо, Марио Пардо, Франсиско Жарку, Хавьер Доту, Маргарита Лозано, Мигель Литтин

О жизни одного из самых ярких деятелей испанской культуры XX века-поэта и музыканта Федерико Гарсиа Лорки…
Федерико Гарсиа Лорка (1898-1936)-испанский поэт и драматург, известный также как музыкант и художник-график. Центральная фигура группы «Поколение 27 года», которая внедрила принципы европейских движений (таких как символизм, футуризм и сюрреализм) в испанскую литературу. Один из самых ярких и значительных деятелей испанской культуры XX века. Убит в начале Гражданской войны в Испании, но его тело не найдено. Лорка родился 5 июня 1898 года в городке Фуэнте-Вакерос в испанской провинции Гранада. Его отец, Федерико Гарсия Родригес, был преуспевающим землевладельцем с фермой в плодородной долине, окружающей Гранаду, и удобной виллой в центре города. Состояние Гарсии Родригеса росло благодаря буму в сахарной промышленности. Мать Гарсии Лорки, Висента Лорка Ромеро, была учительницей. В школе впечатлительный мальчик учился не слишком успешно. В 1909 году семья переехала в Гранаду. В 1910-х годах Федерико активно участвовал в жизни местного художественного сообщества. В 1914 году Лорка начал изучать право, философию и литературу в университете Гранады. Гарсиа Лорка много путешествует по стране. В 1918 году у Лорки выходит первый поэтический сборник, «Впечатления и пейзажи», принесший ему если не коммерческий успех, то хотя бы известность. В 1919 году Гарсиа Лорка приезжает в Мадрид. В столичном университете он знакомится с Сальвадором Дали и Луисом Бунюэлем, а также с Грегорио Мартинесом Сьеррой, директором театра «Эслава». По просьбе Мартинесa Сьерры Лорка пишет свою первую пьесу «Колдовство бабочки» и осуществляет ее постановку (1919-20). До 1928 года он учится в мадридском университете. В последующие годы Гарсиа Лорка становится заметной фигурой среди художников-авангардистов. У него выходят новые поэтические сборники, включая «Цыганское романсеро» (1928). В этих стихах поэт, по его собственным словам, «хотел слить цыганскую мифологию со всей сегодняшней обыденностью». Через год Гарсиа Лорка уезжает в Нью-Йорк, в результате чего вскоре появляются новые произведения-книга стихов «Поэт в Нью-Йорке» (1931), пьесы «Публика» (1931) и «Когда пройдет пять лет» (1931). Возвращение поэта в Испанию совпало с падением режима Примо де Риверы и установлением Второй испанской республики. В 1931 году Гарсиа Лорку назначают директором студенческого театра «Балаган». Работая в театре, Лорка создает свои самые известные пьесы: «Кровавые свадьбы», «Йерма» и «Дом Бернарды Альбы». Летом 1936 года Гарсиа Лорка планировал съездить в Мексику, но принял решение вначале отправиться в родные края. За три дня до военного мятежа, ставшего началом гражданской войны, Гарсиа Лорка, чьи симпатии к испанским левым и избранной республиканской власти были общеизвестны (в феврале 1936 года он совместно с Рафаэлем Альберти подписал письмо 300 испанских интеллектуалов в поддержку Народного фронта), уезжает из Мадрида в Гранаду, хотя было очевидно, что там его ждет серьезная опасность: на юге Испании были особенно сильны позиции правых. 16 августа 1936 года франкисты арестовывают Гарсиа Лорку в доме поэта Луиса Росалеса (чьи братья были фалангистами), и предположительно на следующий день поэта расстреляли по приказу губернатора Вальдеса Гусмана и тайно захоронили в 2 км. от Фуэнте Гранде. После этого до середины 1950-х годов книги Гарсиа Лорки были запрещены в Испании, а до смерти генерала Франко подвергались цензуре. Вместе с тем поэт поддерживал дружественные отношения с лидерами фаланги-ХОНС Хосе Антонио Примо де Риверой и Онесимо Редондо Ортегой. Лорка не скрывал свою тягу к мужчинам и был гомосексуалом. Именно это, а не политические убеждения, по мнению лиц близко его знавших, и стало причиной его убийства. Среди тайных любовников Лорки в последние годы его жизни был испанский журналист и критик Хуан Рамирес де Лукас. Текст лучшей песни республиканцев «Ай, Кармела» на стихи Федерико Гарсия Лорки после смерти поэта и захвата Гранады многократно переписывался республиканцами и воинами Интербригад под местные условия боев, имеется кроме указанного ниже и более поздние вариации на фронтах Гандесы, Харамы и Эбро. Существует версия о том, что поэт не был убит, а просто пропал без вести. В 2008 году внучка учителя, расстрелянного вместе с Лоркой, потребовала провести эксгумацию тел общей могилы, в которой якобы покоился и Лорка (по закону о восстановлении исторической памяти). Эксгумация этой и еще 18 братских могил была проведена по приказу судьи Бальтасара Гарсона, действовавшего по собственной инициативе, что вызвало потерю им должности и уголовное обвинение в превышении полномочий. Никаких останков не обнаружили не только в могиле, но и во всем муниципальном округе, где, по официальной версии, развернулась трагедия. Более мифическая версия утверждает, что раненого поэта тайно переправили в Аргентину, но он уже не помнил своего имени и прошлого. В 2015 году испанская сеть радиовещания «Cadena SUR» 22 апреля опубликовала неизвестные ранее документы из архивов Главного полицейского управления Гранады, подтверждающие расстрел Федерико Гарсиа Лорки франкистами (а именно полицейский рапорт 1965 года, утверждавший о «неблагонадежности» Лорки из-за его социалистических взглядов, принадлежности к масонам). Произведения Гарсиа Лорки переведены на многие языки; на русский их переводили М. Цветаева (переводила Лорку в последние дни своей жизни), Н. Асеев, В. Парнах, А. Гелескул, Юнна Мориц, Н. Трауберг, Н. Малиновская, Б. Дубин, Н. Ванханен, К. М. Гусев и другие.
Многими признается, что Лорка в концовке стихотворения «История и круговорот трех друзей» (1930, сборник «Поэт в Нью-Йорке») предчувствовал Гражданскую войну, собственную гибель и неизвестность места своего захоронения. Картина снималась только для телевидения.